Содержание
1 Введение…………………………………………………………………………………...………….3
2 Место философии права
в системе юридических наук………………………4
3 Заключение…………………………………………………………………………………………..6
4 Список использованных
источников……………………………………………………7
Введение
Актуальность темы исследования заключается
в том, что в условиях глобальной трансформации
всего уклада общественной (в том числе
и юридической) жизни России философское
осмысление правовых процессов необходимо
как никогда. Именно философско-правовой
анализ позволяет выявить культурно-историческую
специфику отечественной правовой системы;
особенности правового мышления русского
народа; внести смысл в достаточно хаотичный
и непоследовательный процесс изменения
российской правовой системы, задав его
магистральные ориентиры; обосновать
принципы, способы формулирования нравственных,
справедливых правовых установлений.
Философские исследования проблем права
имеют в России богатую, многовековую
историю. Развитые философские концепции
правопонимания можно обнаружить в наследии
целого ряда русских мыслителей (А.Н. Радищев,
Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой).
Вместе с тем философия права сформировалась
в особое направление философских исследований
Как известно, межотраслевые исследования,
находящиеся на стыке нескольких наук
либо науки и философии, науки и религии,
значительно обогащают затрагиваемые
области знаний, позволяя привнести в
них новые идеи, концепции, на базе которых
впоследствии возникают теории, школы
и даже новые направления в науке. Яркими
примерами могут служить появившиеся
на стыке социологии и психологии с одной
стороны и правоведения с другой стороны
две теории (школы) права: социологическая
(С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский и др.) и
психологическая (Л.И. Петражицкий).
Цель настоящей работы - раскрыть основы
философии права и ее место в системе юридических
наук.
Место философии
права в место в системе
юридических наук
На сегодняшний день социальное познание
представлено целым комплексом гуманитарных
наук. Это социология, социальная психология,
социальная антропология, политология
и достаточно большой и быстро развивающийся
корпус междисциплинарного социального
знания. Каждая из названных наук определяет
свой предмет в контексте такого интегративного
целого, которое называют социумом или
социальной реальностью.
Философия права является междисциплинарной
наукой, соединяющей прежде всего философию
и юриспруденцию. Как философы, так и юристы
претендуют на монопольное отнесение
философии права к своей науке. Поэтому
все множество существующих концепций
философии права можно разделить на два
основных направления - юридические и
философские. Среди тех, кто относит философию
права к юриспруденции и считает, что эта
наука должна заниматься непосредственными
юридическими явлениями, можно назвать
немецкого юриста Г. Гуго, российского
юриста С.С. Алексеева.
Практически все основные философские
течения философской мысли ХIХ-ХХ вв. -
кантианство и неокантианство; гегельянство
и неогегельянство; христианская философия
(неотомизм, протестантизм); позитивизм,
марксизм и неомарксизм, феноменология;
философская антропология; экзистенциализм,
постмодернизм - разработали свои философско-правовые
концепции.
Степень развитости философии права и
ее место в системе наук зависят от общего
состояния философии и юриспруденции
в обществе.
Право
- абстрактная форма фактических социальных
отношений, социальной жизни, а вовсе не
в отождествлении правовых отношений
и права в целом с самими фактическими
отношениями, с непосредственной (внеправовой)
социальностью. И именно в этом (формальном)
смысле и следует понимать распространенную
характеристику права как социального
явления.
Право как объективное социальное явление
не может исчерпываться нормой или правилом,
все равно записанным или не записанным.
Норма как таковая, т.е. логическое содержание,
или прямо выводится из существующих уже
отношений, или, если она издана как государственный
закон, представляет собой только симптом,
по которому можно судить с некоторой
долей вероятности о возникновении в ближайшем
будущем соответствующих отношений. Но
для того чтобы утверждать объективное
существование права, нам недостаточно
знать его нормативное содержание, но
нужно знать, осуществляется ли это нормативное
содержание в жизни, т.е. в социальных отношениях.
В литературе признано, однако, что вторая
точка зрения страдает смешением понятий:
онтологической проблемы бытия и существования
права как формы социальных отношений
и проблемы социальных последствий, социального
эффекта, социальной эффективности действия
права. Нам кажется более приемлемой точка
зрения, в соответствии с которой "объективность
бытия и существования права - это принцип
формального равенства и его формообразования,
формы его проявления, правовые феномены
(правовой субъект, правоотношения, правовая
норма и т.д.), т.е. объективность мира правовых
формальностей. Все эти правовые феномены
равноценны в этой своей формальности
и абстрагированности от социальных реалий
и фактов. Поэтому ни одна из этих норм
(в том числе и правовое отношение) не может
выступать, как это имеет место у Пашуканиса,
в качестве социального факта и доказательства
социальной (в смысле фактичности, а не
формальности) объективности существования
права"1.
Что касается такого предметного блока
философии права, как правовая аксиология,
его проблемная ориентация заключена
в следующем. Аксиология (греч. axia - ценность)
- философское исследование природы ценностей.
В целом проблема ценности - это своеобразный
способ видения мира. В проблемную сферу
юридической аксиологии включены такие
вопросы, как вопросы интерпретации права
как цели, долженствования (т.е. как ценности)
и проблемы ценностных суждений о правовом
знании. Предметом изучения правовой аксиологии
является не только право, но и государство.
Последнее выступает как правовое явление,
как правовая организация. В пределах
юридической аксиологии исследуются право
и закон. Область правовой аксиологии
включает в себя такие проблемно специфические
блоки, как естественно-правовая аксиология
и аксиология либерально-юридическая.
