Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 19:36, реферат
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной групыы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, т.е. преодоление своей бездомности и осиротелости
Введение…………………………………………………………………………3
История развития герменевтики………………………………………………..4
Современная герменевтика……………………………………………………...8
Проблема смысла бытия
Аналитика Dasein………………………………………………………………...9
Подлинный и неподлинный способ
человеческого существования………………………………………………………………….13
Онтология Ничто……………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………...20
Министерство здравоохранение Самарской области
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «САМАРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им.Н.Ляпиной»
ФИЛИАЛ «Борский»
по дисциплине «Философия»
на тему: «М.Хайдеггер – основатель герминевтики»
Руководитель: Лаптева Т.А.
с.Борское 2015 года
Содержание:
Введение…………………………………………………………
История развития герменевтики………………………………………………
Современная герменевтика………………………………………………
Проблема смысла бытия
Аналитика Dasein………………………………………………………………
Подлинный и неподлинный способ
человеческого существования……………………………………………
Онтология Ничто……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Человеческое бытие изначально находится в ситуации понимания. Задача герменевтики состоит в истолковании этой ситуации. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной групыы людей, а поиски человеком, говоря словами М. Хайдеггера, своего дома, т.е. преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью бытия, "пастухом бытия", которому завещана весть о бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.
История развития герменевтических идей
“Герменевтика – само слово восходит к древнегреческим мифам, согласно которым посланник богов Гермес был обязан толковать и разъяснять людям божественные вести. В иноязычной философии и филологии под герменевтикой понимали искусство толкования иносказаний, многозначных символов, интерпретацию произведений древних поэтов. Затем это понятие означало искусство толкования священного Писания, а потом и искусство верного перевода памятников прошлого” Рассмотрим герменевтику в процессе ее эволюции. Если обратиться к прошлому, то можно обнаружить, что герменевтика возникает и начинает бурно развиваться, оформляться концептуально тогда, когда имеются для этого определенные социальные условия.Первые подходы к оформлению герменевтики мы находим в древности, и, в частности, в западноевропейской традиции они были связаны прежде всего с деятельностью софистов — первых греческих филологов, когда греческий полис потребовал новой интерпретации, нового истолкования древних текстов Гомера и других греческих поэтов. Почему понадобилась новая интерпретация? Дело в том, что со времени Гомера и до времени софистов произошли значительные изменения языка, прошло много времени и потребовались новые переводы Гомера на современный софистам язык, т. е. Гомер по отношению к софистам стал древним автором, а его произведения были уже в то время литературными памятниками. Это первое. Второе. Тогда для всей Греции Гомер и некоторые другие древние поэты были национальными учителями в прямом смысле слова. В школах древней Греции эти авторы преподавались, на их произведениях люди учились грамоте, письму, воспитывались на героических примерах своей истории и мифологии. Поэтому интерпретация и перевод их на новый (по отношению к софистам) греческий язык были самыми актуальными практическими задачами, т. е. запрос шел от практики. В это время как раз и возникают первые подходы к созданию герменевтических программ. Но следует отметить, что какой-либо законченной герменевтической системы в это время еще не сложилось. Были отдельные приемы. Заметим, что перевода в современном смысле древние греки не знали, парафраз был наиболее распространенным приемом, который замещал перевод, он совмещал в себе элементы комментаторства и перевода. Впервые программные герменевтики возникают вместе с проникновением в греческий мир христианства. Это время было связано не только с тем, что религиозные тексты начинают адаптироваться в новой для них среде, хотя этот момент, несомненно, был важным, но и с тем, что христианская религия начинает захватывать все большие и большие слои населения.И еще один момент, представляющий социальный факт, который тоже нельзя игнорировать, связан с тем, что в это время происходят интенсивные экономические, культурные, торговые контакты, осуществляется обмен философскими и научными трактатами между Востоком и Западом. Следствием этого явилось бурное развитие переводческой деятельности. Таким образом, с одной стороны, нужно было каким-то образом интерпретировать христианские тексты, Священное писание, а с другой — продолжается линия, связанная с переводом. В это же время, как известно, происходит перевод Ветхого завета на греческий язык и обсуждение всех проблем, связанных с христианскими текстами. К этому моменту относится образование двух школ, с которыми связывается начало развития собственно теоретических идей герменевтики: на основе двух библиотек возникают Александрийская и Пергамская школы.