Место философии в системе общественной и духовной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:39, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к Софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "София" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
1. Место философии в системе общественной и духовной культуры…… 4
1.1. Предмет философии ………………………………………………… 5
1.2. Основные функции философии……………………………………... 7
1.3. Этапы становления философской культуры ………………………. 8
2. Общество в теории философии …………………………………………. 11
2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества … 11
2.2. Мировоззрение, его функции ………………………………………. 14
Заключение ………………………………………………………………….. 18
Список использованных источников…………………………… 19

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 41.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………..

3

1. Место философии в  системе общественной и духовной культуры……

4

    1.1. Предмет философии …………………………………………………

5

    1.2. Основные функции философии……………………………………...

7

    1.3. Этапы становления философской культуры ……………………….

8

2. Общество в теории  философии ………………………………………….

11

    2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества …

11

    2.2. Мировоззрение, его функции ……………………………………….

14

Заключение …………………………………………………………………..

18

Список использованных источников……………………………………….

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни  человека и общества.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к Софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "София" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла  иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Это, конечно, крайне заостренная  позиция, которой противопоставляется  другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти также, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Этим и обусловлена актуальность работы.

Философия впервые в истории  осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

И впервые же философия  получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.

Философия выполняет ряд  познавательных функций, родственных  функциям науки.

 

 

 

1. Место философии  в системе общественной и духовной  культуры

Неискушенный человек  соотнесет слово "философия" прежде всего со словом "культура", тем  самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии "культура" фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.

Культура является воплощением  человеческих стремлений, переживаний  и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые  культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности - это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности - творчество.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.

Философия входит в жизнь  человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.

Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское  мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.

 

1.1. Предмет философии

Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир", философия - это рационально-теоретическое  осмысление этих связей. В природе  или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии  представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха  давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин "метафизика" впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова "философия". Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой. Философия.

В Средние века философия  выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного  инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.

Расширительное понимание  предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном, Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

XX в. предложил большое  разнообразие трактовок предмета  философского исследования.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок  предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.

 

1.2. Основные функции  философии

Основной функцией философии  является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой  функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той  или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя  рефлексию над предельными основаниями  культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.

Критичность является основой  движения философской мысли. Философия  вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания  - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания  - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.

Наиболее развернутую  теорию, в которой проясняется  критический характер философии, предложил  в Новое время Р. Декарт. Принцип  методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция  философии заключается в определении  общих правил и принципов научной  деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия.

 

1.3. Этапы становления  философской культуры

Культурфилософия - это понятие, которое в современной философии  выражает осознание сущности и значения культуры. Этот термин был введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н. Давыдов, "философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему".

В европейском сознании впервые  проблематика философии культуры затрагивается софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как некого постоянного элемента, человеческому закону, который является изменчивым, произвольным. Таким образом, осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным.

Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила также развитие в философии киников, так и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.

Таким образом, культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.

Внутри христианства это  противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось на такую антиномию как Бог и культура. Таким образом, природа утрачивает право быть каким-либо критерием культуры и тем самым разрушается "натуралистический фундамент языческой философии культуры, а открывается возможность для истолкования трансцендентальной природы культуры". Философию культуры в этот период можно определить как "теологию культуры". Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу.

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением  о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.

В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б. Вико и Ж.Ж. Руссо. Дж.Б. Вико представил целостное  истолкование искусства религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б. Вико развил мысль о циклической развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.

Информация о работе Место философии в системе общественной и духовной культуры