Место и роль философии в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость". Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени.

Содержание работы

Введение
Предмет философии
Основные функции философии
Этапы становления философской культуры
Место и роль философии в культуре
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

 

 

 

 

 

 

К О Н  Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ

Вариант № 2

Тема: Место и роль философии  в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент ____ курса

__________ семестр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________, 2013_

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Предмет философии
    1. Основные функции философии
    2. Этапы становления философской культуры
  2. Место и роль философии в культуре

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Цель настоящей работы - рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.

Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизительно переводится как "любовь к мудрости". В действительности древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и сложное, чем просто "мудрость".

Философия когда-то могла иметь  и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в  античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.

Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой  философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти также, как в  античности, приобрела синтетическую  функцию. Этим и обусловлена актуальность работы.

Философия впервые в истории  осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую  религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.

И впервые же философия получила право на оценку и даже решение  конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической  жизни.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.

Задачи работы:

1.  Рассмотреть предмет и функции философии;

2.  Охарактеризовать этапы становления философской культуры;

3.  Раскрыть роль философии в культуре

Объект работы – философия –  как наука, рассматривающая проблемы общественно-политической и экономической  жизни.

 

1. Предмет  философии

Предметом философии являются всеобщие связи в системе "человек - мир", философия - это рационально-теоретическое  осмысление этих связей. В природе  или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет  отношение к человеку, включено в  орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре  и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии представления  о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ  на этот вопрос. Да и в рамках одной  исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа  философия была величайшим из искусств - искусством самопознания. Ученик Сократа  Платон считал философию познанием  истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию  наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин "метафизика" впервые был использован  в Античности исследователями и  толкователями текстов Аристотеля как синоним слова "философия". Для Античности вообще характерно понимание  философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат  теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и  обыденному знанию - с другой. 

В Средние века философия выступала  служанкой богословия и выполняла  функцию дополнительного инструмента  в богословских спорах. В эпоху  Возрождения происходит эмансипация  философии от теологии. Мыслители  этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется  и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII - начале XIX в. происходит постепенное  осмысление того факта, что если философия  и представляет собой науку, то это  должна быть универсальная наука, наука  о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

XX в. предложил большое разнообразие  трактовок предмета философского  исследования.

Подводя итог, следует сказать, что  при всем разнообразии трактовок  предмета философии сохраняется  одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в  разных сферах.

1.1. Основные  функции философии

Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой функции  следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии  является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. 

Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности  предлагаемого мифом знания о  мире. Вопрос "что такое бытие? " невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в  греческой философии выразился  в противопоставлении достоверного знания - "эпистемы" и мнения - иллюзорного, хотя и общепринятого, знания - "доксы". Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать - значит сомневаться.

Наиболее развернутую теорию, в  которой проясняется критический  характер философии, предложил в  Новое время Р. Декарт. Принцип  методологического сомнения он положил  в основу любого размышления. Без  сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность  мыслить становится гарантом существования  индивида. Начав с принципа методологического  сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии  заключается в определении общих  правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию "стороннего", осмысляющего взгляда выполняет философия.

1.2. Этапы  становления философской культуры

Культурфилософия – это понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры. Этот термин был введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н. Давыдов, "философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему".

В европейском сознании впервые  проблематика философии культуры затрагивается  софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении  играло противопоставление природы, как  некого постоянного элемента, человеческому  закону, который является изменчивым, произвольным. Таким образом, осмысливалась  антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным.

Мысль о том, что культура отчуждает  человека от природы, получила также  развитие в философии киников, так  и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.

Таким образом, культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.

Внутри христианства это противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось  на такую антиномию как Бог  и культура. Таким образом, природа  утрачивает право быть каким-либо критерием  культуры и тем самым разрушается "натуралистический фундамент  языческой философии культуры, а  открывается возможность для  истолкования трансцендентальной природы  культуры". Философию культуры в  этот период можно определить как "теологию культуры". Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному  замыслу.

В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.

В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б. Вико и Ж.Ж. Руссо. Дж.Б. Вико представил целостное истолкование искусства религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б. Вико развил мысль о циклическом развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.

В эпоху просвещения Ж.Ж. Руссо  выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и  изнеживают человека как в моральном, так и физическом плане. Именно отталкиваясь от Руссо, Кант считал, что он свободен от ничем не прикрытого интеллектуализма, и встал на новый путь. Он считал, что повышение интеллектуальной культуры все равно не может раскрыть все загадки бытия, говоря, что культура должна управляться другими силами и "удерживаться в узде". Поэтому Кант пришел к выводу, что истинная ценность культуры лежит не в благах, которые человек получает от природы и проведения. Она обнаруживается только в его собственном поведении и в том, что он превращается в результате этого поведения. Цель культуры в осуществлении свободы, которая означает моральное господство над самим собой.

Новый этап в осмыслении сущности культуры связан с немецкой культурфилософской мыслью, с романтическими постижениями духа культуры различных эпох.А. и Ф. Шлегеля, Они стояли у истоков сравнительно – исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. Романтики высоко ценили своеобразие национальных культур.

В XIV в. ряд мыслителей, в том числе  А. Шопенгауэр, основатель философии  жизни, решительно отвергают всеобщую западноевропейскую веру в прогрессивность "человека разумного" и "человека деятельного". Генезис культуры усматривается  в том, что человек безоружен  перед лицом окружающего мира и совершенно не может приспособиться к его специфике.

И, наконец, переходя к нашему столетию можно сказать, что в это время  философия культуры получила стремительное  развитие. Родилось множество новых  истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле  других представителей философии жизни. Так, А Беркон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.

Информация о работе Место и роль философии в культуре