Они отличаются неприятием идей друг друга и предполагают объединение единомышленников, которых связывает одинаковая концептуальная основа. В частности, первой герменевтической проблемой, которую обсуждают обе эти школы, является проблема: сколько смыслов в слове? Один или несколько (более, чем один)? Александрийская школа по отношению к данной проблеме придерживается мнения, что смыслов в слове много, а Пергамская считает, что в слове имеется один-единственный смысл. Исторически получилось так, что эти две точки зрения, которые ранее казались исключающими, оказались далее примиренными. Несколько позже, в период патристики, жил и работал великий христианский мыслитель Аврелий Августин, который более 30 лет своей жизни отдал написанию книги “Христианская наука, или Основания священной герменевтики и искусства церковного красноречия”.Это, по сути дела, первый фундаментальный, сводный труд по герменевтике. До этого были только некоторые практические приемы, толкования некоторых конкретных мест Священного писания, как, например, такие, которые мы находим у Оригена, предшественника Августина. Августин же представил теоретический, обобщающий труд, в котором прямо указываются некоторые принципы, которым будет суждено жить века вплоть до наших дней. Начиная с XI века, герменевтика получает еще один источник развития. Около 1080 г. был найден свод Римского права. Начинается его систематическое изучение, которое сначала в Болонской юридической школе, а затем по мере подготовки квалифицированных специалистов в других городах Европы положило начало образованию профессионального сословия юристов. Юридическое образование опиралось на схоластический метод, диалектику, понимаемую как искусство примирения противоречий, на базе которых возникает специальная юридическая дисциплина — юридическая герменевтика.С этого времени развитие герменевтики идет параллельно на материале юриспруденции и теологии. При этом вполне естественно юридическая и теологическая герменевтики могли объединять свои усилия для решения специфических задач, каковой, например, была задача создания канонического права католической церкви после реформы Григория VII. Одним из крупнейших систематизаторов юридической герменевтики следует признать Гуго Гроция (1583 — 1645), который также вносит в нее и свой собственный значительный вклад. Главной книгой голландского гуманиста является обширнейшее произведение под названием “О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права”. XVI глава второй книги носит характерное название “О толковании”, в которой очень подробно излагаются приемы интерпретации слов и технических терминов, способы выявления их широкого и узкого значения в зависимости от используемых контекстов, даются рекомендации как следует поступать в случае обнаружения в юридических текстах противоречий, антиномий, двусмысленностей.Гроцием введены следующие виды интерпретации: грамматическая, логическая, историческая, техническая, рекомендательная. Толкование у Гроция является средством прояснения текстов, способом устранения непонимания, выявления подлинного непротиворечивого содержания юридических текстов с целью ясного и простого применения на практике. Поскольку юридическое толкование главным образом функционально нацелено на предоставление возможности практического использования норм права, то Гроций именно для этого формулирует следующие правила: чтобы не затемнять смысл нормы сложной и непонятной терминологией следует пользоваться обычным народным употреблением слов; из слов, имеющих большой спектр значений, нужно выбирать слово с более широким и основным значением, так как к нему будет отнесено и искомое; желательно использовать термины, объясненные самим законом (т. е. в прямом значении), и избегать переносных значений, что должно приводить к использованию точных, юридически строгих значений, четко соответствующих данным обстоятельствам; фигуральные выражения допустимы при простых обстоятельствах с целью освобождения от усложненной терминологии, затемняющей юридические тексты, их понимание и применение.