Методология научного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 17:17, реферат

Описание работы

Философия науки как дисциплина решает две кардинальные проблемы. Во-первых, она занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы». Во-вторых, философия науки исследует процесс самой науки [3]. Философия науки без обстоятельного и глубокого рассмотрения всех применяемых в научном познании методологических средств — это все что угодно, но только не философия науки. Следовательно изучение методов и методологии науки является одним из главных и первых вопросов при работе над диссертацией независимо от специальности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
1 МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ…………………………………………..
3
2 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ…………………………………….
8
3 ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…….
11
3.1 Методы эмпирического исследования………………………….
11
3.2 Методы теоретического познания………………………………
14
3.3 Общелогические методы и приемы исследования……………...
17
4 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ………………………
21
4.1 История развития САПР…………………………………………
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………
26

Файлы: 1 файл

metodologiya_nauchnogo_issledovaniya.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

2. Абстрагирование — процесс  мысленного отвлечения от ряда  свойств и отношений изучаемого  явления с одновременным выделением  интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «противоречие», «мышление» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия. Выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие второстепенными — главный вопрос абстрагирования. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимости от природы изучаемого предмета, а также от конкретных задач исследования.

3. Обобщение — процесс  установления общих свойств и  признаков предметов. Тесно связано  с абстрагированием. Гносеологической  основой обобщения являются категории  общего и единичного.

Всеобщее (общее) — философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса. Необходимо различать два вида общего: а) абстрактно-общее как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов (так называемый «абстрактно-общий признак», например, наличие у всех людей — в отличие от животных — ушной мочки). Данный вид всеобщего, выделенного путем сравнения, играет в познании важную, но ограниченную роль; б) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии. Данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу — сущность в ее развитой форме, т. е. закон.

Общее неотрывно от единичного (отдельного) как своей противоположности, а их единство — особенное. Единичное (индивидуальное, отдельное) — философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества), его отличие от других. Тесно связана с категориями всеобщего (общего) и особенного.

В соответствии с двумя видами общего различают два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно-общее, закон).

4. Идеализация — мыслительная  процедура, связанная с образованием  абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых  в действительности («точка», «идеальный  газ», «абсолютно черное тело»  и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

5. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую.

Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.

6. Индуктивные методы  установления причинных связей  — индукции каноны (правила индуктивного  исследования Бэкона— Милля).

7. Аналогия (греч. — соответствие, сходство) — при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются правдоподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. Схему аналогии можно представить так: а имеет признаки Р, Q, S, Т Ь имеет признаки Р, Q, S, ... Ь, по-видимому, имеет признаки Т.

Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассуждения по аналогии истинны, это еще не значит, что и его заключение будет истинным.

9. Системный подход —  совокупность общенаучных методологических  принципов (требований), в основе  которых лежит рассмотрение объектов  как систем.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

10. Структурно-функциональный (структурный) метод — строится  на основе выделения в целостных  системах их структуры — совокупности  устойчивых отношений и взаимосвязей  между ее элементами и их  роли (функций) относительно друг  друга.

Структура понимается как нечто инвариантное (неизменное) при определенных преобразованиях, а функция как «назначение» каждого из элементов данной системы (функции какого-либо биологического органа, функции государства, функции теории и т.д.).

11. Вероятностно-статистические методы — основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Вероятность — количественная мера (степень) возможности появления некоторого явления, события при определенных условиях. Диапазон вероятности от нуля (невозможность) до единицы (действительность). Одна из основных задач теории вероятностей состоит в выяснении закономерностей, возникающих при взаимодействии большого числа случайных факторов. Для понимания существа названных методов необходимо рассмотреть понятия «динамические закономерности», «статистические закономерности».

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий, и прежде всего предмета исследования.

 

 

4 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

 

Для людей нашего времени очевидно, что наука и техника играют в современном обществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпоху возрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре Джордано Бруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в 1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когда Жан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. С этого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержку государства.

Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтер написал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам” науки. Философы XVIII века - Э. Б. Кондильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе - воспевали культ Разума и создали “теорию прогресса”; до этого времени никто не знал, что такое “прогресс”. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизм – философию науки; эта философия утверждала, что все явления и процессы подчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будут открыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, промышленная революция резко изменила жизнь людей, на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое промышленное общество; удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одного поколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», а затем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведет человечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем[1].

