Материя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

Термин «материя» впервые встречается у Платона. Материю он отождествлял с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур. Единичное бытие, полагал Аристотель, есть сочетание материи и формы. Материя - возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Из меди можно сделать шар, статую и т.д., т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи.

Содержание работы

1. Материя
1.1 Формирование философского понимания материи
1.2 Современная наука о строении материи. Материальное единство мира
1.3 Движение как способ бытия материи
1.4 Пространство и время – формы существования материи
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

Одни мыслители (Декарт, Ньютон, Ламетри и др.) писали о наличии у всякого движения внешнего источника. Другие философы (Гераклит, Аристотель, Лейбниц, Толанд, Гольбах, Дидро, Гельвеций и др.) подчеркивали значение внутренних факторов и условий, самодвижения. Современная философия исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и переходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобретенное движение как момент самодвижения) иотражение (сторона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

Хотя в мире все меняется, вместе с тем есть и сила инерции, сопротивление изменению, что характеризует  состояние относительной стабильности предметов (покой), обладающих определенным запасом внутренней устойчивости. Назовем  некоторые проявления относительной  устойчивости явлений в живой  природе и социальной сфере. Несмотря на отмирание клеток, животный и  человеческий живой организм (благодаря  ДНК) сохраняет свою структуру. Для  личности характерно как изменение  и новизна, так и неизменное, т.е. верность определенным принципам и  идеалам. Индивид достигает успеха, если осознает границы своих возможностей, взвешенно оценивает свои способности  и в определенной степени сдерживает себя, чтобы сосредоточиться на реально  осуществимых планах. Общество, благодаря  преемственности и традициям, способно сохранить свою идентичность. Гарантом обеспечения стабильности выступает  порядок, предотвращающий движение к деструктурному хаосу и насилию. Важная роль в обеспечении порядка принадлежит государству. Во всех приведенных случаях устойчивость нельзя абсолютизировать, ее необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью.

В истории философии по вопросу о соотношении изменчивости и покоя высказывались крайние  позиции. Например, Кратил абсолютизировал изменчивость («и о чем нельзя ничего утверждать, ибо оно, в силу непрерывной текучести, успевает измениться за время нашего произнесения утверждения»), а Зенон (336 - 264 до н. э.) преувеличивал роль устойчивости. Он в апории (в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение») «Ахиллес и черепаха» доказывал, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного, и так до бесконечности. В апории «Стрела» Зенон утверждал, что летящая стрела на самом деле покоится, так как в каждый момент времени находится в определенном месте. Значит, движение - сумма состояний покоя и, стало быть, никакого движения нет. Немецкий философ-логик Рейхенбах, комментируя позицию Зенона, писал: «Поскольку в действительности стрела летит, а бегун догоняет черепаху, то, значит, имеется какая-то ошибка в логике его рассуждений, а не в физической реальности». Если говорить об ошибках в логике рассуждений, то в приведенных случаях абсолютизируется прерывность, описывается результат движения, а не само движение, не учитывается, помимо прерывности, непрерывность. Впрочем, апории Зенона имели значение для развития диалектики и логики. Диалектический материализм покой рассматривает как момент движения, как условие дифференциации материи. Покой относителен по месту и времени, а движение абсолютно.

В истории философии предпринимались  попытки классифицировать многообразие форм движения. Аристотель называл  такие виды, как изменение по сущности, возникновение, уничтожение, переход  из одного состояния в другое по качеству, увеличение и уменьшение по количеству, перемещение по положению. О различных видах движения материи писал Ф. Бэкон. Целостную классификацию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он различал механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Наука XX в. перестала рассматривать  механическое движение как фундамент  всех физических процессов. Наоборот, механическое движение тел обусловливается  глубинными процессами взаимопревращения  элементарных частиц, сложными переплетениями сильных, слабых, электромагнитных и  гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были заложены предпосылки  для развертывания более сложных  материальных систем и форм движения. Открыты новые формы физического  движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий микромира, обеспечивает переход от микромира к макрофизическим процессам. Применительно к неорганической материи обсуждается вопрос о геологической и астрономической формах движения.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, согласно синергетике, является флуктуация - постоянно присущие материи колебания и отклонения. В результате флуктуации появляется новое состояние материи –  так называемая «диссипативная структура», которая отличается неустойчивостью. В дальнейшем происходит либо структурирование и укрепление нового состояния материи  при условии притока энергии  из внешней среды, либо распад и гибель структуры в результате уменьшения энергии в системе.

