Методология философии права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Данная работа выполнена на основании учебника «Философия права» под ред. О.Г. Данильяна.
В современных условиях, когда происходит коренное переосмысление оснований правоведения, разработка методологических проблем философии права приобретает особое значение. Благодаря таким исследованиям, во-первых, происходит реализация методологической функции философии права по отношению к правоведению в целом, то есть осуществляется более глубокое и систематическое рассмотрение методологических проблем права, во-вторых, создаются предпосылки для рассмотрения всех проблем философии права в историческом и теоретическом аспектах.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, позиция субъективизма, которая ориентируется на субъект как на категорию, с которой непосредственно связано понятие права, является более предпочтительной, чем позиция объективизма, для которого характерно пренебрежение к субъекту. Нормы предполагают субъекта, который что-то «должен» делать. Поэтому именно субъект как носитель идеи права, смысла справедливости, является в таком качестве источником правопорядка.

Основные формы проявления субъективизма  в правовой философии — рационализм и философия ценностей. Рационализм отстаивает позицию, основывающуюся на том, что источник правопорядка должен быть найден в идее права. Идея права открывается в глубинах человеческого сознания. Она обладает надвременной ценностью и развивается за счет внутренних импульсов. Исторически рационализм существовал как догматический рационализм (С. Пуфендорф, X. Вольф), пытавшийся вывести из идеи права всю правовую систему, и как критический рационализм (И. Кант, Р. Штаммлер), выводящий из идеи права лишь основные принципы правопорядка.

Фундаментальное положение философии ценностей (М. Шелер, Н. Гартман) состоит в том, что ценности существуют как независимые сущности в автономной идеальной сфере, они даются человеку в акте эмоциональной интуиции и имеют строго иерархический порядок. В области философии права ведущая идея этого направления (Г. Коинг, Г. Хубман) предполагает возможность установления идеальных, но в то же время объективных и фиксированных норм для организации общества.

Таким образом, благодаря обращению  к идее права субъективизм не испытывает трудностей в решении вопросов об основании и критерии права, нормативности правопорядка. В то же время недостаточное внимание к существующим условиям делает проблематичным его применение к формированию текущего законодательства.

Интерсубъективность как способ обоснования права может быть представлена в качестве парадигмы (образца) современных концепций естественного права. Эти концепции стремятся преодолеть характерное для классической философии права противопоставление объекта и субъекта, бытия и сознания, учета объективных условий и идеи права в процессе создания и применения законов. Принцип интерсубъективности означает, что смысл права не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а раскрывается во взаимодействии (коммуникации) субъектов (по крайней мере, двух, а в принципе — всех). Основной конструкцией правопонимания здесь оказывается договор.

Характерный для неклассических концепций  естественного права принцип  интерсубъективности выражает следующие  особенности современного социогуманитариого познания: а) переход от концепции моносубъекта (индивида или общества) к концепции полисубъекта, проявляющегося в дискурсе; б) признание языка в качестве подлинной реальности, благодаря которому право дано человеку и оказываются возможными коммуникация и дискурс как способы обоснования правовых норм и принципов; в) постметафизический подход к обоснованию идеи права в форме различных теорий справедливости.

В рамках неклассического правопонимания за точку отсчета берется не позиция  внешнего наблюдателя, соотносящего право с каким-нибудь внешним критерием, а внутренний опыт участника правового общения. Здесь право рассматривается не как чуждая человеку сила, которая стремится его подчинить, а как способ его бытия.

Формирование неклассической модели правосознания связано с произошедшей в XX веке экзистенциальной трансформацией, проявившейся в протесте против власти формальных норм, не позволяющих человеку реализовать его экзистенцию. Люди соглашались жить в соответствии только с теми нормами, которые не нивелируют личность. Поэтому нужны были новые способы обоснования нрава, реализующие запрос на гуманизацию правопорядка. Характерным оказался переход от рационально-теоретического познания сущности правовых явлений к отысканию конкретных критериев справедливости юридических решений, от поиска рационального обобщающего принципа к житейской конкретности.

Среди современных теорий обоснования  права, «работающих» в парадигме  интерсубъективности, выделяются онтологические и коммуникативные концепции. Первые представлены правовым экзистенциализмом, или экзистенциальной феноменологией (М. Мюллер, Э. Фехнер, В. Майхофер) и правовой герменевтикой (А. Кауфман, В. Гассемер, П. Рикер). Вторые —ar коммуникативной философией (К.-О. Апель и Ю. Хабермас).

В рамках экзистенциально-феноменологической онтологии справедливость в качестве основания права рассматривается как форма человеческого сосуществования, способ бытия с другими. Высший критерий справедливости усматривается в экзистенции как свободной самореализации человека.

Коммуникативная парадигма  в современной философии права  акцентирует внимание на дискурсе, то есть обсуждении всех проблем в  рамках гражданского общества. Морально-правовой дискурс позволяет сопоставить  все имеющиеся ценностные ориентации, а тем самым учесть выраженные в них социальные условия, воплощая этот процесс в системе процедур как правил «языковой игры». Обеспечивая «умиротворение», он способствует актуализации справедливости и как надпозитивная инстанция ограничивает и контролирует власть. Данному подходу также присущи достоинства и недостатки.

Исходя из договорных концепций  права, интерсубъективный подход в  качестве основного элемента правовой реальности рассматривает правоотношения. Однако сущность правового субъекта из правоотношений непосредственно невыводима. Если не постулируются права человека, то все правоотношения оказываются фрагментарными.

 

 

Из проделанной  работы можно сделать следуюие выводы:

- методология философии права  представляет собой наиболее  общий философский уровень методологии  права. Она включает критический анализ конкурирующих и взаимодополняющих способов осмысления права: 1) правового позитивизма; 2) правового объективизма; 3) правового субъективизма (классических концепций естественного права); 4) правовой интерсубъективности (неклассических концепций естественного права).

- рассмотренные основные методологические  подходы к осмыслению права  являются отражением различных  его сторон: технико-юридической,  социальной, духовно-моральной, антропологическо-коммуникативной,  опи- раются на определенную теорию познания и концепцию сущности человека. В противоречиях между теоретическими позициями философско-правовых направлений выражается внутренне противоречивая природа самого права.

- каждая из теорий применима  для решения определенного круга задач в соответствии с принципом дополнительности, из чего следует вывод о недопущении абсолютизации какого-либо из этих подходов, необходимость учета их возможностей и пределов. В то же время в современных условиях приоритетным является интерсубъективный подход, который наиболее полно выражает тенденции развития социогуманитарного знания середины XX - начала XXI столетия.

- осмысление права в парадигме  интерсубъективности предполагает  попытку учесть особенности и  преодолеть ограниченность иных  моделей правопонимания. Это уже не ограниченность рассмотрения права «снаружи» по его внешним признакам (позитивизм), или «снизу» как вышедшего из глубин социальных отношений (объективизм), или же «сверху» с позиций идеи права (субъективизм), —это попытка рассмотрения права «изнутри» в качестве способа бытия человека в его отношениях с другими людьми.

1 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). — М.: Аванта+, 2000.

2 Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. — М.: Наука, 1988. - с. 13-15.

3 Хёффе О. Политика, право, справедливость. — с. 51.


Информация о работе Методология философии права