Методы и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:32, творческая работа

Описание работы

Понятие метод означает совокупность способов и операций фактического и теоретического освоения реальности. Системой требований, принципов, правил вооружает человека метод, руководствуясь которыми у него есть возможность достичь той или иной цели. Владение методом значит для человека знание того, каким образом, в которой очередности осуществлять те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение использовать данное познание на практике.

Содержание работы

Методы научного познания: эмпирические и теоретические…………………..3
Приложения…………………………………………………………………….…10

Файлы: 1 файл

Черкасова Светлана Александровна Философия.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Кинешемский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Философия

Тема

Методы и формы научного познания

Фамилия студента

Черкасова

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Александровна

№ контракта

0620211400101002


 

Содержание

  1. Методы научного познания: эмпирические и теоретические…………………..3
  2. Приложения…………………………………………………………………….…10

 

Основная часть

Методы научного познания: эмпирические и теоретические

 

Понятие метод  означает совокупность способов и операций фактического и теоретического освоения реальности.  Системой требований, принципов, правил вооружает человека   метод, руководствуясь которыми у него есть возможность достичь той или иной цели. Владение методом значит для человека знание того, каким образом, в которой очередности осуществлять те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение использовать данное познание на практике.

Следовательно, метод сводится к совокупности основных правил и норм, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, требований, принципов,  ориентирующих субъекта в решении точной задачи, достижении конкретного итога в данной сфере деятельности. Метод  позволяет беречь силы и время,  дисциплинирует поиск истины, кратчайшим путем перемещаться к цели. Регулирование познавательной и других форм деятельности -основная функция метода.

Учение  о методе начало развиваться еще  в науке Новейшего времени. Ее представители считали верный метод  ориентиром в перемещении к  знанию истинному, надежному. Так,  философ XVII в. Ф. Бэкон сопоставлял с фонарем метод познания, который освещал дорогу, идущему в темноте путнику.  Другой знаменитый ученый и философ  Р. Декарт  свое понимание метода изложил как, точные   правила, которые соблюдаются строго в отсутствии избыточной траты умственных сил,  постоянно  и  постепенно повышая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно.

C понятием уровней научного познания  тесно связана классификация  общенаучных методов.     

Распознают  два уровня научного познания: теоретический  и эмпирический . Данное различие имеет  собственным основанием неодинаковость, в первую очередь, способов самой  познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных  итогов.

Одни  общенаучные методы используются исключительно  на эмпирическом уровне, иные - лишь на теоретическом, а некоторые - как  на теоретическом, так и на  эмпирическом уровнях.

Эмпирический  уровень научного познания характеризуется  непосредственным исследованием чувственно воспринимаемых,  реально имеющихся объектов.  Роль эмпирии в науке заключается в том, что только на данном уровне исследования мы столкнулись с  взаимодействием человека с изучаемыми социальными либо природными   объектами.  Живое созерцание тут преобладает,  его формы и рациональный момент хотя имеют подчиненное значение, но и присутствуют здесь. Вследствие этого исследуемый объект отражается  со стороны  проявлений и собственных внешних связей, которые доступны живому созерцанию и выражают внутренние отношения.  На этом уровне осуществляется процесс накопления информации о исследуемых  явлениях, объектах,  методом проведения наблюдений, поставки экспериментов, выполнения разнообразных измерений. Тут производится и еще первичная систематизация получаемых фактических данных в виде схем,  графиков, таблиц и т. п. Также, уже на втором уровне научного познания - вероятно формулирование каких-либо эмпирических закономерностей.                   

  Характеризуется преобладанием  разумного момента теоретический уровень научного познания - теорий, законов, понятий и прочих форм. Отсутствие практического непосредственного взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что на этом уровне научного познания объект имеет возможность изучаться лишь опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в настоящем. Впрочем, живое созерцание тут не устраняется, а делается подчиненным аспектом познавательного процесса.

На  этом уровне происходит раскрытие более  глубоких существенных сторон, закономерностей, связей, свойственных изучаемым объектам, явлениям методом обработки данных эмпирического знания. Данная обработка осуществляется при помощи систем абстракций - таких как понятия, выводы,  категории, принципы, законы и другие.

Однако  на теоретическом уровне мы не обнаружим неполной сводки эмпирических данных  или же фиксации; теоретическое мышление невозможно свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория растёт не из эмпирии,  а вернее в связи с ней и над ней, но как бы рядом с ней.

  Теоретический уровень - в научном  познании наиболее высочайшая  ступенька.  Итогами теоретического  познания становятся теории, законы, гипотезы. 

Выделяя в научном исследовании отмеченные два разных уровня, не стоит их отрывать противопоставлять и друг от друга. Ведь теоретический и эмпирический  уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в виде фундамента,  базы теоретического.  Теории и гипотезы формируются в ходе теоретического осмысления статистических данных, научных фактов,  получаемых на эмпирическом уровне. Кроме всего прочего теоретическое мышление опирается на чувственно-наглядные образы, с которыми столкнулся эмпирический уровень исследования. 

Эмпирический  уровень научного познания не имеет  возможности существовать в отсутствии достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование  опирается на определенную теоретическую систему, которая определяет направление данного исследования, обуславливает и обосновывает использующиеся при всем при этом методы.