В социальной форме движения, помимо материальных элементов, учитывается  идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как целого. Социальное движение - процесс и  вместе с тем результат взаимодействия людей в формах деятельности. 

 

1.4 Пространство и время  – формы существования материи

Исторически сложились два  подхода в понимании пространства и времени. Первый -субстанциональный - рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, воплотилась в геометрии Евклида, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и времени И. Ньютона.

Второй - реляционный подход - наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений всего материального. Так, в социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным распределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).

Пространство – форма существования материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований.

Объекты представляют собой  процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом.

Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний. Время противоречиво: течет непрерывно и длится прерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошлому, настоящему и будущему - соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.

На разных уровнях организации  материи имеются разные структуры  пространства и времени.

В локальных областях макромира  пространство-время характеризуется  эвклидовой геометрией. В масштабах  галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства, связанная  с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Ньютон считал: время ни от чего не зависит  и течет с постоянной скоростью  из прошлого в будущее. Согласно теории относительности, лежащей в основе релятивистской физики, время относительно и находится в зависимости  от скорости движения объекта. При движении, приближающемся к скорости света  в вакууме (300 тыс. км в секунду), время  замедляется.

Согласно современным  представлениям, пространственную организацию  живых молекул характеризует  «лево-правое» расположение в группировках атомов, симметрия и асимметрия в  строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Это обеспечивает активно-приспособительные реакции  животных и растений к внешней  среде. В живых организмах существует множество периодических процессов, характеризующих, в зависимости  от состояния обмена веществ, возникающую  и затухающую активность клеток и  отдельных органов, которые выступают  в функции «биологических часов».

Тот или иной историко-культурный образ жизни формирует социально-исторические представления о пространстве и  времени. В древности господствовало циклическое представление о  времени, что было связано с большой  ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. материя бытие пространство время

Буддизм считает, что в  потоке времени все старится и  приближается к превращению в «ничто»; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение - искупление - спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.

Социальное пространство включено в пространство биосферы и  космоса и обладает особым человеческим смыслом, несет на себе печать культуры. Оно вбирает предметный мир, создаваемый  и обновляемый человеком в  его деятельности, самого человека и его отношения к другим людям. Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Выделяется также время индивидуального  бытия человека, которое определяется протеканием различных социально  и индивидуально значимых для  него событий. Социальное измерение  является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном  интервале.

Социальное время, с позиций  современной философии, выступает  не как прямая линия и не как  круг, а является скорее синусоидальной линией или волной со своими отрезками  «сгущения» и «разрежения», со своими точками «максимума» и «минимума» интенсивности социальных процессов. Вероятно, точками «максимума», когда произошел «выброс» гениев (один из показателей прогресса социума), были «золотой» век Древних Афин (классический этап античной философии), эпоха Возрождения в Западной Европе.

Динамизм социального  времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных  способах хозяйствования, сложившихся  традициях, образе жизни, менталитете  и т.п. В ходе модернизации социума  необходимо учитывать обе тенденции:

а) превращение, изменение;

б) относительные стабильность, покой.

Ускорение движения в результате использования новых транспортных, коммуникационных и информационных технологий «уплотняет» пространство и «ускоряет», «минимизирует» время. По мере прогресса общества создаются  относительные возможности для  контроля над пространством и  временем. Интенсивность названных  процессов у разных народов и  государств, отличающихся степенью развития технологий, разнится.

 

Список использованных источников

1. Алексеев П.В. Философия  /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

2. Я.С. Яскевич Философия  / Под общ. ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.

3. Калмыков В.Н. Философия:  Учебное пособие / В.Н. Калмыков  – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.

4. Спиркин А.Г. Философия  / Спиркин А.Г. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

 

 
 © 2011 Банк рефератов, дипломных и  курсовых работ.


Информация о работе Материя