Место философии в культуре и обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:13, лекция

Описание работы

Философия стремится к научному познанию мира и в то же время к максимальному выражению интересов субъекта (класса). Во взаимодействии двух этих тенденций в истории философии нередко одна из них вытесняла другую, однако это обстоятельство не отменяет ни направленности философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта.

Файлы: 1 файл

№3.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

Партийность, о чем  только что говорилось, — это  определенность социальной позиции  субъекта. Из этого следует, между  прочим, что партийность отнюдь не есть формальное членство в той или  иной партии.

Понятие «партийность»  в одном отношении уже понятия  «идеология», в другом — шире. Оно  шире, поскольку касается любого индивида, даже не разделяющего идеологию той  или иной социальной группы. Возможна «партийность», сливающаяся с объективностью, с интересами субъекта познания и  в этом отношении совпадающая  с интересами «родового» субъекта.

Философия как обществоведческое  знание и как система идей о  мире (в целом) вовлечена в классовом  обществе в идеологический диалог и  в политические столкновения.

Воздействие идеологии  на философию имеет одним из следствий  усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. В «Истории мысли» Л. Е. Оболенского отмечается: «эта борьба компрометировала философию, давая возможность думать, что там, где нет единства, где вечные — разделение и вражда, там не может быть силы, не может быть истины» (СПб., 1904. С. 29).

Партийность в философии  — это объективно-закономерная и  исторически определенная социальная, в классовом обществе — классовая, направленность мировоззрения как по его предметному содержанию, так и по реальной роли в противоречивом процессе общественного развития («Философская энциклопедия». М., 1967. С. 217).

Поскольку философия  оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется  идеологическая сторона, а философию  можно считать относящейся (в  данном аспекте) к идеологии.

Относясь к числу  наук (так сказать, «по горизонтали»), философия в то же время принадлежит  к числу видов идеологии (которые  можно представить расположенными «по вертикали»). Она находится  в точке пересечения «вертикального»  и «горизонтального» срезов духовной жизни общества. Специфика философии  в горизонтальном ряду не только в  ее предметном своеобразии, но и в  том, что она идеологична (отграничиваясь предметно от естественных наук, она отличается от них своим идеологизмом). Специфика ее в вертикатьном ряду духовных феноменов — в способах отражения действительности субъектом, в том, что она является видом научного знания. Итак, философия есть одновременно и идеология, и наука.

Философия стремится  к научному познанию мира и в то же время к максимальному выражению  интересов субъекта (класса). Во взаимодействии двух этих тенденций в истории  философии нередко одна из них  вытесняла другую, однако это обстоятельство не отменяет ни направленности философии  на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального  субъекта.

 


Информация о работе Место философии в культуре и обществе