Методы стимуляции творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Содержание работы

Введение. 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества. 4
1.1. Зарубежные исследования. 4
1.2. Отечественные исследования. 8
2. Отличительные особенности творческой личности. 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей[1]. 13
Заключение. 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

реф психология.docx

— 122.33 Кб (Скачать файл)
    1. Отечественные исследования.

    Одним из крупнейших  исследователей творческого мышления  является  Я.А. Пономарев. В своих работах  Пономарев  подчеркивает  принципиальное  отличие человеческого мышления от "мышления" машинного:  "машина  способна  работать только с системами знаковых  моделей  и  не  способна  работать  с  моделями надстроечно-базальными" [11, с. 173], т.е. субъектными вторичными  моделями действительности. Согласно его концепции первичных и вторичных  объектных  и субъектных   моделей   действительности,   представляющих    собой    разные структурные  уровни  взаимодействия  субъекта   и   объекта,   для   решения творческих задач в первую очередь требуется "способность действовать в уме" (СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая  высоким  уровнем  развития внутреннего  плана  действий  (ВПД).  [5].  В  качестве  ментальной  единицы творческости мышления Пономарев предлагает рассматривать  разность  уровней, доминирующих при постановке и решении задач [11].

    Другой  признанный  исследователь,  Д.Б.  Богоявленская,   подходит   к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и  предлагает выделить  в  качестве  единицы  исследования   творчества   интеллектуальную активность.  Выдвигая  ее  в  качестве  психологического  аспекта   изучения творчества, она утверждает, что "…  мерой  интеллектуальной  активности,  ее наиболее    важной    качественной    характеристикой,     может     служить интеллектуальная  инициатива,  понимаемая   как   продолжение   мыслительной деятельности  за  пределами  ситуативной  заданности,  не  обусловленное ни практическими нуждами, ни внешней  или  субъективной  отрицательной  оценкой работы" [2,  с.  191].  Таким образом,  она рассматривает творчество  как "дериват интеллекта, преломленного через мотивационную  структуру,  которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности" [2, с. 194].

  1. Отличительные особенности творческой личности.

    Способностью  к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда  преобладает  образное  мышление,  эта  способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из  подручных  материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом  она,  как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не  каждого  человека  мы  можем  назвать личностью творческой.

    Творческим обычно  называют  человека,  совершившего  научное  открытие, гениальное  изобретение  или   создавшего   произведение   искусства,   т.е. совершившего творческий акт,  который  был  высоко  оценен  большинством,  а также человека неординарного в своем восприятии действительности  и  реакции на нее.

    Последняя формулировка  достаточно "скользкая", ибо под это  определение попадают  люди  с  психическими  отклонениями.  Впрочем,  наличие   душевной болезни   не   исключает   возможности   проявления    высоких    творческих способностей, что  подтверждается  примерами Наполеона,  Гоголя  и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась  гипотеза  о  наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон),  однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили [5].

    Долгое время  способности к интеллектуальному  творчеству  исследовались так,  как  подсказывал  здравый   смысл:   чем   выше   уровень   умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.

    Основоположником  эмпирического подхода  к   исследованию  индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон [5], который совместно с Ч. Пирсоном  заложил  основы  психометрики  и   психодиагностики.   А   впервые применили психометрический метод для исследования креативности  Дж.  Гилфорд и Э.П. Торренс.  Они провели ряд исследований  взаимосвязи  интеллекта  и креативности с применением тестов, где под креативностью  понималась  прежде всего  способность  к  дивергентному  мышлению.  В  результате  эмпирических исследований Гилфорд и Торренс [5] сделали вывод  о  наличии  положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом  они  утверждали,  что более высокий уровень интеллекта, обуславливает  большую  вероятность  того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам  креативности,  хотя  у лиц,  продемонстрировавших  высокоразвитый  интеллект,   могут   встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали,  что при   низком   IQ   высокая   дивергентная   продуктивность    никогда    не обнаруживалась. Торренс  даже  предложил теорию  интеллектуального  порога, которая состоит в том, что  при  IQ  ниже  115  – 120  баллов  интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор,  а  при  IQ  выше  120  – творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами [5].

    Однако  опубликованные  вскоре  результаты  исследований  Гетцельса   и Джексона  [1]   представляют   данные,   свидетельствующие   об   отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

    Более поздние  исследования М. Воллаха и Н. Когана  [5],  которые  также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в  соответствии  со своим пониманием условий, благоприятных  для проявления  креативности:  они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников  в ходе выполнения тестов и сняли ограничение  единственного  критерия  правильности ответа. В результате  они  пришли  к  выводу,  что при соблюдении  в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

    Действительно,  человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот.  Так,   например,   Левинсон-Лессинг   разделял   творчески   мало продуктивных  ученых-эрудитов,  называя  их  "ходячими   библиотеками",   и творчески  продуктивных  ученых,  не  отягощенных  переизбытком  оперативных знаний, обладающих  мощно  развитой  фантазией  и  блестяще  реагирующих  на всякого рода намеки. [11].