После Гроция юридическая герменевтика становится одним из обязательных разделов общей теории права. Она постепенно вводится в систему преподавания для студентов юридических факультетов. Очередной поворот в герменевтике был осуществлен Матиасом Флациусом Иллирийским (XVI в.) и обусловлен практическими задачами Реформации. В это время возникают специфические социальные запросы, образуется особая среда функционирования священных текстов, встают задачи критики католицизма и обоснования нового религиозного движения. Это обоснование и было проведено Матиасом Флациусом. Он ввел в герменевтику в качестве основополагающих теоретических оснований принцип контекстуальной интерпретации как причины изменения смысла слова.Неявным образом у Флациуса фактически присутствует различение таких семантических характеристик слова как смысл и значение, но, разумеется, не в таком явном и отрефлектированном виде, как в современной логической семантике. Флациусом также рассматриваются принцип герменевтического круга (это требование истолкования целого, исходя из смысла входящих в него частей, оно впоследствии войдет во все герменевтики), принцип учета цели и замысла автора текста, различие понимания и интерпретации (понимание есть цель герменевтического искусства, а интерпретация — метод). Концепция Флация в развитии герменевтики заканчивает важный этап создания систематической методологической концепции, предметом которой является уникальный текст. Но герменевтика пока не является теорией, имеющей общее значение, предмет ее довольно узок.Далее у немецкого философа И. М. Хладениуса, мы находим подход к герменевтике, когда он пытается эту дисциплину применить не к анализу текстов Священного писания, а к истории. Он намечает подход к разработке конкретных методов герменевтики для обоснования специальных областей знания (в данном случае, истории). С одной стороны, этот подход характеризуется расширением сферы действия герменевтики. С другой стороны, сочетание герменевтических приемов с логическими методами исследования ставит вопрос о статусе особой герменевтической логики и о возникновении предпосылок для оформления особого раздела логического знания. Заслугой Хладениуса является, во-первых, значительное расширение предмета герменевтики до области исторического познания, во-вторых, выведение герменевтической проблематики на уровень логики, что открывает возможность дальнейших методологических обобщений, в-третьих, герменевтика у Хладениуса и, соответственно, его логика и методология исторического познания опираются на конкретно-научный фундамент, каковым во времена Хладениуса была психология. И дальше движение по расширению предмета герменевтики становится бурным. В XVIII — начале XIX в. возникают герменевтики, которые прилагаются уже ко многим областям: к области филологии (Ф. Аст, А. Бёк); известны исследования В. Гумбольдта, который ввел герменевтическую проблематику в изучение естественного языка, включенного в деятельность по обмену мыслями, его идеи оказали большое влияние на развитие герменевтики. Влияние философии языка В. Гумбольдта непосредственно выразилось в расширении предмета герменевтики за счет включения в область ее действия всего богатства языка, понимаемого как деятельность духа и как результат этой деятельности, как “работа духа”, созидающего артикулированные звуки, пригодные для выражения мысли и ее понимания. Наконец, следуя из глубины веков, мы добираемся до такой личности, как Ф. Шлейермахер. Он — современник Гегеля, В. Гумбольдта, один из основателей Берлинского университета. В герменевтике Шлейермахера можно выделить следующие моменты. Предметом герменевтики Шлейермахер считает прежде всего тексты, являющиеся памятниками. Что это значит? Тексты — это памятники, которые от исследователя отделяют большая временная, историческая, культурная, языковая дистанции. Памятники обычно принадлежат к далекой и чуждой исследователю культуре. Существует множество “барьеров”, которые препятствуют прямому проникновению в смысл памятника. Поэтому нужно уметь и переводить, и интерпретировать, и комментировать, и многое другое. Устранять “барьеры” для понимания, с точки зрения Шлейермахера, и призвана герменевтика. Она необходима там, где мы имеем дело с ситуацией непонимания. Шлейермахер определял герменевтику как искусство понимания, а не искусство истолкования понятого. В рамках западной философии линию развития герменевтической проблематики в направлении превращения ее из конкретно-научной методологической концепции в общенаучную философскую дисциплину продолжил В. Дильтей (1833—1911). Он предпринял попытку обоснования гуманитарных наук. Эта попытка была осуществлена им с психологических позиций и на базе герменевтической методологии. Дильтей считал метод понимания методом непосредственного постижения духовной целостности. Предметом понимания могут выступать внутренний мир человека, внешний мир и культура прошлого. Понимание внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции. Внешний мир доступен пониманию так же, как постигаем для человека объективно существующий мир. Для понимания культуры прошлого Дильтей использует герменевтику.