Что касается естественно-правовой аксиологии,
то возникновение ее вообще сопряжено
с концепциями естественного права и разделением
права на право естественное и право позитивное.
В.С. Нерсесянц, раскрывая суть естественно-правовой
аксиологии, верно отмечает причину того,
почему естественное право обретает статус
"ценностно-содержательного нравственно-правового
комплекса": "В понятие естественного
права наряду с теми или иными объективными
свойствами права (принципом равенства
людей, их свободы и т.д.) включаются и различные
моральные (религиозные, нравственные)
характеристики. В результате такого смешения
права и морали (религии и т.д.) естественное
право предстает как симбиоз различных
социальных норм, как некий ценностно-содержательный
нравственно-правовой (или морально-правовой,
религиозно-правовой) комплекс, с позиций
которого выносится то или иное (как правило,
негативное) ценностное суждение о позитивном
праве и позитивном законодателе (государственной
власти)"2.
Более целостной формой юридического
правопонимания и интерпретации ценности
права, ценностно-правового смысла закона
и государства выступает либертарно-юридическая
аксиология, в ее основании лежит либертарная
концепция правопонимания в пределах
различения и соотношения права и закона.
Мы согласны с тем, что в этом случае единство
правовой онтологии, аксиологии, гносеологии
продиктовано принципом формального равенства:
он - основа правовой онтологии, аксиологии,
гносеологии. "Как в онтологическом,
так и в аксиологическом и гносеологическом
отношениях весьма существенно то обстоятельство,
что свобода и справедливость только в
их формальном (формально-правовом) выражении
и значении, т.е. только в качестве особых
форм выражения и проявления общего смысла
формально-правового равенства, могут
вместе с принципом формального равенства
(и не противореча ему) войти в единое,
внутренне согласованное и непротиворечивое
понятие права и быть составными компонентами,
свойствами и характеристиками всеобщей
правовой формы общественных отношений"1.
Правовая гносеология выступает как область
теоретических проблем познания права
как объекта, здесь возникает такая задача,
как исследование предпосылок истинного,
абсолютного и полного познания права
и правовых явлений. Фундаментальная проблема
философии права - теория правореализации,
законности и правопорядка не только отражает
фактическое состояние соблюдения, исполнения
и применения правовых норм, успехи в укреплении
требований законности и упрочения режима
правопорядка в стране, но и одновременно
составляет методологическую основу для
анализа отраслевыми юридическими науками
тех специфических сфер правореализации,
которые составляют предметы их специальных
интересов.
Заключение
Философия права занимает
особое место в системе социальных наук.
Она представляет собой общенаучный феномен,
интегрирующий всю совокупность принципов,
путей и методов познания, выработанных
всеми науками, в том числе и юридическими,
применяемых в процессе научного познания
особенностей правовой деятельности,
ее развития и практического преобразования.
Философия права генетически происходит
не из самой себя, а благодаря конкретному
изучению проявлениям права. В процессе
такого изучения постепенно обнаруживалось,
что всем правовым явлениям свойственны
общие характерные черты, которые могут
быть познаны определенными подходами,
принципами, методами. Так зарождалась
и эволюционировала философия нрава. Ее
смысл заключен в гносеологическом обслуживании
отраслевых юридических наук, исследующих
конкретные правовые явления.
Назначение философии права - вооружить
не только общую теорию права, но и все
отраслевые юридические науки надежным
гносеологическим инструментарием.
Философия права является познавательной
основой всей системы юридических наук.
Она включает ряд компонентов: систему
методов познания; учение о таких методах,
как общенаучные, так и частнонаучные
средства познания. Все эти компоненты
органически связаны между собой и взаимно
обогащают друг друга.
Кроме того, объединяя познавательные
возможности всех юридических наук, философия
права обогащает исследовательский потенциал
каждой из них. В основе синтезирующих
качеств философии права лежит то, что
ядром философии как методологической
науки выступает единство диалектики,
логики и теории познания. Это означает
в обобщенном виде, что одна и та же система
законов и категорий в диалектике выступает
в качестве принципов познания объективного
мира, в теории познания - как средство
решения конкретных познавательных задач
и в логике - как формы научного мышления.
Единство диалектики, логики и теории
познания как методологической основы
в познавательном процессе выступает
в качестве важного средства перевода
объективного развития в субъективное
его осмысление.
Наряду с этим следует отметить, что философия
права с точки зрения структуры имеет
несколько уровней. Доминирующими из них
являются: диалектика, определяющая основные
направления и общие принципы познания
в целом (высший уровень), общенаучный
(средний), применяемый при познании особой
группы однотипичных субъектов; частнонаучный,
используемый в процессе изучения особенностей
отдельного объекта (низший уровень), переходной
- от познавательно-теоретической деятельности
к практическо-преобразовательной деятельности,
вскрывающей общие пути и формы внедрения
результатов научных исследований в жизнь.
Список
использованных источников
Ивашевский С.Л. Идеальная сущность
права: постановка проблемы. // Журнал российского
права, N 1, 2007
Кузнецова Т.А. Концептуальный
статус философии права. // Юридическое
образование и наука, 2006, N 2
Лихачев Г.Д., Нургалеев Ш.Х.
Философия права в системе юридических
наук // Юридическое образование и наука,
2006, N 1
Нерсесянц В.С. Философия права.
М.: Норма, 2008.