Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 19:38, доклад
Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем современной науки.
Методы научного познания
Категория: Вопросы с ответами по экзамену "Философия"
Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели. Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято подразделять по широте применимости в процессе научного исследования:
1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами.
2. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения.
3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного явления.
Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. Наэмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. Натеоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод моделирования можно использовать на обоих уровнях.
Элементы структуры научного знания:
1. Фактический материал или твердо установленный факт.
2. Научные предположения (гипотезы).
Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.
Цель методологии
- создать новые способы и методы
для решения проблем
С переходом на современном
этапе естествознания к изучению
больших и сложноорганизованных
объектов (систем) прежние методы классического
естествознания оказались не эффективными.
Сейчас мир понимается, как динамическая
система, где компоненты взаимодействуют
и приобретают новые качества.
Для изучения такой системы выработан систем
Особенности системного подхода:
1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого.
2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования.
Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика - это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой различной природы. Другое определение синергетики - кооперация, сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.
Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с НТР.
Положения из синергетического подхода:
1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития.
2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе.
3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.
4. Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы.
Два философских направления:
1. Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений.
2. Индетермини
Динамический закон
- это физический закон, отображающий
объективную закономерность в форме
однозначной связи неких
Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы, которые получили название статистических. Это значит, что предсказать событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности.
Основные методы научного познания
|
Как подчеркивал Гегель, не только результат
исследования, но и путь, ведущий
к нему, должен быть истинным. Метод -
это совокупность правил поведения и требований
к деятельности, сформулированных на основе
знаний о свойствах объективной реальности.
Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий
путнику дорогу в темноте.
Существуют различные типы классификации
методов, в совокупности образующих методологию,
которая понимается и как система принципов
и способов организации и построения теоретической
и практической деятельности, и как учение
об этой системе.
Остановимся лишь на одном, но важном,
разделении всех методов на две большие
группы - на методы эмпирические и теоретические.
Эмпирические методы не вытекают из сущности
объекта, а поэтому содержат в себе много
субъективных моментов. Но они таковы
только в том случае, если не входят как
необходимый момент в сферу действия системы
методов теоретических, которые построены
на единстве предмета и метода. Поскольку
теоретические методы выступают способом
организации субъектом своей деятельности
в соответствии с сущностью предмета,
то эмпирические методы, вовлеченные в
сферу действия теории, получают внутри
нее направленность и объективность.
Познание начинается с наблюдения. Наблюдение -
это метод направленного отражения характеристик
предмета, позволяющий составить определенное
представление о наблюдаемом явлении.
В блок процедур наблюдения входят описание,
измерение, сравнение.
Эксперимент -
это более эффективный метод, отличающийся
от наблюдения тем, что исследователь
с помощью эксперимента активно воздействует
на предмет путем создания искусственных
условий, необходимых для выявления ранее
неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании
модели, которая является заместителем
реального объекта в силу определенного
сходства с ним. Главная функция моделирования,
если брать его в самом широком понимании,
состоит в материализации, опредмечивании
идеального. Построение и исследование
модели равнозначно исследованию и построению
моделируемого объекта, с той лишь разницей,
что второе совершается материально, а
первое - идеально, не затрагивая самого
моделируемого объекта. Из этого вытекает
вторая важная функция модели в научном
познании - модель выступает программой
действия по предстоящему построению,
сооружению моделируемого объекта.
Анализ и синтез.
Эмпирический анализ - это просто разложение
целого на его составные, более простые
элементарные части. Синтез - это, наоборот,
- соединение компонентов сложного явления.
Теоретический анализ предусматривает
выделение в объекте основного и существенного,
незаметного эмпирическому зрению. Аналитический
метод при этом включает в себя результаты
абстрагирования, упрощения, формализации.
Теоретический синтез - это расширяющее
знание, конструирующее нечто новое, выходящее
за рамки имеющейся основы.
Индукция и
дедукция. Индукция может быть определена
как метод перехода от знания отдельных
фактов к знанию общего. Дедукция - это
метод перехода от знания общих закономерностей
к частному их проявлению. Теоретическая
индукция и основанная на ней дедукция
отличаются от эмпирических индукции
и дедукции тем, что они основаны не на
поисках абстрактно-общего, одинакового
в разных предметах и фактах ("Все лебеди
- белы"), а на поисках конкретно-всеобщего,
на поисках закона существования и развития
исследуемой системы.
Основные методы научного познания
Исторический и логический методы
основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении,
исторического и логического: изучая
историю, мы познаем ее объективную
логику, изучая же предмет логически,
мы реконструируем его историю. Историзм
может быть абстрактным и конкретным.
Абстрактный историзм - это эмпирический
метод хронологического описания событий
без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим научным методом, включающим
в себя все предыдущие методы как моменты,
является метод восхождения от абстрактного
к конкретному. Это теоретический системный
метод, состоящий в таком движении мысли,
которое ведет исследователя ко все более
полному, всестороннему воспроизведению
предмета. В процессе такого движения
теоретической мысли можно выделить три
этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно,
чувственно-конкретно данного предмета,
2) этап восхождения от чувственно-конкретного
к исходной абстракции, к познанию сущности
предмета, 3) этап возвращения к "покинутому"
в процессе абстрагирования предмету
на основе знания его собственной сущности,
т. е. этап восхождения от исходной абстракции
к целостному теоретически-конкретному
понятию предмета; это путь к конкретному,
сущностному научному мышлению, способному
опредметиться в практике.
Для образного восприятия всего сказанного
о содержании теории познания приведем
специальную таблицу, координирующую
принципы, формы и методы научного познания
(см. табл. 1).
Таблица 1
Основные принципы познания |
Основные формы познания |
Основные методы познания |
Принцип единства объективного и субъективного (принцип деятельностного отражения) |
Чувственная и рациональная Формальная и содержательная |
Наблюдение Эксперимент Моделирование Анализ и синтез |
Принцип единства исторического и логического (принцип историзма) |
Эмпирическая и теоретическая (факт, идея, гипотеза, теория) |
Индукция и дедукция Исторический и логический методы |
Принцип единства абстрактного и конкретного (принцип конкретности истины) |
Истина |
Метод восхождения от абстрактного к конкретному |
Как можно видеть, каждый столбец
начинается с наиболее простого элемента,
и чем ниже опускаем мы свой взгляд,
тем с более и более сложными,
конкретными принципами, формами
и методами имеем дело. Однако каждый
предыдущий элемент при этом не исчезает,
а остается в последующем элементе в подчиненном
и преобразованном, "снятом" виде.
Связь "по горизонтали" в таблице
не столь непосредственна, но тоже имеется,
особенно - в ее финальной, нижней части:
истина и конкретность, по Гегелю, - синонимы.
К этому можно добавить, что любой принцип,
будучи обернутым на практику познания
объекта, превращается в метод: например,
принцип историзма выступает как исторический
и логический методы. Функциональное различие
предлагаемых в таблице столбцов можно
образно представить себе так: если сравнить
"строительство" знания со строительством
здания, то принципы - это фундамент, формы
- строительный материал, а методы - технология
данного "строительства".