Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 02:05, доклад
Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотря на различия всем им присущи два важнейших признака: 1) все они существуют независимо от сознания человека, и 2) способны воздействовать на человека, отражаться нашим сознанием. Понятие материи является фундаментальным в философии.
Окружающий человека материальный
мир представляет бесконечное множество
предметов и явлений, обладающих
самыми разнообразными свойствами. Не
смотря на различия всем им присущи
два важнейших признака: 1) все
они существуют независимо от сознания
человека, и 2) способны воздействовать
на человека, отражаться нашим сознанием.
Понятие материи является фундаментальным
в философии. Так как понятие
материи связано с общим
Наиболее полно и разносторонне учение
о материи развивалось в материалистической
философии, которая исходила из первоосновы
материи, рассматривает ее как субстанцию,
уделяя особое внимание взглядам на атрибуты
материи. В историческом развитии воззрение
на материю во многом определялось в развитии
знаний об атрибутах материи на основе
обобщения естественно-научных знаний
о природе (Атрибуты: движение и взаимодействие,
противоречивость движения, пространственное
отражение, причинность, необходимость
и закономерность.
На протяжении длительного исторического
периода (Античность – конец 19 в.) материя
отождествлялась с теми фундаментальными
элементами вещества, которые были известны
науке на той или иной ступени исторического
развития. В античной философии материя
чувственно воспринималась вещественными
первоначалами (огонь, воздух, вода, земля).
В философии 19 в. в соответствии с естественно-научными
представлениями, материя отождествлялась
с атомами как с мельчайшими частицами
вещества и свойства вещества рассматривались
как универсальные, всеобщие свойства
материи (механические свойства вещества,
масса покоя, инертность и т.п.). Таким образом,
хотя в материалистической философии
материя и определялась как субстанция,
то есть всеобщая, универсальная объективно
существующая субстанция, она истолковывалась
в соответствии с историческим ограничением
естественно-научных знаний о материальных
природных вещах. Таким образом в этом
подходе уже существовало противоречие
– материя объективно вне зависимости
от сознания, но вместе с тем определялась
через ограниченность нашего сознания
на определенном этапе развития. Это противоречие
в определении материи обнаружилось на
рубеже 19-20 в.в. в связи с открытиями в физике,
а именно в связи с открытием структуры
строения атома (ядро и электроны). И именно
элементарные взаимодействия и определяют
структурную целостность атома. Исходя
из представлений о строении вещества,
что атом как мельчайшая частица вещества
отождествляется с материей, а атом представляет
собой элементарные взаимодействия, то
материя превращается в нечто невещественное
явление, то есть нематериальна. Эти изменения
в понимании материи явились причиной
принципиального нового подхода к определении
материи как субстанции. Новый подход
к материи как и субстанции был разработан
с позиции диалектико-материалистического
подхода, в соответствии с которым Материя
– это философская категория для обозначения
объективной реальности, которая познается
человеком и существует независимо от
него и его познания. Подобное определение
материи обосновано в работе В.И. Ленина.
Определение категории материи отвлекается
от всего многообразия конкретных свойств
вещей, изучаемых наукой и решает только
одно всеобщее свойство – объективное
существование: Любой предмет независимо
от его многообразия конкретных свойств
и независимо от того имеет ли наука знания
об этом предмете является материей если
он существует объективно, вне и независимо
от сознания. При таком определении категории
материи, философские учения о ней как
субстанции не зависят от истории определенного
естественно-научного знания о многообразии
конкретных свойств материальных вещей.
Таким образом, определение материи как
субстанции необходимо отличать от исторического
научного знания о многообразии свойств
материальных вещей.
ДВИЖЕНИЕ
В применении к материи - это изменение
вообще. Движение - это атрибут, неотъемлемое
свойство материи. Материи неподвижной,
неизменно пребывающей в состоянии абсолютного
покоя не существует. Материя и движение
неразрывны. Эта основополагающая идея
материализма была высказана англ. материалистом
ТОЛАНГОМ: «материя не существует без
движения, движение - без материи». Движение
есть единственный способ существования
материи. Представление о материи, лишенной
движения имеет одним из своих источников
метафизическое понимание соотношения
покоя и движения. В этом случае, движение
мыслится как переход от одного состояния
покоя к другому под воздействием внешних
сил. В частности, Ньютон предполагал существование
абсолютного пространства, по отношению
к которому возможен абсолютный покой.
Однако в реальной действительности мы
сталкиваемся с ситуацией, характеризующейся
тем, что движение абсолютно, а покой -
лишь относителен, потому, что при неизменности
координат данного тела в системе , связанной
с каким - либо другим телом или системой
тел, это тело изменяет свои координаты
в системах, связанных с другими телами.
(Механистический аспект). С другой стороны,
покой относителен в том плане, что в состоянии
этого относительного покоя происходят
изменения разноуровнего характера ( движение
частиц и т.д.) В виде относительного покоя
мы можем характеризовать наличие в рамках
действительности, относительной устойчивости,
позволяющей телам на протяжении определенного
времени сохранятся как телам (сохранять
качественную определенность). Изменение
– это результат взаимодействия или совместного
воздействия вещей друг на друга, в процессе
которого осуществляется перераспределение
энергии и вещества от одного к другому.
