Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:59, реферат
Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя - возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.
1. Материя
1.1 Формирование философского понимания материи
1.2 Современная наука о строении материи. Материальное единство мира
1.3 Движение как способ бытия материи
1.4 Пространство и время – формы существования материи
Список использованных источников
Одни мыслители (Декарт, Ньютон,
Ламетри и др.) писали о наличии у всякого
движения внешнего источника. Другие философы
(Гераклит, Аристотель, Лейбниц, Толанд,
Гольбах, Дидро, Гельвеций и др.) подчеркивали
значение внутренних факторов и условий,
самодвижения. Современная философия
исходит из того, что движение есть способ
существования материи, где взаимопроникают
и переходят друг в друга самодвижение (
Хотя в мире все меняется,
вместе с тем есть и сила инерции,
сопротивление изменению, что характеризует
состояние относительной
В истории философии по
вопросу о соотношении
В истории философии
Наука XX в. перестала рассматривать
механическое движение как фундамент
всех физических процессов. Наоборот,
механическое движение тел обусловливается
глубинными процессами взаимопревращения
элементарных частиц, сложными переплетениями
сильных, слабых, электромагнитных и
гравитационных взаимодействий. В особенностях
этих взаимодействий были заложены предпосылки
для развертывания более
Всеобщей формой внутренних
изменений, на основе которых происходит
самоорганизация, согласно синергетике,
является флуктуация - постоянно присущие
материи колебания и
В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаимодействия людей в формах деятельности.
1.4 Пространство и время – формы существования материи
Исторически сложились два
подхода в понимании
Второй - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).
Пространство – форма существования материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.
Объекты представляют собой
процессы, развертывающиеся по стадиям,
характеризующимся
Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.
Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.
На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени.
В локальных областях макромира
пространство-время
Согласно современным
представлениям, пространственную организацию
живых молекул характеризует
«лево-правое» расположение в группировках
атомов, симметрия и асимметрия в
строении органов, в композиции частей
тела сложных организмов. Это обеспечивает
активно-приспособительные
Тот или иной историко-культурный
образ жизни формирует
Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в «ничто»; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.
Социальное пространство
включено в пространство биосферы и
космоса и обладает особым человеческим
смыслом, несет на себе печать культуры.
Оно вбирает предметный мир, создаваемый
и обновляемый человеком в
его деятельности, самого человека
и его отношения к другим людям.
Социальное время является внутренним
временем общественной жизни и вплетено
во внешнее по отношению к нему
время природных процессов. Выделяется
также время индивидуального
бытия человека, которое определяется
протеканием различных
Социальное время, с позиций
современной философии, выступает
не как прямая линия и не как
круг, а является скорее синусоидальной
линией или волной со своими отрезками
«сгущения» и «разрежения», со своими
точками «максимума» и «
Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тенденции:
а) превращение, изменение;
б) относительные стабильность, покой.
Ускорение движения в результате
использования новых
Список использованных источников
1. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
2. Я.С. Яскевич Философия / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.
3. Калмыков В.Н. Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
4. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
© 2011 Банк рефератов, дипломных и
курсовых работ.