Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:13, реферат
Многие люди соотнесут слово "философия" прежде всего со словом "культура", тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность.
1.
Место философии
в системе общественной
и духовной культуры
Многие люди соотнесут слово "философия" прежде всего со словом "культура", тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие "культура" более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура - не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии "культура" фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура - это именно то, что отличает человека от животных.
Культура
является воплощением человеческих
стремлений, переживаний и достижений,
а также провалов и разочарований.
Создавая новые культурные ценности
и смыслы, человек преодолевает свою
социальную и природную ограниченность.
С другой стороны, отдельная личность
не может вырваться за пределы
тех культурных норм, которые были
созданы предшествующими
Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.
Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.
Философия все
свои проблемы черпает из жизни. Но
при этом философское мышление всегда
стремится преодолеть уже познанное,
определенное, стремится заглянуть
за горизонт известного. Философия существует
на границе возможного и невозможного,
раздвигая пределы научного и жизненного
опыта в ту или иную конкретную эпоху.
Именно поэтому все философские вопросы
выходят за пределы эмпирического мира,
отождествляемого обычно с универсумом
простых фактов. Философское знание не
является знанием о фактах. Кроме того,
философия размышляет не о самой по себе
природной или социальной реальности,
а об ее отражении в других культурных
формах: науке, религии, искусстве и т.п.
Именно поэтому философию невозможно
напрямую соотнести с обыденной, эмпирической
реальностью.
1.1.
Предмет философии
Предметом философии
являются всеобщие связи в системе
"человек - мир", философия - это
рационально-теоретическое
В ходе развития
философии представления о ее
предмете менялись. Можно сказать, что
каждая эпоха давала свой ответ на
этот вопрос. Да и в рамках одной
исторической эпохи могли сосуществовать
разные версии этого ответа. Так, например,
для греческого мыслителя Сократа
философия была величайшим из искусств
- искусством самопознания. Ученик Сократа
Платон считал философию познанием
истинно существующего бытия, т.е.
мира идей, который он противопоставлял
миру материи (небытию) и миру эмпирических
вещей. Философия, по мысли Платона,
является размышлением, готовящим человека
к смерти. Аристотель считал философию
наукой, изучающей первопричины вещей,
и называл ее госпожой наук. Термин
"метафизика" впервые был использован
в Античности исследователями и
толкователями текстов
В Средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
XX в. предложил
большое разнообразие
Подводя итог,
следует сказать, что при всем
разнообразии трактовок предмета философии
сохраняется одна важная деталь: философия
всегда представляет собой рациональное
знание о всеобщем, однако всеобщность
понимается не одинаково и обнаруживается
в разных сферах.
1.2.
Основные функции
философии
Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.
Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.
Наиболее
развернутую теорию, в которой
проясняется критический
Методологическая
функция философии заключается
в определении общих правил и
принципов научной
Информация о работе Место философии в системе общественной и духовной культуры