Механическая картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:34, реферат

Описание работы

МКМ складывалась под влиянием метафизических материалистических представлений о материи и формах ее существования. Основополагающими идеями этой картины Мира являются классический атомизм и механицизм.
Ядром МКМ является механика Ньютона, в любой физической теории довольно много понятий, но есть основные, в которых проявляется специфика этой теории, ее базис, ее мировоззренческий аспект. К таким понятиям относятся: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.

Файлы: 1 файл

механическая картина мира.реферат.docx

— 85.89 Кб (Скачать файл)

В основе механической картины  мира лежит геометрия Евклида. Ньютон считал, что если бы материя исчезла, то осталось бы только пространство и  время, своего рода сцена, на которой  разыгрываются физические процессы, как сказал Эйнштейн [8].

 

Ньютон – этот  блестящий  гений – указал, по словам Эйнштейна, пути

мышления, экспериментальных  исследований и практических построений,

создал гениальные методы и в совершенстве владел ими, был  исключительно

изобретателен в нахождении математических и физических доказательств,

был самой судьбой поставлен  на поворотном пункте умственного развития

человечества. Современная  физика не отбросила механику Ньютона, она

только установила границы  ее применимости.

Механика Ньютона, развитая в работах Д’Аламблера, Лагранжа, Гамильтона, Якоби и др., получает стройную завершенную форму, основанную на принципах, определяющих научную картину мира того времени, называемую механистической научной картиной мира[1].

 

  1. УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ МКМ

 

 МКМ складывалась под  влиянием метафизических материалистических

представлений о материи  и формах ее существования. Основополагающими

идеями этой картины Мира являются классический атомизм и  механицизм.

Ядром МКМ является механика Ньютона, в любой физической теории

довольно много понятий, но есть основные, в которых проявляется

специфика этой теории, ее базис, ее мировоззренческий аспект. К таким

понятиям относятся: материя, движение, пространство, время,

взаимодействие. Материя  – это вещество, состоящее из мельчайших, далее

неделимых, абсолютно твердых  движущихся частиц (атомов), т.е. в МКМ

были приняты дискретные представления о материи. И поэтому  важнейшими

понятиями в механике были понятия материальной точки и  абсолютно

твердого тела, материальная точка – это тело, размерами  которого в

условиях данной задачи можно  пренебречь. Абсолютно твердое тело – это

система материальных точек, расстояние между которыми остается

неизменным.

Пространство. Аристотель отрицал  существование пустого

пространства, связывая пространство, время и движение. Атомисты же

признавали атомы и  пустое пространство, в котором атомы  движутся.

Ньютон рассматривает  два вила пространства: относительное, с которым

люди знакомятся путем  измерения пространственных отношений  между

телами, и абсолютное –  это пустое вместилище тел, оно не связано с

временем и его свойства не зависят от наличия или отсутствия в нем

материальных объектов. Оно  является трехмерным, непрерывным,

бесконечным, однородным, изотропным. Пространственные отношения

описываются в МКМ геометрией Евклида.

Время. Ньютон рассматривает  два вида времени: относительное  и

абсолютное. Относительное  время познают в процессе измерений.

«Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой

своей сущности, без всякого  отношения к чему – либо внешнему, протекает

равномерно и иначе  называется длительностно». Таким образом, время –

пустое вместилище событий, не зависящее ни от чего, оно течет  в одном

направлении (от прошлого к  будущему), оно непрерывно, бесконечно и

везде одинаково (однородно).

Движение. В МКМ признавалось только механическое движение, т.е.

изменение положения тела в пространстве с тече6нием времени. Считалось,

что любое сложное движение можно представить как сумму  пространственных перемещений (принцип суперпозиции). Движение любого тела объяснялось на основе трех законов Ньютона.

Следует заметить, что в  механики вопрос о природе сил  не имел

принципиального значения. Для ее законов и методологии  было достаточно,

что сила – это количественная характеристика механического

взаимодействия тел. Просто она стремилась свести все явления  природы к

действию сил притяжения и отталкивания, встретив на этом пути

непреодолимые трудности.