Современная герменевтика
В дальнейшем делается еще один шаг в сторону “философизации” герменевтики: происходит онтологизация ее проблематики. В частности, понимание уже рассматривается как свойство человеческого бытия, как свойство человеческого “жизненного мира”. Постепенно мы наблюдаем становление герменевтики как учения о бытии, о его принципах, т. е. она становится философским направлением. В конце XIX — начале XX века в философии и методологии гуманитарных наук постепенно складываются благоприятные условия для введения герменевтических идей в философский контекст, намечается оригинальный синтез герменевтики с феноменологией. Данное направление исследований связано с деятельностью прежде всего Э. Гуссерля, Г.Г. Шпета, М. Хайдеггера и позднее Г.-Г. Гадамера. В начале XX века с возникновением семиотики, современной логики, семантики, феноменологии была преобразована и герменевтика, в которой психологические приемы стали играть свою четко определенную роль в системе методологических средств, обслуживая внешние моменты понимания смысла текстов. Причем, ввиду того, что тексты весьма разнообразны по своему жанру, происхождению и роли в жизни общества, акцент может делаться на разные элементы смысловой структуры. Никакого противоречия между психологией, герменевтикой и феноменологией не существует. Строгое разведение внутреннего и внешнего ведет к различению методов исследования, систематизирует исследование и, что не менее важно, сохраняет специфику предметных областей. Предмет становится определяющим для выбора метода исследования. Шпет чутко уловил движение герменевтической проблематики к преобразованию ее в новое философское направление со своей особой логикой, с собственными приемами исследования. Это философское направление адекватно соответствует природе философии. Философское знание интерпретационно, диалогично, а значит, герменевтично. До 1914 года (года публикации работы “Явление и смысл”) Шпет полагал, что создание подлинной положительной философии фактически уже осуществлено Э. Гуссерлем. Следует лишь немного “подправить” его феноменологию и мы получим “основную науку философии”, которая является базисной как для всей философии в целом, так и для всех конкретных наук. Но уже в процессе написания данной книги у Шпета закрадываются сомнения в безупречности методологической техники феноменологии, в абсолютной ясности всех приемов исследования. И эти сомнения были связаны прежде всего с проблемами постижения смысла, со структурой понимающей деятельности, которая не зависела от особенностей психики познающего субъекта, что является предметом особого интереса теорий познания в отрицательной философии. Поэтому он предпринимает систематическое исследование проблем герменевтики с целью выведения ее концептуального содержания на философский уровень и заполнения указанного пробела в аппарате феноменологии. Для решения проблемы понимания существенно выполнение двух условий: 1) раскрыть историческую природу текста и 2) выявить сущность процесса понимания и интерпретации. Шпет выводит всю проблематику, связанную с психологическими и историко-культурными моментами, за рамки акта постижения смысла, помещая ее в условия понимающей деятельности. Герменевтические идеи лежат также в основе философии М. Хайдеггера. Процессы истолкования “собственно человечески налично-существующего” становятся основными герменевтическими задачами. Хайдеггеровское понятие “собственно человечески налично-существующего” является обобщением дильтеевского понятия “остаток человеческого бытия в произведении”. Это положение открывает одну из современных линий развития герменевтики. Изложение герменевтики у Хайдеггера основано на следующем определении понятия “жизнь”. Жизнь — это элементарная структурная единица, в которой представлена (истолкована, структурирована) однородность сознания и предмета. Эта однородность не существует (не находится в действительности), а именно представлена, истолкована. Онтологизируя языковую проблематику герменевтики, Хайдеггер способствует превращению герменевтики в учение о бытии, закрепляя тем самым ее философский статус. Вместо гуссерлевской трансцендентальной феноменологии Хайдеггер предлагает “герменевтическую феноменологию”, в которой вопрос о смысле существования равносилен вопросу о смысле познанного. Понимание здесь выступает первоначальной формой человеческой жизни, а не только методической операцией.
