Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 14:10, контрольная работа
1. Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения контроля:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансового состояния;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
1. Методы финансового контроля. Ревизия как основной метод финансового контроля. Ее виды.
1. Методы финансового контроля
Различают следующие методы проведения
контроля:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансового состояния;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами,
получившими лицензию на тот или иной
вид финансовой деятельности, и предполагает
соблюдение ими установленных правил
и нормативов, нарушение которых влечёт
за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется
надзор со стороны ЦБ России за деятельностью
коммерческих банков; со стороны Департамента
страхового надзора Минфина России —
за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной
ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;
неэффективное использование полученной
ссуды и снижение ликвидности может привести
к ужесточению условий кредитования, требованию
досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод
финансового контроля, представляющий
собой взаимосвязанный комплекс проверок
финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, учреждений и организаций,
проводимых с помощью определенных приемов
фактического и документального контроля.
Ревизия проводится для установления
целесообразности, обоснованности, экономической
эффективности совершенных хозяйственных
операций, проверки соблюдения финансовой
дисциплины, достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности – для выявления нарушений
и недостатков в деятельности ревизуемого
объекта.
По полноте охвата хозяйственной деятельности
субъекта различаются ревизии:
полные – предусматривают проверку всех
сторон финансово-хозяйственной деятельности
объекта;
частичные - проводятся для проверки отдельных сторон
или участков финансово-хозяйственной
деятельности хозяйствующих субъектов;
комплексные - являются наиболее полными,
охватывающими все стороны деятельности
проверяемого предприятия, учреждения,
организации, охватывают хозяйственную
и финансовую деятельность субъекта контроля,
вопросы сохранности и эффективно использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
качества и состояния бухгалтерского
учета и отчетности.
Для проверки
узких технических и технологических
вопросов к ревизии привлекаются соответствующие
специалисты. Это позволяет при проведении
комплексной ревизии обеспечить эффективность
и полноту ее результатов;
тематические - проводятся на определенную
тему по деятельности однотипных предприятий,
организаций, учреждений, что позволяет
выявить типичные недостатки или нарушения
и принять меры к их устранению.
В зависимости от степени «охвата» финансовых
и хозяйственных операций различают ревизии:
сплошные - предполагают проверку всех
операций на определенном участке деятельности
за весь проверяемый период;
выборочные — это проверка определенной части первичных
документов за тот или иной промежуток
времени. Как правило, проверяют один месяц
в квартале, при обнаружении нарушений
переходят к сплошной ревизии;
комбинированные – предусматривают проверку
одних участков сплошным методом, а других
— выборочным, что позволяет ревизовать
большие объекты с высоким документооборотом,
осуществляющие крупные хозяйственные
операции.
Ревизии проводятся органами управления
в отношении подведомственных предприятий
и учреждений, а также различными государственными
и негосударственными органами контроля
(Департаментом финансового контроля
и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством,
Центральным банком, аудиторскими службами).
На основании проведенной ревизии оформляется
акт, по которому принимаются меры по устранению
нарушений, возмещению материального
ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
2. Ревизия как основной метод финансового контроля
Основным методом последующего финансового
контроля является ревизия - обследование
с целью установления законности финансовой
дисциплины на конкретном объекте.
Законодательство закрепляет обязательный
и регулярный характер ревизии. Ревизия
проводится на месте и основывается на
проверке первичных документов, учетных
регистров, бухгалтерской и статистической
отчетности, фактического наличия денежных
средств. При необходимости ревизии не
ограничиваются проверкой только документации,
а дополняются фактической проверкой
остатков материальных ценностей на складе,
проверкой соответствия, документального
учета фактическому, объема выполненных
строительных работ, контрольным обмерам
и т.п.
Как правило, ревизии проводятся на основе
заранее составленной программы работы
ревизоров, в которой определяются объект,
конкретные вопросы контроля и сроки его
осуществления. Результаты ревизии оформляются
специальным актом, имеющим силу источника
доказательства в следственной и судебной
практике. На основании акта ревизии у
проверяемой организации возникает обязанность
по проведению неотложных мер по устранению
выявленных недостатков, а лица, виновные
в нарушении финансовой дисциплины, привлекаются
к ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
Ревизии проводятся путем:
проверки отчетных, бухгалтерских документов
в целях установления их законности и
подлинности, правильности оформления,
а также целесообразности производственных
операций;
проверки соответствия бухгалтерских
записей содержанию операций, фактическому
выполнению работ или оказанию услуг;
внезапной проверки фактического наличия
денежных средств, материальных ценностей,
бланков строгой отчетности и их соответствия
учетным данным;
взаимного контроля операций и документов;
проведения встречных проверок;
анализа результатов финансово-хозяйственной
деятельности подразделений.
Проведение ревизий в системе отраслевых
министерств и ведомств имеет свою специфику.
Можно выделить общие требования, предъявляемые к проведению ревизии,
независимо от проверяемого субъекта.