Важнейшими принципами МКМ  являются принцип относительности  Галилея, принцип дальнодействия и принцип причинности. Принцип относительности Галилея утверждает, что все инерциальные системы отсчета (ИСО) с точки зрения механики совершенно равноправны (эквивалентны). Переход от одной инерциальной системы к другой осуществляется на основе преобразований Галилея.

В МКМ было принято, что  взаимодействие передается мгновенно  и

промежуточная среда в  передаче взаимодействия участия  не принимает.

Это положение и носит  принцип дальнодействия.

Как известно, беспричинных явлений нет, всегда можно выделить

причину и следствие, причина  и следствие взаимосвязаны, и  влияют друг

на друга. Следствие может  быть причиной другого явления. «Всякое

имеющее место явление  связано с предшествующим на основании  того

очевидного принципа, что  оно не может возникнуть без производящей

причины». В природе могут  быть и более сложные связи:

1.У одного  и того  же следствия могут быть разные  причины, например,

превращение насыщенного  пара в жидкость за счет повышения  давления или

за счет понижения температуры.

2.В тепловом движении, например, скорость, кинетическая энергия,

импульс отдельной частицы  изменяются без изменения макропараметров

(температуры, давления, объема), характеризующих систему в целом.  В

результате развития термодинамики  и статистической физики был открыт

ряд важных законов, в том  числе сохранения и превращения  энергии для

тепловых процессов (первое начало термодинамики) и закон возрастания

энтропии в изолированных  системах (второе начало термодинамики) [5].

Термодинамика – это раздел физики, который изучает закономерности

перехода энергии из одного вида в другой. Первый закон термодинамики

гласит: Тепло, сообщенной системе, расходуется на изменение ее

внутренней энергии и  на совершение системой работы против внешних сил.

С точки зрения первого  начала термодинамики в системе  могут протекать

любые процессы, лишь бы не нарушался  закон сохранения  и превращения

энергии [11].

Все реальные процессы являются необратимыми, поскольку наличие  сил

трения обязательно приводит к переходу упорядоченного движения в

неупорядоченное. Для характеристики состояния системы и направленности

протекания процессов  и была введена в физике особая функция состояния –

энтропия. Оказалось, что  энтропия замкнутой системы не может  убывать.

Замкнутость системы означает, что в ней процессы протекают

самопроизвольно, без внешнего влияния. В случае обратимых процессов (а

их в реальности нет)  энтропия замкнутой системы остается неизменной, в

случае необратимых процессов  – она возрастает. Таким образом, реально

энтропия замкнутой системы  может только возрастать, это и  есть закон

возрастания энтропии (одна из формулировок второго начала

термодинамики). Этот закон  имеет большое значение для анализа  процессов

в замкнутых макроскопических системах. Статистический характер этого

закона означает его большую  фундаментальность по сравнению  с

динамическими законами.

В современной физике вероятностно-статистические идеи получили

широчайшее распространение (статистическая физика, квантовая  механика,

теория эволюции, генетика, теория информации, теория планирования и

т.д.). Несомненно,  и их практическая ценность: контроль качества

продукции, проверка работы того или иного объекта, оценка надежности

агрегата, организация массового  обслуживания. Но ни термодинамика, ни

статистическая физика не сумели коренным образом изменить представления

МКМ, разрушить ее: МКМ  видоизменилась и расширила свои границы.

Развитие физики до середины xlxв шло в основном в рамках ньютоновских

воззрений, но все больше новых открытий, особенно в области

электрических и магнитных  явлений, не вписывались в рамки  механических

представлений, т.е. МКМ становилась  тормозом для новых теорий, и

назревала необходимость  перехода к новым воззрениям на материю  и

движение. Несостоятельной  оказалась не сама МКМ, а ее исходная

философская идея – механицизм. В недрах МКМ стали складываться элементы новой – электромагнитной – картины Мира.

