Материализм и идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Философы хотят знать, в чём смысл жизни человека. Но для этого нужно ответить на вопрос: что такое человек? В чём его сущность? Определить же сущность человека – значит показать его принципиальные отличия от всего остального. Главное отличие – это разум, сознание. Любая деятельность человека напрямую связана с активностью его духа, мысли.
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания.

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

«Диамат» был фактически советской государственной философией и одновременно служил методологической основой советской науки. Он возник из перенесения гегелевской диалектики в материалистически-монистическое мировоззрение конца девятнадцатого столетия; название «материализм» часто употребляют при этом в смысле реализма (реальности, независимой от мышления и существующей вне сознания).[4]

 
Диамату характерна строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость понятий; неразрывная связь научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными и предупреждающая их превращение в абсолют. 

Вопрос №3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом 

1.         Сторонники метафизического материализма (Ф. Бэкон, Гоббс, Спиноза, Локк) сводили разнообразие форм движения к механическому движению. Сторонники диалектического материализма (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Плеханов, В.И. Ленин) считали, что существует 5 видов движения:
1)          биологическое;
2)          химическое;
3)          физическое;
4)          психологическое;
5)          социальное – высшая форма движения материи.
2.                       Французские материалисты 18 века (Фейербах) считали, что мир есть материя, принципиально непознаваемая. Марксистская теория, напротив, признавала, что мир познаваем в принципе.
3.                       Философия, и метафизический материализм в частности, постепенно отделяются от науки. Диалектический материализм служил основой для науки.
4.                       Представители механистического материализма считали, что истина всегда объективна и не зависима от нашего сознания. Представители диалектического учения придерживались мнения, что всё в мире субъективно, т.к. непознаваемо.

 
Заключение. 
Материализм играет важную методологическую роль во всех областях научного познания, применительно ко всем проблемам философии и теоретическим проблемам естественных и общественных наук. Он указывает науке правильный путь к познанию действительного мира. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, еще нерешенным вопросом, то материалистическое мировоззрение заранее исключает его идеалистическое объяснение и ориентирует на поиски естественных законов развития, действительных ещё непознанных связей. Отвергая идею творения «из ничего», материализм выдвигает требование искать естественные причины изучаемых явлений. 
 
Идеализм, как противоположное материализму учение, способствует изучению мира и его структуры с другой, идеалистической, стороны. Эти два направления философии, рассмотренные вместе, представляют полную картину мира. 
 
Античный материализм показывает истоки и предпосылки зарождения изучаемых направлений, что создает фундамент для дальнейшего их изучения. 
 
Механистический материализм отражает концепции мира с точки зрения механики и других точных наук. Данный вид материализма позволяет взглянуть на картину мира с точной и рациональной стороны. 
 
Диалектический материализм, будучи в самой основе противоположен идеализму, имеет и диаметрально противоположные ему гносеологические источники. Это: строгая объективность рассмотрения любых вещей и явлений; многосторонность рассмотрения изучаемого предмета, гибкость и подвижность понятий; неразрывная связь всех научных представлений, всех сторон научного познания с понятием материи, природы, обеспечивающая пользование ими как относительными (релятивными) и предупреждающая их превращения в абсолют.

 

Список использованной литературы: 

1. Философский словарь / Под  ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. 4-е  изд. С. 445. 
2. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблёва. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 260. 
3 Полное собрание сочинений / Под ред. В.И. Ленина. Том 29. 5-е изд. С. 322.. 4. Главные философские направления / Под ред. Т.И. Ойзермана. - М., 1971. 
5.  КОПРы по философии. 
6. Сочинения / Под ред. К.И. Маркса, Ф. Энгельса. Т. 3. 2-е изд. С. 30. 7. Философские науки / Под ред. Т.И. Ойзермана. 1991. № 7. С. 8 – 13. 
8. Новая философская энциклопедия / Под ред. В.С. Степина, Г.Ю. Семгина и др. – М.: Мысль, 2001. Том 2. С. 508. 
9. Учебное пособие: Основы философии / Под ред. П.С. Гуревича. – М.: Гардарики, 2002. 4-е изд. 

 

Содержание работы

Введение………………………………………………………….…...........3 
Вопрос №1. Материализм и идеализм: 
1.           Понятие материализм………….……………………………….………….4 
2.           Понятие идеализм…………….……………………………….…………...7 
3.           Различия между материализмом и идеализмом…………….…….…….10 
Вопрос №2. Исторические формы материализма: 
1.           Античный материализм…………………………….……….…………...11 
2.           Метафизический материализм Нового времени…………….…………12 
3.           Диалектический материализм…………….………………….………….12 
Вопрос №3. Различие между метафизическим и диалектическим материализмом…………………………………………………………………….13 
Заключение……………...…………………………………………………………14 
Список использованной литературы…………..………………………………...16


Информация о работе Материализм и идеализм