    Кроме  того,  различными  авторами  разрабатывались  различные   модели креативной личности.  Так,  в  гештальт-психологии  считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:

    - не быть ограниченным, ослепленным привычками;

    - не повторять  просто и раболепно то, чему  вас учили;

    - не действовать  механически;

    - не занимать  частичную позицию;

    - не действовать  со вниманием, сосредоточенным  на ограниченную часть

      проблемной  структуры;

    - не действовать  частичными операциями, но свободно, с открытым для

      новых идей  умом оперировать с ситуацией,  стараясь найти ее внутренние

      соотношения.

    А.  Маслоу  указывает креативность  в ряду   15   существенных   черт самоактуали-зирующейся личности  [8].  Соответственно,  можно  считать,  что наличие остальных 14 черт, по Маслоу, относятся  к  особенностям  творческой личности.

    Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности [9]:

      . Оригинальность,  нетривиальность,  необычность   высказываемых  идей,

        ярко  выраженное стремление к  интеллектуальной  новизне.  Творческий

        человек  почти всегда  и  везде   стремится  найти  свое  собственное,

        отличное  от других решение.

      . Семантическая  гибкость, т.е. способность  видеть  объект  под  новым

        углом   зрения,  обнаруживать  его   новое  использование,   расширять

        функциональное  применение на практике.

      . Образная  адаптивная гибкость, т.е. способность   изменить  восприятие

        объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения

        стороны.

      . Семантическая  спонтанная гибкость,  т.е.  способность   продуцировать

        разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности  в  такой,

        которая не содержит ориентиров для этих идей.

    Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности [5]:

     o способность  к обнаружению и постановке  проблем;

     o способность  к генерированию большого числа  идей;

     o гибкость  – способность продуцировать  разнообразные идеи;

     o оригинальность  – способность отвечать на  раздражители нестандартно;

     o способность  усовершенствовать объект, добавляя  детали;

     o способность  решать проблемы, т.е. способности  к синтезу и анализу.

По  Стернбергу  [5],  творческая   личность  должна   обладать   следующими индивидуальными чертами:

  . способность идти  на разумный риск;

  . готовность преодолевать  препятствия;

  . толерантность к  неопределенности;

  . готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные  черты,  присущие  творческим людям [5]:

     o независимость   –  личностные  стандарты   важнее  стандартов  группы,

       неконформность оценок и суждений

     o открытость  ума  –  готовность  поверить  своим  и  чужим  фантазиям,

       восприимчивость  к новому и необычному;

     o высокая толерантность  к  неопределенным  и  неразрешимым  ситуациям,

       конструктивная  активность в этих ситуациях;

     o развитое  эстетическое чувство, стремление  к красоте.

    По мнению Пономарева [11]  с  креативностью  сопряжены  два  личностных качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации и  чувствительность  к побочным  образованиям,  которые   возникают   при   мыслительном   процессе (поскольку Пономарев считает,  что   мышление   изначально   логично,   он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

    Особый интерес,  по мнению автора настоящей работы, представляет  взгляд Мак-Киннона [17], который выделяет  в числе отличительных черт  одаренных людей способность более эффективно оперировать  противоречивой  информацией. Сознательная настроенность человека на возможное  допущение  противоречия  в собственном представлении мира уменьшает порог  восприятия  неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации  оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность  субъекта  принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию,  при  первом  подозрении несоответствия  ее  действительности  –  является,  по  мнению  Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.

    Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими  на  уровне  сознания  и подсознания, проникновение компонентов  подсознательного  в  сознание  может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного  индивида,  что  неизбежно приведет к  необходимости  переоценки  и  пересмотра  всей  картины  мира  и понимания своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит  адаптацию  человека  к  условиям  постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое  равновесие, в условиях  которого  он  жил.  Такую  дезадаптацию  человека  предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом [10].  Действие  этих механизмов  препятствует  проникновению  на  уровень   сознания   продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.

    На уровне  подсознания   происходит  ослабление  действия  разного  рода стереотипов, устойчивых представлений и  т.п.  В пользу  этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне  или  в  переходном  периоде между сном и  пробуждением,  творчества  в  измененных  состояниях  сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств) [5, 11, 6].

    Можно предположить,  что  для  лиц  с   высоким  творческим  потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления  личности, характерно ослабление  механизмов  психологической  защиты.  Таким  образом, творческой  личности  требуется   определенная   смелость   воспринимать   и принимать образную информацию  собственного  подсознания,  несоответствующую тем "правильным", "моральным"  мотивам,  которые  признаются  допустимыми  в данной культуре и которые  человек  принимает  и включает  в свою  систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся  признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это  вижу, – это определенная смелость. … Смелость личности, смелость  разума  и  духа, психологическая и духовная смелость, которая является  внутренним  стержнем креативной личности: смелость  подвергать  сомнению  общепринятое;  смелость быть разрушительным для созидания  лучшего;  смелость  думать  так,  как  не думал никто; смелость быть открытым восприятию  изнутри  и  извне;  смелость следовать  интуиции,  а  не  логике;  смелость  вообразить   невозможное   и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от  коллективности  и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть  самим собой"* [17].

    Отдельные   исследователи  отводили  ведущие   роли  таким   особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А.  Пункаре писал,  что  бессознательная  работа  "возможна  или,   по   крайней   мере, плодотворна лишь в том  случае,  если  ей  предшествует  и  за  ней  следует сознательная работа" [цит. по 15, с. 207]. Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит  своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

Информация о работе Методы стимуляции творческого мышления