 

 

4.1 История развития САПР

 

Основной причиной, обусловившей возникновение потребности проведения работ по автоматизации проектирования, явилась низкая производительность инженерного труда в сфере обработки информации по сравнению с производительностью труда рабочих в материальном производстве. На первых порах эта проблема решалась экстенсивным путем за счет перевода трудовых ресурсов из материального производства в сферу обработки информации [6]. Современный уровень развития производства, появление микрокомпьютеров, растровых графических дисплеев, разработка трехмерной «каркасной» технологии послужили основой для автоматизации процесса проектирования объектов сложных форм и развития современных систем CAD/САМ.  Первоначально в практике проектирования преимущественно использовались системы CAD – Computer Aided Design (проектирование и конструирование с помощью ЭВМ), впоследствии получили развитие и стали широко применяться системы САМ – Computer Aided Manufacturing (производство с централизованным управлением от ЭВМ). Перспективой развития систем CAD/САМ является разработка систем СIM – Computer Integrated Manufactur, предполагающих автоматизацию и объединение в единую систему не только всех этапов проектирования и производства изделия, но и работ, связанных с его последующим хранением, реализацией и эксплуатацией. Аналогами зарубежных систем CAD/САМ в нашей стране являются системы САПР/АПП – системы автоматизированного проектирования и автоматизации производственных процессов. Компьютеризация инженерной деятельности в целях повышения производительности труда началась еще в начале первой половины XX века. В настоящий момент можно выделить два класса систем компьютеризации инженерной деятельности (КИД): системы автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизации управления (АСУ). Последние в свою очередь делятся на системы организационного управления, а именно АСУ предприятием (АСУП), АСУ производством (АСУПр) и на системы управления технологическими процессами (АСУТП). Помимо этого имеются системы управления качеством (АСУК) [5].

Первые коммерческие САПР появились на рынке в 60-х годах ХХ-го века. Ориентированы они были на автоматизацию конструирования и назывались CAD-системами. Впоследствии значительное развитие получили также системы автоматизации проектирования технологических процессов (САРР), программирования изготовления деталей на станках с ЧПУ (САМ) и инженерных расчетов (САЕ – Computer Aided Engineering) [2, 4].

Далее под термином САПР будут подразумеваться, в основном, системы, направленные на автоматизацию выполнения конструкторских проектов. Степень   специализации   системы   определяет   способность   САПР выполнять    задачи,    характерные    для    конкретной    профессиональной деятельности (проектирование инженерных сетей, печатных плат, дизайна интерьера, конструкций одежды и т.п.). Универсальные САПР, в отличие от специализированных, предназначены для выполнения общепроектных задач без учета специфики работы в конкретной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены вопросы методологии научного исследования, рассмотрены отличия методов и методологии; изучена классификация методов научных исследований.

Работа над данной темой в ходе написания диссертации является актуальной так как в наши дни стало совершенно очевидным, что «несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности». Более того, в настоящее время «методология стала самостоятельной реальностью», под влиянием нынешних социокультурных условий, «и складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии — технологии мыслительной работы (деятельности)».

В научном познании функционирует сложная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий, и прежде всего предмета исследования.

Далее были рассмотрены вопросы развития науки и техники и история развития систем автоматизированного проектирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/ под редакцией д.ф.н., проф. В.В. Миронова. –  М.: Гардарики. 2006 – 144 с
  2. Петров, А.В. Проблемы и принципы создания САПР / А.В. Петров, В.М. Черненький. – М., Высшая школа, 1990. –  144 с.
  3. Кохановский, В.П., Лешкевич, Т.Г., Матяш, Т.П. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов/ В. П. Кохановский и др. – Ростовн/Д.: Феникс, 2005. –  608 с.
  4. Норенков, И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов / И. П. Норенков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана , 2000. - 360с. - (Информатика в техническом университете).
  5. Гаскаров, Д.В. Интеллектуальные информационные системы /  Д.В. Гаскаров. –  М.:  Высшая школа, 2003.  –  431 с.
  6. Вейнеров, О.М.5 Проектирование баз данных САПР / О.М. Вейнеров, Э.Н. Самохвалов. –  М.: Высшая школа. 1990. – 639 с.

 

 

 


 



Информация о работе Методология научного исследования