Метафизика Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:07, шпаргалка

Описание работы

тезисы по философии на тему "метафизика аристотеля"

Файлы: 1 файл

тезисы по философии.doc

— 38.50 Кб (Скачать файл)
 

Метафизика  Аристотеля. 

   1.Метафизика (буквально то, что после физики). Термин не аристотелевский. Введён он либо в связи с изданием сочинений Аристотеля Андрониксом Родосским в первом веке до н.э. Собственно аристотелевский смысл этого понятия означает любую попытку человеческой мысли выйти за пределы эмпирического мира, чтобы достигнуть метаэмпирической реальности.

   Аристотель  даёт 4 определения метафизике: 1)исследование причин, первых или высших начал; 2)познания «бытия, поскольку оно есть бытие»; 3)знание о субстанции; 4)знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

   Однако  эти четыре определения метафизики находится в гармонии не только с  предшествующей традицией, но и, замечательным  образом, между собой. Действительно, кто ищет причины и первопричины необходимости, должен встретить непременно Бога, ибо он - первоначало по преимуществу.

   2. Метафизика  – наиболее возвышенная из  наук, потому что она не связана  с материальными нуждами, она  не преследует эмпирические или  практические цели. Другие же  науки подчинены этим целям, а потому ни одна из них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведёт. Метафизика имеет сама в себе своё тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Это значит, что метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающая  ото лжи.

   3. Метафизика  – это исследование первых причин. Аристотель считает, что поскольку они относятся к миру становления, то могут быть связаны с четырьмя причинами: 1)причина формальная; 2) причина материальная; 3) причина действующая; 4) причина финальная.

   Первые  2 причины есть ничто иное как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если её рассматривать статистически. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но с точки зрения становления, динамически, необходимы ещё 2 причины – двигательные (т.е. родители, давшие жизнь человеку) и финальная (т.е. цель, в направлении которой развивается человек).

   4. Второе  определение метафизики – бытие  как таковое. В этом метафизика  не совпадает ни с одной из частных наук. Метафизика идёт к первопричинам бытия как бытия, к такому «почему», которое даёт основание реальности в его тотальности. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Но множество и разнообразность смыслов бытия не ведут к чистой омонимии, ибо каждый из них структурно отнесён с субстанцией. Более того, Аристотель ищет некую схему, которая собрала бы все возможные смыслы бытия, группируя их по четырём позициям:

  • Бытие как категория (или бытие в себе). Категории представляют главную группу значения бытия. Их десять: 1. Субстанция или сущность. 2. Качество. 3. Количество. 4.Отношение. 5. Действие. 6. Страдание. 7. Место. 8. Время. 9. Иметь. 10. Покоиться
  • Бытие как акт и потенция. Акт и потенция – изначальны, ибо их нельзя определить через другое, но только взаимообразно, через связь их между собой.
  • Бытие как акциденция. Это бытие случайное и непредвиденное, т.е. тип бытия, который не связан  с другим бытием существенным образом.
  • Бытие как истина (небытие как ложь) – тип бытия, который принадлежит собственно человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей.

    Этот последний тип бытия изучает логика. Первые 2 группы значений образуют предмет метафизики. В особенности проблему субстанции.

   5. Аристотель  полагает, что теория субстанции  включает в себя 2 главные проблемы: 1) Какие субстанции существуют? 2) Что такое субстанция вообще?

   а) Материя (hyle – гиле, от греч. лес как строительный материал) - есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую. Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе – недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определённым и актуализироваться она поможет, лишь приняв в форму.

   б) Форма определяет, реализует материю, образует «естьность» всякой вещи, а потому – это субстанция в полном смысле слова.

   в) Эта  композиция материи и формы, которую  Аристотель называет «synolos» и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное.

   Итак  бытие в наиболее точном значении – это субстанция. Субстанция в  несобственном смысле есть материя, во втором смысле – это отдельное, а в третьем смысле – собственном  – это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя; ступенью выше – отдельное, индивид, а ещё выше – форма, которая обнимает материю и фондирует, дает основание отдельному, т.е. индивиду. 

   Список  литературы. 

  1. Античная  философия./ А.С. Богомолов – М: Высшая школа, 2006
  2. Античная философия. /В.Ф. Асмус – М: Высшая школа, 2005
  3. Западная философия от истоков до наших дней. Античность./ Дж. Реале, Д.Антисери – СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1994
  4. История философии: учеб. пособие  для студентов вузов./ Скирбекк Г., Гилье Н. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Информация о работе Метафизика Аристотеля