Качественно различным видам материи
соответствуют свои особые, качественно
различающиеся между собой формы движения.
Наиболее приемлемыми и общепризнанными
формами движения являются:
*Механическая форма движения (изменения,
обусловленные содержанием механики)
*Физическая форма (типа расширения металла
и др.)
*Химическая форма движения (мобильность
молекул, движение и изменение хим связей)
*Биологическая (рост растений организмов)
*Социальная (реформы, процессы воспитания,
политические передряги)
В последнее время некоторые пытаются
включить сюда еще другие формы.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
Пространство и время - это всеобщие формы
существования материи. Как и материя,
пространство и время объективны, независимы
от сознания. Структура и свойства движущейся
материи определяют структуру и свойства
пространства и времени. Пространство
и время зависят не только от материи,
но и друг от друга. Это обнаруживается
даже при простом механическом перемещении:
по положению солнца на небе можно определить
время, а для определения координат космического
корабля нужно задать время. Более глубоко
связь пространства и времени раскрыла
теория относительности. Она ввела единое
понятие четырехмерного пространства
и- времени(пространства Минковского)
. Так данные современного естествознания
подтверждают единство материи, движения,
пространства и времени. Пространство
- есть форма бытия материи, характеризующая
ее протяженность, сосуществование и взаимодействие
материальных тел во всех системах. Время
- форма бытия материи, выражающая длительность
ее существования, последовательность
смены состояний всех материальных систем.
Время и пространство обладают общими
свойствами. К ним относятся:
- объективность и независимость от сознания
человека;
- их абсолютность как атрибутов материи;
- неразрывная связь друг с другом и движением;
- единство прерывного и непрерывного
в их структуре;
- зависимость от процессов развития и
структурных изменений в материальных
системах;
- количественная и качественная бесконечность.
Различают монологические (направление,
непрерывность, необратимость) и метрические
(связанные с измерениями) свойства пространства
и времени.
Наряду с общими характеристиками пространства
и времени, им свойственны некоторые особенности,
которые характеризуют их как различные
атрибуты материи, хотя и тесно связанные
между собой.
Так, к всеобщим свойствам пространства
относятся:
- протяженность, т.е. взаимное расположение
и существование различных тел, возможность
прибавления или уменьшения какого-либо
элемента;
- связность и непрерывность, которая проявляется
физическим воздействием через поля различного
характера перемещения тел;
- относительная прерывность, т.е. раздельное
существование материальных тел, каждому
из которых присущи свои границы и размеры.
Общее свойство пространства - это трехмерность,
т.е. все материальные процессы происходят
в пространстве 3-х измерений. Кроме всеобщих
свойств пространство обладает и локальными
свойствами. Например, симметрия и асимметрия,
месторасположение, расстояние между
телами, конкретные формы и размеры. Все
эти свойства зависят от структуры и внешней
связи тел, скорости их движения, взаимодействия
с внешними полями. Пространство одной
материальной системы непрерывно переходит
в пространство другой системы, поэтому
оно практически незаметно, отсюда его
неисчерпаемость как в количественном
так и в качественном отношении.
К всеобщим свойствам времени относятся
объективность, неразрывная связь с атрибутами
материи (пространством, движением и др.),
длительность (выражающая последовательность
существования и смены состояний тел)
образовывается из возникающих друг за
другом моментов времени, которые составляют
весь период существования тела от его
возникновения и до перехода в другие
формы.
Существование каждого тела имеет начало
и конец, поэтому время существования
этого тела конечно и прерывно. Но при
этом материя не возникает из ничего и
не уничтожается, а только меняет формы
своего бытия. Отсутствие разрывов между
моментами и интервалами времени характеризует
непрерывность времени. Время одномерно,
асимметрично, необратимо и направлено
всегда от прошлого к будущему.
Специфические свойства времени:
- конкретные периоды существования тел
(они возникновенны до перехода в иные
формы) ;
- одновременность событий (они всегда
относительны) ;
- ритм процессов, скорость изменения состояний,
темп развития процессов, и др.
Но не смотря на индивидуальные свойства,
отличающие друг от друга пространство
и время, в мире нет материи, которая бы
не обладала пространственно-временными
свойствами, так же, как время и пространство
не существуют сами по себе, вне материи
или независимо от нее. Весь опыт человечества,
в том числе данные научных исследований,
говорит о том, что нет вечных предметов,
процессов и явлений. Даже небесные тела,
существующие миллиарды лет, имеют начало
и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая
или разрушаясь, предметы не исчезают
бесследно, а превращаются в другие предметы
и явления. Но для философии, существовавшее
время, прежде всего, а затем и пространство,
есть порождение событий, актов в глубине
бытия, до всякой объективности. Первичный
акт не предполагает ни времени, ни пространства,
он порождает время и пространство. Материя
вечна, несотворима и неучтожима. Она существовала
всегда и везде, всегда и везде будет существовать.