Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:34, реферат
МКМ складывалась под влиянием метафизических материалистических представлений о материи и формах ее существования. Основополагающими идеями этой картины Мира являются классический атомизм и механицизм.
Ядром МКМ является механика Ньютона, в любой физической теории довольно много понятий, но есть основные, в которых проявляется специфика этой теории, ее базис, ее мировоззренческий аспект. К таким понятиям относятся: материя, движение, пространство, время, взаимодействие.
В основе механической картины мира лежит геометрия Евклида. Ньютон считал, что если бы материя исчезла, то осталось бы только пространство и время, своего рода сцена, на которой разыгрываются физические процессы, как сказал Эйнштейн [8].
Ньютон – этот блестящий гений – указал, по словам Эйнштейна, пути
мышления, экспериментальных исследований и практических построений,
создал гениальные методы и в совершенстве владел ими, был исключительно
изобретателен в нахождении математических и физических доказательств,
был самой судьбой поставлен на поворотном пункте умственного развития
человечества. Современная физика не отбросила механику Ньютона, она
только установила границы ее применимости.
Механика Ньютона, развитая в работах Д’Аламблера, Лагранжа, Гамильтона, Якоби и др., получает стройную завершенную форму, основанную на принципах, определяющих научную картину мира того времени, называемую механистической научной картиной мира[1].
МКМ складывалась под
влиянием метафизических
представлений о материи и формах ее существования. Основополагающими
идеями этой картины Мира являются классический атомизм и механицизм.
Ядром МКМ является механика Ньютона, в любой физической теории
довольно много понятий, но есть основные, в которых проявляется
специфика этой теории, ее базис, ее мировоззренческий аспект. К таким
понятиям относятся: материя, движение, пространство, время,
взаимодействие. Материя – это вещество, состоящее из мельчайших, далее
неделимых, абсолютно твердых движущихся частиц (атомов), т.е. в МКМ
были приняты дискретные представления о материи. И поэтому важнейшими
понятиями в механике были понятия материальной точки и абсолютно
твердого тела, материальная точка – это тело, размерами которого в
условиях данной задачи можно пренебречь. Абсолютно твердое тело – это
система материальных точек, расстояние между которыми остается
неизменным.
Пространство. Аристотель отрицал существование пустого
пространства, связывая пространство, время и движение. Атомисты же
признавали атомы и пустое пространство, в котором атомы движутся.
Ньютон рассматривает два вила пространства: относительное, с которым
люди знакомятся путем измерения пространственных отношений между
телами, и абсолютное – это пустое вместилище тел, оно не связано с
временем и его свойства не зависят от наличия или отсутствия в нем
материальных объектов. Оно является трехмерным, непрерывным,
бесконечным, однородным, изотропным. Пространственные отношения
описываются в МКМ геометрией Евклида.
Время. Ньютон рассматривает два вида времени: относительное и
абсолютное. Относительное время познают в процессе измерений.
«Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой
своей сущности, без всякого отношения к чему – либо внешнему, протекает
равномерно и иначе называется длительностно». Таким образом, время –
пустое вместилище событий, не зависящее ни от чего, оно течет в одном
направлении (от прошлого к будущему), оно непрерывно, бесконечно и
везде одинаково (однородно).
Движение. В МКМ признавалось только механическое движение, т.е.
изменение положения тела в пространстве с тече6нием времени. Считалось,
что любое сложное движение можно представить как сумму пространственных перемещений (принцип суперпозиции). Движение любого тела объяснялось на основе трех законов Ньютона.
Следует заметить, что в механики вопрос о природе сил не имел
принципиального значения. Для ее законов и методологии было достаточно,
что сила – это количественная характеристика механического
взаимодействия тел. Просто она стремилась свести все явления природы к
действию сил притяжения и отталкивания, встретив на этом пути
непреодолимые трудности.
Важнейшими принципами МКМ являются принцип относительности Галилея, принцип дальнодействия и принцип причинности. Принцип относительности Галилея утверждает, что все инерциальные системы отсчета (ИСО) с точки зрения механики совершенно равноправны (эквивалентны). Переход от одной инерциальной системы к другой осуществляется на основе преобразований Галилея.
В МКМ было принято, что взаимодействие передается мгновенно и
промежуточная среда в передаче взаимодействия участия не принимает.
Это положение и носит принцип дальнодействия.
Как известно, беспричинных явлений нет, всегда можно выделить
причину и следствие, причина и следствие взаимосвязаны, и влияют друг
на друга. Следствие может быть причиной другого явления. «Всякое
имеющее место явление связано с предшествующим на основании того
очевидного принципа, что оно не может возникнуть без производящей
причины». В природе могут быть и более сложные связи:
1.У одного и того
же следствия могут быть
превращение насыщенного пара в жидкость за счет повышения давления или
за счет понижения температуры.
