Методы и формы научного познования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время).

Содержание работы

Введение

1. Специфика и уровни научного познания. Творческая деятельность и развитие человека.

2. Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

3. формы научного познания: проблемы, гипотезы, теории.

Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Методы и формы научного познания.docx

— 50.51 Кб (Скачать файл)

Рассматривая теоретическое  познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне).

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) -- ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему -- необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует  отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. и гипотезы.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым  периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой  истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при  этом вспомогательную роль). Проверенная  и доказанная гипотеза переходит  в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные  знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения  идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.

Список  литературы

1. Алексеев П.В., Панин  А.В. Философия. Учебник. М., 1997. Гл. XIV

2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР,2001

3. Спиркин А.Г.  Философия. Учебник. М., 1999. Гл. XII

4. Философия//под. ред. Кохановского В.П. Ростов - н/Д.:Феникс,2000

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. «Философия для

технических вузов». Ростов - н/Д.:Феникс,2001

6. Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. Философия. М.: МСХА,

2000

7. Фролов И.Т. Введение  в философию. Ч.2., М.: Политиздат, 1989. Гл. XIII.

8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования М.: ЮНИТИ - ДАНА,

1999.

9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.

Итоги ХХ столетия. - М.: Логос, 2000.

 

 

 

 


Информация о работе Методы и формы научного познования