Метод Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:01, доклад

Описание работы

Происходит он из древнего французского богатого и знатного рода в Турени, чья фамилия писалась Des Quartis. Учился в школе La Fleche, особой школе для дворян, после чего занялся самообразованием. Так сложилась его судьба, что в отличие от сверстников, знания, которые юный Декарт получал в школе не складывались в единую картину мира, а лишь порождали сомнения, сомнения, вызванные неясностью и неполнотой тех знаний. Декарт был талантливым учеником, умел читать и писать на древних языках, любил философию, но единственным предметом, полностью занимавшим всё его свободное время была математика. Для него важным было не многознание, а четкость, ясность знания, а также метод познания.

Файлы: 1 файл

Декарт.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Моё небольшое сообщение посвящено  великому ученому и философу –  Рене Декарту. Происходит он из древнего французского богатого и знатного рода в Турени, чья фамилия писалась Des Quartis. Учился в школе La Fleche, особой школе для дворян, после чего занялся самообразованием. Так сложилась его судьба, что в отличие от сверстников, знания, которые юный Декарт получал в школе не складывались в единую картину мира, а лишь  порождали сомнения, сомнения, вызванные неясностью и неполнотой тех знаний. Декарт был талантливым учеником, умел читать и писать на древних языках, любил философию, но единственным предметом, полностью занимавшим всё его свободное время была математика. Для него важным было не многознание, а четкость, ясность знания, а также метод познания. Таким образом Декарт придает исключительное значение математике не благодаря её проблемам, а методу. Хотелось бы быстрее перейти ближе к его «методу», но необходимо еще немного рассказать о его характере. Во-первых, Декарт был человеком скромным и спокойным, но не беспомощным, он долго не хотел публиковать свои работы, тем не менее, когда те были опубликованы, мужественно и с успехом отразил все волны критики. Декарт воспринимал критику конструктивно, и впоследствии к своим работам издал «критику работ» и «критику критики». Декарт, как мне кажется, относился к миру отстраненно, как наблюдатель, избегал светских встреч, но имел узкий круг друзей, с которыми всегда был рад общаться. Умер в Швеции, так и не основав там Академию наук, которая, по задумкам королевы Кристины, должна бы была быть основана им во время его коротких пребываний в Швеции.

А теперь перейдем к его учениям. Не смотря на множественность объектов познания, истинный способ познания один. (это можно вывести из Аристотелевских  мыслей об истине). Истинный метод познания необходим, ибо знание – высочайшее благо, а истинная способность к познанию – способ увеличения знания до бесконечности. Метод – лучик света, пронзающий тьму и рассеивающий туман сомнения. Похоже рассуждал Сократ, в каждой эпохе есть гений Сократа. Метод Декарта дедуктивный, он начинается с простейшего и незыблемого воззрения, а из него уже и выводятся остальные элементы. Таким образом, каждое последующее знание вытекает из предыдущего и полностью зависит от него, что соответствует определению дедукции. Но такая система достоверна лишь в том случае, если все элементы в ней истинные, сомнение или ошибка приводит к ошибочности или недостоверности всех дальнейших суждений. Поэтому для начала необходимо выбрать базу, точку отсчета или те самые незыблемые и непоколебимые истины, на которых будет строиться вся дальнейшая система метода Декарта. Со времен распространения картезианского учения первые положения его «я сомневаюсь во всем», «я мыслю, следовательно существую» стали всем известны. Первое утверждение относится к самообману. Необходимо усомниться во всем, чтобы отбросить все накопившиеся ошибки за время существования человека. Есть общая черта с «идолами» Бэкона, только Рене Декарт пошел дальше, он пытается исключить влияние этих «идолов» накопившееся на протяжении всей истории. Но для начала нужно определить некий критерий истинности. Истинно же то, где нет заблуждения, таким образом существует четыре вида логических суждений, приводящих к заблуждению: принять недостоверное за истинное, принять ложное за истинное, истинное за ложное или недостоверное. Везде фигурирует искажение истины. «Нет представлений, истинность которых явствовала мне; напротив, все они таковы, что я вижу их недостоверность.» - говорил Декарт. Тем не менее, сам факт моего сомнения, подразумевает мышление, мышление – свойство мыслящего субъекта, свойство не может существовать без субъекта. Следовательно «Cogito ergo sum». Мышление является единственным достоверным способом познания, ибо позволяет ясно и отчетливо «видеть» объект. Отрицать получаемую информацию об окружающем мире нашими органами чувств было бы не правильно, но также неправильно считать, что то, что мы видим и ощущаем является самим объектом нашего исследования. Ключевой фигурой в учении Декарта является идея Бога, без неё не возможно познание как таковое. Идея Бога – идея совершенства и идеала, по принципу причинности, идея ни как не может быть больше, чем причина её порождающая, а значит и сам Бог, в отличии от всего окружающего нас (которое могло бы быть), не является порождением нашего сознания, конечного и полного недостатков, в отличии от всего окружающего нас. Достоверность нашего несовершенства вытекает из самого определения Бога, эта же достоверность и делает возможным познание окружающего нас мира. Осталось лишь определить источник всех заблуждений. По Декарту, есть два основных качества, которые помогают познавать мир: это воля и разум. Наш ум, по естественным причинам ограничен, в то время, воля – безгранична и делает нас подобием Бога. По отдельности ни то ни другое не может быть источником заблуждения, но только неправильный синтез этих двух качеств порождает само заблуждение. Одну из разновидностей воли, а скорее всего её проявление или один из её модусов, Декарт называет волей к истине. Вкратце это способность принимать правильные решения, отличать достоверное от недостоверное и т. д. В силу ограниченности нашего разума, необходимо разделить исследуемый объект на составляющие до тех пор, пока его частички не станут ясны нам, и пока сам объект в целом нам не прояснится.


Информация о работе Метод Декарта