2.В тепловом движении, например, скорость, кинетическая энергия,
импульс отдельной частицы изменяются без изменения макропараметров
(температуры, давления, объема),
характеризующих систему в
результате развития термодинамики и статистической физики был открыт
ряд важных законов, в том числе сохранения и превращения энергии для
тепловых процессов (первое начало термодинамики) и закон возрастания
энтропии в изолированных системах (второе начало термодинамики) [5].
Термодинамика – это раздел физики, который изучает закономерности
перехода энергии из одного вида в другой. Первый закон термодинамики
гласит: Тепло, сообщенной системе, расходуется на изменение ее
внутренней энергии и на совершение системой работы против внешних сил.
С точки зрения первого начала термодинамики в системе могут протекать
любые процессы, лишь бы не нарушался закон сохранения и превращения
энергии [11].
Все реальные процессы являются необратимыми, поскольку наличие сил
трения обязательно приводит к переходу упорядоченного движения в
неупорядоченное. Для характеристики
состояния системы и
протекания процессов и была введена в физике особая функция состояния –
энтропия. Оказалось, что энтропия замкнутой системы не может убывать.
Замкнутость системы означает, что в ней процессы протекают
самопроизвольно, без внешнего влияния. В случае обратимых процессов (а
их в реальности нет) энтропия замкнутой системы остается неизменной, в
случае необратимых процессов – она возрастает. Таким образом, реально
энтропия замкнутой системы может только возрастать, это и есть закон
возрастания энтропии (одна из формулировок второго начала
термодинамики). Этот закон имеет большое значение для анализа процессов
в замкнутых макроскопических системах. Статистический характер этого
закона означает его большую фундаментальность по сравнению с
динамическими законами.
В современной физике вероятностно-статистические идеи получили
широчайшее распространение (статистическая физика, квантовая механика,
теория эволюции, генетика, теория информации, теория планирования и
т.д.). Несомненно, и их практическая ценность: контроль качества
продукции, проверка работы того или иного объекта, оценка надежности
агрегата, организация массового обслуживания. Но ни термодинамика, ни
статистическая физика не сумели коренным образом изменить представления
МКМ, разрушить ее: МКМ видоизменилась и расширила свои границы.
Развитие физики до середины xlxв шло в основном в рамках ньютоновских
воззрений, но все больше новых открытий, особенно в области
электрических и магнитных явлений, не вписывались в рамки механических
представлений, т.е. МКМ становилась тормозом для новых теорий, и
назревала необходимость перехода к новым воззрениям на материю и
движение. Несостоятельной оказалась не сама МКМ, а ее исходная
философская идея – механицизм. В недрах МКМ стали складываться элементы новой – электромагнитной – картины Мира.
Все сказанное о механической картине Мира можно подытожить
следующими выводами:
1.Впечатляющие успехи
механики привели к
механической сущности Мира стало основой мировоззрения. Неделимые атомы составляли основу Природы. Живые существа – это «божественные машины», действующие по законам механики. Бог создал Мир и привел его в движение.
2.В рамках МКМ развивалась молекулярная физика. Представление о теплоте формировалось в двух направлениях: как механическое движение частиц и как движение невесомых, неощутимых «флюидов» (теплород, флогистон).
На основе электрических магнитных «жидкостей» механика стремилась
объяснить электрические и магнитные явления, на основе флюида
«жизненная сила» пыталась понять работу живых организмов.
3.Анализ работы тепловых машин привел к возникновению термодинамики,
важнейшим достижением которой явилось открытие закона сохранения и
превращения энергии. Но в МКМ все виды энергии сводились к энергии
механического движения. Макромир и микромир подчинялись одним и тем же механическим законам. Признавались только количественные изменения. Это означало отсутствие развития, т. е. Мир считался метафизическим[7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дальнейшие шаги рационализации научной деятельности приводят к ее
усовершенствованию, путем уточнения, конкретизации существующих средств познания и одновременно вводом новых, эффективных, наиболее адекватно отражаемых особенности изучаемого объекта. В изложенном материале становление рациональности и обрамление ею познавательной деятельности выглядит на первый взгляд просто. Но то не совсем так. Рационализация исследовательской деятельности не происходит однобоко, под влиянием только научных представлений и идей: этот процесс достаточно сложный, выключающий в себя и подсознательные, волевые элементы сознания исследователя, и характер взаимодействия общества с природой, и мировоззренческие установки эпохи, и собственно-научные компоненты. Рациональность не носит законченный характер,
она находится в постоянном развитии в историческом измерении.
Исторические этапы ее
развития- это и периоды
познавательных средств и методов, и этапы становления разнообразных формобъективной истины, и формирование несоизмеримых типов научной
рациональности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