Материальное и идеальное. Сознание и мозг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:29, сочинение

Описание работы

Чтобы раскрыть мою тему полностью, я считаю необходимым начать с происхождения понятия материи и с теории о материальном единстве мира. Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие - из огненной материи, третьи - из воды, огня, земли и воздуха. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц - атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Каждое последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала

Файлы: 1 файл

Эссе философия итог.docx

— 25.88 Кб (Скачать файл)

 
ФГОБУ ВПО 
«Финансовый университет при Правительстве РФ» 

 

 
Кафедра «Философия»

 

 

 

Эссе 
Тема: «Материальное и идеальное. Сознание и мозг».

 

 

 

Подготовил 

студент группы

Проверила

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Чтобы раскрыть мою тему полностью, я считаю необходимым начать с происхождения понятия материи и с теории о материальном единстве мира. Наблюдая явление роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояние вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией, одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие - из огненной материи, третьи - из воды, огня, земли и воздуха. В XVII- XVIII вв. она становится господствующей. Материя мыслится в виде совокупности абсолютно плотных, неделимых частиц - атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Каждое последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором - с идеалистическим монизмом. Принцип материального единства мира означает эмпирическое сходство или тождество конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а общность материи как субстанция, как носителя многообразных свойств и отношений. Бесконечное мироздание как в великом, так и в малом, в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным законам, связующим все в мире в единое целое. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру.

Проблема единства духовно-идеального и материального тесно связана с душой. В науке долгое время широкое распространение имело дуалистическое представление о сознании и мозга. Сознание рассматривалось как нечто надфизическое, лежащее поверх мозга или в его «порах», подобно туману над поверхностью земли или меду в сотах. Считалось: что между духовно-идеальным и материальным лежит пропасть, для преодоления которой у нас нет ни моста, ни крыльев.

Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то не есть ли она разновидность материи? Именно так полагали вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, О.Фогт, и т.д.). Они считали, будто мысль примерно находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А.Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира.

Важным принципом осуществления  рефлекторной деятельности мозга является принцип подкрепления: закрепляется та рефлекторная деятельность, которая подкрепляется достижением результата. Подкрепление рефлексов осуществляется эффектом самих действий с помощью механизма обратной связи. Задача обратной связи состоит в том, чтобы постоянно ставиться мозг в известность о происходящем в управляемой им системе.

В коре мозга мы находим не мысли, а лишь серое вещество. Субъективность образа - не произвольное привнесение  чего-то от субъекта. Образ зависит  от развития нервной системы и  мозга, от состояния организма в  целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества.

Когда мы говорим о субъективности образа, мы имеем в виду, прежде всего  не искажение действительности, а  то, что этот образ есть нечто идеальное. Субъективность образа обмана и заблуждений, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отражением, то никакое познание не было бы возможным.

Образы вещей могут быть чувственными, наглядными, но могут быть и понятными, так что сходство носит не внешний, а внутренний характер. Идеальность  образа состоит лишь в том, что  он несводим ни к определенным внешним  объектам, ни к материальным физиологическим  процессам в мозгу. Физиологические  процессы в мозгу выступают как  носители идеального содержания лишь в том случае, когда их результат  соотносится человеком с объектом отражения. Именно отнесенность мозговых процессов к объективному миру и  делает эти процессы психическими, идеальными.

Различие между материальным и идеальным выражается и в том, что законы мышления не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые в это время происходят в мозгу и которые составляют материальную основу сознания.

Сознание существует не только как  нечто принадлежащие данному  субъекту, но и в виде форм общественного  сознания, зафиксированных средствами языка. Нельзя отрицать реальности сознания-душа. Такой реальностью является и вся духовная культура общества и внутренний духовным мир каждого человека. Мысль действительна. Но ее действительность идеальна. Для каждого другого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувствительные формы ее обнаружения: поступки, слова, жесты, мимику.