Ревизии финансово-хозяйственной
Внеплановые ревизии проводятся по указанию
вышестоящих по отношению к ревизуемому
подразделению руководителей, по решению
судебно-следственных органов, при ликвидации
подразделения либо смене его руководителя,
начальника финансовой службы.
Срок проведения ревизии не может превышать,
как правило, 30 дней. При проведении ревизии
ревизор проверяет, анализирует и использует
различные документы, например, материалы
инвентаризаций, первичные документы
(кассовые ордера, выписки банка, накладные
и т. п.), хозяйственные договоры, материалы
обследований и проверок, проведенных
банком.
Ревизии могут подразделяться
на следующие виды:
- ревизия, проверка кассы и кассовых
операций;
- ревизия банковских операций;
- ревизия операций по начислению
денежного довольствия и заработной платы;
- ревизия расчетных операций;
- ревизия сохранности и использования
материальных ценностей;
- ревизия основных средств;
- ревизия учета бланков строгой
отчетности;
- проверка организации бухгалтерского учета;
- проверка пенсионной работы;
- проверка работы с письмами,
заявлениями и жалобами по вопросам
бесхозяйственности и др.
Ревизии подразделяются по содержанию
на документальные и фактические.
Документальные ревизии включают в себя проверку различных
финансовых документов, в том числе счета,
платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты,
сметы и др. На основе анализа финансовых
документов можно определить законность
и целесообразность расходования средств.
В ходе фактической ревизии проверяются не только документы,
но и наличие денег, ценных бумаг и материальных
ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию
материальных ценностей, проверяют состояние
материальных и вещевых складов, производят
подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных
ценностей, находящихся на складах, контрольные
обмеры на строительстве и т. д.
Программа ревизии содержит
набор конкретных приемов документального и
Классификация методических
приемов документального контроля включает:
а) формальную проверку документации,
нацеленную на установление правильности
оформления документов, подлежащих контролю;
б) арифметическую проверку
документации, сводящуюся к оценке правильности
таксировок и подсчетов в документах;
в) юридическую (нормативную)
оценку документально оформленных хозяйственных
операций, имеющую целью определить соответствие
отраженных в документах операций существующему
законодательству, и их экономическую
целесообразность;
г) логическую проверку, представляющую
собой логический контроль объективной
возможности документально оформленных
хозяйственных операций;
д) встречную проверку — сличение первичных
документов или учетных записей ревизуемого
предприятия с одноименными или взаимосвязанными
данными у предприятий, учреждений, с которым
ревизуемое предприятие имеет хозяйственные
связи;
е) сравнение, под которым понимается
сопоставление объектов контроля в целях
определения сходства или различия между
ними;
ж) балансовые увязки движения
товарно-материальных ценностей, предполагающие
сопоставление поступлений отдельных
видов ценностей за межинвентаризационный
период с их расходом за этот же период
и остатками по инвентаризационной ведомости
за день ревизии;
з) некоторые другие приемы.
Фактический контроль, представляющий
собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра
в натуре, осуществляется с использованием
следующих приемов:
а) инвентаризации — проверки
фактических остатков основных средств,
товарно-материальных ценностей, денежных
средств и состояния расчетов, их соответствия
данным бухгалтерского учета на
определенную дату;
б) экспертной оценки, основывающейся
на проведении квалифицированными специалистами
экспертизы действительных объемов и
качества выполненных работ, обоснованности
нормативов материальных затрат и выхода
готовой продукции, норм естественной
убыли и т.д.;
в) визуального наблюдения, предусматривающего
обследование на месте в целях проверки
хранения материальных ценностей на складах,
состояния контроля за ввозом и вывозом
материалов и готовой продукции.
Документальный и фактический контроль
не существуют изолированно, а дополняют друг
друга. За правильно составленными
По времени осуществления ревизии
делятся на плановые
и внеплановые. В основном, ревизии носят плановый
характер. О проведении ревизии извещаются
руководители подлежащих проверке предприятий
или учреждений. При необходимости проводятся
и внеплановые ревизии (в случае поступления
жалоб, сигналов о нарушениях финансовой
дисциплины, требующих немедленной проверки).
Внеплановые ревизии могут проводиться
различными контрольными органами. Разновидностью
внеплановых ревизий являются ревизии,
проводимые по требованию следственных
органов. Такие ревизии являются не только
методом осуществления финансового контроля,
но и источником юридических доказательств
по уголовным делам, связанным с хищениями
и другими злоупотреблениями.
По обследуемому периоду деятельности
на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной)
ревизии проверяется вся финансовая
деятельность проверяемого субъекта за
весь ревизуемый период. При сплошном
методе проверяются все без исключения
документы, относящиеся к данному виду
операций. Кассовые и банковские документы
проверяются только сплошным методом.
Выборочная (частичная) ревизия затрагивает всю документацию,
но ограничивается более короткими промежутками
времени (например, квартальные ревизии).