Все сказанное о механической картине Мира можно подытожить

следующими выводами:

1.Впечатляющие успехи  механики привели к механицизму  и представление о

механической сущности Мира стало основой мировоззрения. Неделимые  атомы составляли основу Природы. Живые существа – это «божественные машины», действующие по законам механики. Бог создал Мир и привел его в движение.

2.В рамках МКМ развивалась  молекулярная физика. Представление  о теплоте формировалось в двух направлениях: как механическое движение частиц и как движение невесомых, неощутимых «флюидов» (теплород, флогистон).

На основе электрических  магнитных «жидкостей» механика стремилась

объяснить электрические  и магнитные явления, на основе флюида

«жизненная сила» пыталась понять работу живых организмов.

3.Анализ работы тепловых  машин привел к возникновению  термодинамики,

важнейшим достижением которой  явилось открытие закона сохранения и

превращения энергии. Но в  МКМ все виды энергии сводились  к энергии

механического движения. Макромир и микромир подчинялись одним и тем же механическим законам. Признавались только количественные изменения. Это означало отсутствие развития, т. е. Мир считался метафизическим[7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дальнейшие шаги рационализации научной деятельности приводят к  ее

усовершенствованию, путем  уточнения, конкретизации существующих средств познания и одновременно вводом новых, эффективных, наиболее адекватно отражаемых особенности изучаемого объекта.  В изложенном материале становление рациональности и обрамление ею познавательной деятельности выглядит на первый взгляд просто. Но то не совсем так. Рационализация исследовательской деятельности не происходит однобоко, под влиянием только научных представлений и идей: этот процесс достаточно сложный, выключающий в себя и подсознательные, волевые элементы сознания исследователя, и характер взаимодействия общества с природой, и мировоззренческие установки эпохи, и собственно-научные компоненты. Рациональность не носит законченный характер,

она находится в постоянном развитии в историческом измерении.

Исторические этапы ее развития- это и периоды совершенствования

познавательных средств  и методов, и этапы становления  разнообразных формобъективной  истины, и формирование несоизмеримых  типов научной

рациональности.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Григорьян А.Т., Фрадлин Б.Н., Сотников В.С. Аксиоматика классической механики // Исследования... М., 2007. С. 5-37.
  2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс. С. 85-76
  3. Дынин Б.С. Логика развитий представлений о науке у физиков XIX в. (1800-1870) // Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века. М., 2007. С. 29-49.
  4. Дягилев Ф.М. «Концепции современного естествознания» c.56-70
  5. Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной, как характерные свойства обитаемой космической системы // ИзвАстрофиз. ин-та АН КазССР. 1958. Т. 7. С. 39.
  6. Идлис Г.М. Структурная бесконечность Вселенной и Метагалактика как типичная обитаемая космическая система (тезисы доклада) // Труды 6 совет, по вопр. космогонии (5-7 нюня 1957 г.). М., 1959. С. 270-271.
  7. Концепции современного естествознания.  Горбачев В.В. 2 -е изд., испр. и доп. — М.: ОНИКС 21 век, Мир и Образование», 2005. с.71
  8. Концепция современного естествознания: Сер. «Учебники  и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000 – с. 178
  9. Линдер Г. Картины современной физики. Пер. с нем. Ю.Г.Рудого. Предисл. Н.В.Мицкевича. - М., "Мир", 1977. C. 148-151
  10. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986. С. 155-157.
  11. Мартынов Д.Я. Антропный принцип в астрономии и его философское значение // Вселенная, астрономия, философия. М., 1988. С. 58-65.
  12. Потеев М.И, Концепции современного естествознания Питер 1999г. С. 56
  13. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999 c. 198-200
  14. Солопов Е.Ф. «Концепции современного естествознания»c.110-131
  15. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000. C. 26-28

Информация о работе Механическая картина мира