Человек, мозг которого является собой  управляющую систему высокой  степени сложности, устроен так, чтобы не только получать, хранить  и перерабатывать информацию, но и  формулировать план действий и осуществлять активное, творческое управление действиями.

Для понимания души важным является следующее определение идеальности: идеальное есть нечто противоположное материальному, но такое, которое в то же время сохраняет свое совестное единство с ним. Когда мы говорим, что душа имматериально, то есть нечто идеальное, мы имеем в виду ее смысловую сущность во всем составе ее компонентов - сознание, самосознание, чувствах, воли, разума, памяти и так далее, но для понимания сути дела мы допускаем условную аналогию между душой и словом.

Вторую часть моей работы я считаю целесообразным начать с определения. Сознание - одна из форм правления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознания».

Будучи адекватным, осмыслением  реальности, сознание реализуется в  виде различного рода практической и  теоретической деятельности. Эта  реализация предполагает формирование замысла, цели или идеи. Идея - это  не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цели формируются на основе всего  совокупного опыта человечества и поднимают до высших форм своего правления в виде социальных, этических, эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы не нужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему форму, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Понятие «сознания» неоднозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение  действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем  самым, подчеркивая его отношение  к материи без выявления специфики  его структурной организации.

В структуре сознания наиболее отчетливо  выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также  переживания, т.е. определенное отношение  к содержанию того, что отражается. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.

Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя собственные чувства, представляющие собой отношения к внешним  воздействиям (удовольствия, радость, горе) настроения, или эмоциональное  самочувствие (веселое, подавленное) и  аффекты (ярость, ужас, отчаяние). В силу определенного отношения к объекту познание знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры познания. Процессы познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека-потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное отражение, так и чувства.

Сознание не ограничивается познавательными  процессами, направленностью на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намеривания претворяются в дело благодаря усилиям воли.

Движущей силой поведения, и  сознание людей является потребность. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевого усилия. Когда потребность находит свой предмет, то влечение переходит в хотение, желание. Воля-это факт сознания, его фактическое обнаружение. Качественные сдвиги в характере потребностей - это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы - жажда познания истины, чувство прекрасного, моральное наслаждение и т. д. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознание потребность. Но потребность - это не конечная, а производная причина человеческих поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир.

Человеческие чувства - это факт познания, отражение мира и выражение  отношения человека к удовлетворению или не удовлетворению его потребностей, интересов, соответствия или несоответствие чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается  вне эмоциональной окраски, имеющей  грамотный жизненный смысл. Эмоциональный  стимул заставляет организовать наши мысли и действия для достижений определенной цели.

Теперь поговорим о бессознательном. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму - ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно

Сознание присутствует и в бессознательных  формах духовной активности, не уделяя, однако, пристальное внимание всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве  случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить  или даже остановить их.

Однако, не все в бессознательном, являются ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое  поле сознания.

Общая идея о бессознательном встречается  еще древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Оно восходит к демонии Сократа, утверждавшего, что он постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу, как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету.

З.Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремящиеся ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх- Я (Супер -Эга). Под Оно имеется в виду сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения. Она лишена сомнений, противоречий и отрицаний. Все инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяются на две противоположные группы: первая охватывает влечение Эго, инстинкты смерти, агрессии, разрушения, а вторая - половые инстинкты, инстинкты жизни. Последнее, по мнению Фрейда, являются инстинктами «Эроса». Для первой группы характерны тенденции, толкающей человеческий организм к возврату в животное состояние. Конкретными проявлениями инстинкта смерти является, например, садизм. Садисту приятно видеть страдание, а причинять его еще приятнее.

Важным фактором является единство языка и сознания. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознание. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должно ему соответствовать. Справедливое и обратное: мы организуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя определить друг от друга, не разрушая того и другого.

Посредствам языка происходит переход  восприятий и представлений к  понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует  свои мысли, чувства и благодаря  этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливо уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает мысли. Речь - это не мышление, иначе, как заметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Информация о работе Материальное и идеальное. Сознание и мозг