Таким образом, проверяется часть документов.
Объем выборочной проверки определяется
ревизором в зависимости от необходимости,
а также характером проверяемых операций.
При этом ревизор обязан указать, какой
конкретно объем документации и период
проверен выборочно.
В тех случаях, когда выборочной
проверкой установлены факты серьезных
нарушений или злоупотреблений, проверку
документов следует производить сплошным
методом, а в случае необходимости - за
период, охваченный предыдущими ревизиями.
По объему ревизуемой деятельности
бывают: комплексные
и тематические. Комплексные - охватывают комплекс взаимосвязанных
элементов производственной и финансово-хозяйственной
деятельности, то есть проверяется финансовая
деятельность данного субъекта в различных
областях. В них участвуют ревизоры нескольких
органов, специалисты разных профилей
- технологи, бухгалтеры, финансисты и
др.
Разновидностью комплексных ревизий являются
сквозные проверки, одновременно охватывающие
контролем финансово-
Тематические
- сводятся к обследованию какой-либо
одной сферы финансовой деятельности,
то есть проверяются отдельные участки
работы предприятия или организации (например,
правильность исчисления налогов, правильность
расходования фонда заработной платы,
финансирования капитального ремонта
и т. п.).
Ревизоры наделены широким кругом
прав, а именно:
- проверять на ревизуемом предприятии
первичные документы, записи в регистрах
бухгалтерского учета, статистическую
и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы,
фактическое наличие денег, ценных бумаг,
товарно-материальных ценностей и основных
фондов;
- проводить частичные или сплошные
инвентаризации;
- опечатывать склады, кассы,
кладовые;
- проверять в их финансовых
учреждениями кредитных организациях
достоверность документов, связанных
с операциями ревизуемого предприятия; ревизия
финансовый контроль
- привлекать специалистов и
экспертов для проведения ревизии;
- получать от должностных и
материально ответственных лиц письменные
разъяснения по возникающим в ходе ревизии
вопросам.
Наряду с этим ревизор может изъять
некоторые документы, если их сохранность не
может быть гарантирована или совершены
документальные подлоги и подделки (то
есть подлоги и подделки материалов). Первичные документы и учетные
регистры могут быть изъяты у предприятий
только на основании постановления органов
дознания, предварительного следствия,
прокуратуры или суда. Изъятие ревизором
документов по решениям этих органов оформляется
протоколом, копия которого вручается
под расписку должностному лицу ревизуемого
предприятия.
По окончании ревизии членами
Акт ревизии отражает результаты
проведения ревизии и может являться основанием
для ведения следственной деятельности.
На основе акта ревизии принимаются
меры по устранению выявленных нарушений
финансовой дисциплины, к возмещению причиненного
материального ущерба, виновные привлекаются
к ответственности, разрабатываются предложения
по предупреждению нарушений. Руководитель
организации, назначивший ревизию, обязан
обеспечить контроль над выполнением
решений, принятых по результатам ревизии.
Должностные лица, по вине которых
допущены нарушения и о которых говорится
в акте ревизии, могут быть привлечены
к уголовной, материальной или дисциплинарной
ответственности.
В случае необходимости в ходе
ревизии составляется промежуточный акт,
а материалы ревизии направляются следственным
органам для возбуждения уголовного дела.
Руководитель проверяемой организации
должен принять меры к устранению выявленных
нарушений до окончания проведения ревизии,
о чем делается соответствующая запись
в акте ревизии.
Акты ревизий, проведенных в
порядке ведомственного контроля, представляются
Министерству финансов РФ, финансовым
органам субъектов Федерации и местным
финансовым органам по их требованию.
Банк России за систематической нарушение банковского законодательства назначил в коммерческом банке «Лира»расположенном в В-м районе
городе С. Временную администрацию для оперативного управления этим банком сроком на полтора года. Бывшее правление коммерческого банка, посчитав решение Центрального банка Российской Федерации неправомерным, обжаловало его в арбитражный суд.
Проанализируйте правомерность решения Банка России и действий
правления коммерческого банка.
Решение :
Банк России вправе назначить временную администрацию на срок до шести месяцев, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (далее - лицензия) временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации.
Список использованной литературы
1.Конституция РФ (принятая всенародным голосованием 12.12.1993) ( с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ от 30.12.2008 №7-ФКЗ)
2.ФЗ « Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ
3.ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» от 11.05.1995 №4-ФЗ
4.ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 10.07.2002 №86-ФЗ ( в ред. от 25.11.2009)
5.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №320 «О министерстве финансов Российской Федерации» (ред. 20.02.2010)
6.Аудит. Подольский В.И., изд. Юнити-Дана, 2008
7.Финансовое право Российской Федерации. Учебник., под ред. В.Б. Алексеева; изд. Валтерс Клувер, 2010
8.Ю.А. Корчагин, И.П. Маличенко уч. «Финансы и денежное обращение»,2008