     Есть методы, которые  на эмпирическом уровне научного  познания находят применение  - эксперимент и наблюдение.  Наблюдение - это целенаправленное и преднамеренное   восприятие процессов и явлений   в отсутствии прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования.

Эксперимент - это метод познания, при котором явления исследуются  в управляемых и контролируемых  условиях. Эксперимент, обычно, осуществляется на базе теории либо гипотезы, характеризующих постановку задачи и интерпретацию итогов. Сфера социального эксперимента ограничена  правовыми и моральными нормами.    Наблюдение и эксперимент считаются источником научных фактов. Факты - фундамент здания науки, они образуют базу для выдвижения гипотез, создания теорий и эмпирическую основу науки.

Обозначим некоторые способы систематизации и обработки  знаний эмпирического  уровня. Это  синтез и анализ.

     Анализ - процесс мысленного, настоящего расчленения явления,  предмета  на части.  Процедурой, обратной анализу, считается синтез. Синтез - это соединение в единое целое выделенных в процессе анализа сторон предмета.

    В построении теории, как и совершенных объектов, главная  роль принадлежит аксиоматизации - способ построения научной  теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - постулаты или же аксиомы, из которых все оставшиеся утверждения теории выводятся чисто логическим методом  дедуктивной, при помощи доказательства. Как уже замечено выше, данный метод построения теории подразумевает широкое применение дедукции. Классическим образцом возведения теории аксиоматическим способом имеет возможность служить геометрия Евклида. 

Эмпирическое исследование, выявляя  при помощи экспериментов и наблюдений  новые данные, ставит перед ним новые наиболее трудные задачи, стимулирует теоретическое познание.

Если взглянуть под другим углом, теоретическое познание, конкретизируя  и развивая на базе эмпирии новое  собственное содержание, раскрывает новые, наиболее широкие горизонты для эмпирического познания, направляет его в поисках новых фактов и ориентирует, содействует совершенствованию его средств  и методов и т. п.

Наука благодаря новому методу построения знаний получает возможность освоить  не только те предметные связи, но и проанализировать изменения объектов, которые имели возможность бы освоить развивающиеся цивилизации. Особый тип знаний  в науке формируется вместе с эмпирическими правилами и зависимостями - теория, как следствие из теоретических постулатов позволяет получить эмпирические зависимости.

Знание о определенной области  действительности, представляющее собой  систему  утверждений и понятий  и позволяющее  предсказывать  и объяснять явления из этой области, обоснованная,  высшая,  непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на  закономерности, свойства, причинно-следственные дедуктивной связи - это теория. Она не только дает им объяснение,  но и обрисовывает определенный круг явлений.

Теория считается средством  дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Определенные отношения при помощи теории  можно установить между высказываниями о законах, фактах  и так далее в тех случаях, когда эти отношения не наблюдаются.

  Категориальный статус знаний  изменяется - он может соотноситься теснее не только с качественно иной практикой будущего, но и с осуществленным опытом , и поэтому строятся в категориях вероятного и нужного. Знания  как предписания для наличной практики теснее не формулируются, они выступают как знания о объектах действительности  и  рецептура будущего фактического изменения объектов вырабатывается на их основе.

Проблема - это вопрос, с которым  мы лично обращаемся к  природе, к  практике, к теории и к жизни. Поставить  проблему, иногда, не менее сложно, нежели отыскать ее решение: верная постановка проблемы в известной мере направляет нацеленность и её поисковую активность мысли.

    Термин «гипотеза»  в  методологии  употребляется как  форма существования знания, характеризующаяся  недостоверностью, проблематичностью, нуждаемостью в подтверждении, и как метод обоснования и формирования  объяснительных предложений, ведущий к установлению законов,  теорий и принципов.  В метод гипотезы  включается гипотеза, хотя может употребляться и вне взаимосвязи с ней.

Гипотетико - дедуктивным методом иногда еще называют метод гипотезы, где выдвижение гипотезы  сопровождается дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий.

Элементы индуктивной логики применяются  при установлении степени эмпирической подтверждаемости гипотезы.   На стадии выдвижения догадки употребляется индукция, умозаключение по аналогии  имеет значительное  место при выдвижении гипотезы. Мысленный эксперимент  может использоваться на стадии развития теоретической гипотезы.

Объяснительная гипотеза - не единственный в науке вид гипотез. Есть и еще «экзистенциальные» гипотезы -  предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, новых биологических видов,  химических элементов,  единиц наследственности и т. п. Способы обоснования и выдвижения этих гипотез отличаются от объяснительных гипотез. Вместе с основными теоретическими гипотезами имеют все шансы присутствовать и дополнительные, позволяющие основную гипотезу приводить в гораздо лучшее соответствие с опытом. Обычно, эти вспомогательные гипотезы позднее элиминируются. Существуют   рабочие гипотезы, которые позволяют гораздо лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют на его изъяснение.

  Важной разновидностью метода  гипотезы считается метод   математической гипотезы, который  с высокой степенью математизации характерен для наук. Математический метод гипотезы считается методом содержательной гипотезы.  Содержательные предположения о законах формулируются в его рамках, а позже они получают соответствующее математическое выражение.

 

Приложения

А

Б

В





Информация о работе Методы и формы научного познания