Проблема смысла бытия
Аналитика Dasein
С момента публикации работы
,,Бытие и время", принесшей ему широкую
известность, и вплоть до последних лет
своей жизни Хайдеггер не уставал повторять,
что в центре его внимания находится проблема
бытия. Фундаментальная онтология, согласно
Хайдеггеру, должна начать с вопроса о
бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает
необходимость и актуальность новой постановки
вопроса о бытии, потому что старое понимание
бытия со времён Платона превратилось
в догму. Более того, последущая работа
философской мысли привела фактически
к упразднению вопроса о бытии. Постепенно
господствующим стало мнение, что вопрос
о бытии вообще излишен, ибо: 1.бытие –
самое общее понятие, которое охватывает
всё сущее. Но всеобщность бытия иного
порядка, чем всеобщность материальных
родов, по отношению к которым бытие трансцендентно.
2.понятию бытия нельзя дать определение.
Но неопределимость бытия, напротив, понуждает
к вопросу о его смысле. 3.бытие принимается
как само собой разумеющееся понятие.
Но ведь именно самопонятное есть истинная
и единственная тема философии. Таким
образом, став физикой, метафизика забыла
о быти, более того, забыла о самом забвении.Понимание
бытия всегда существует, но оно остаётся
смутным. В хайдеггеровском определении
бытия определённым оказывается лишь
отграничение его от предметного, эмпирического
мира, мира сущего. Всё остальное – достаточно
зыбко и неопределённо. Вопрос в том, как
поставить вопрос о бытии. ,,Чтобы проблему
бытия истолковать со всей возможной прозрачностью,
необходимо сначала прояснить способ
проникновения в бытие, понимания и концептуального
владения его смыслом, а также прояснить
возможность определённого сущего в качестве
образца и указать подлинный путь доступа
к нему". Сущим мы называем очень многое.
Тогда возникает вопрос о том, с какого
же сущего следует считывать смысл бытия.
К бытию необходимо подходить с точки
зрения такого сущего, которое способно
раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно
понимать самого себя, т.е. нужно указать
на такое сущее, в котором бытие само себя
обнаруживает. Хайдеггеровская онтология
есть фундаментальная (или критическая)
онтология, потому что сам вопрос и способ
его постановки включается в существо
онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое
начало хайдеггеровской философии. Феноменология
ищет феномен, а это, прежде всего - открытость,
себя-в-самом-себе-
Забота представляет собой единство
трёх моментов: бытия-в-мире, забегания
вперёд и бытия-при-внутримировом-сущем.
Таким образом, забота является
целостной структурой, которая означает
,,быть-всегда-уже-впереди-
Подлинный и неподлинный
способ
человеческого существования
Человеческое бытие, согласно
Хайдеггеру, никогда не выступает как
изолированный субъект, существование
других, себе подобных, изначально известно
ему, ибо составляет один из моментов его
собственной бытийной, априорной структуры.
Если характеристика бытия среди других
– повседневность, обыденность, то бытие-с-другими
может быть неподлинным. Возникает объективный
взгляд на личность, при котором она оказывается
вполне заменимой любой другой личностью.
,,Прихоть других распоряжается повседневными
бытийными возможностями присутствия.
Эти другие притом не определённые другие.
Напротив, любой другой может их представлять"
Данная взаимозамещаемость, при которой
появляется некая фикция среднего человека,
приводит к превращению субъекта в нечто
безличное среднего рода, в анонима - das
Man. По сути дела это – отчуждённый человек
повседневности. Человек повседневности
– несобственный. Процесс утилизации
проникает также и в язык, который вырождается
в господствующее общественное мнение,
пустословие анонимной экзистенции; и
в конце концов индивидуальность, успокоившаяся
в праздной болтовне, исчезает в тумане
недомолвок. Созвучно Ницше, Хайдеггер
бескомпромиссно обнажает структуры повседневной
усредненности духа. ,,Истолкованность
сегодняшнего дня – говорит он – молва
открытого и посредственного духа; сегодня:
современная духовность.
Своеобразие, самость человека
противится растворению в Man. Экзистенция
может осуществляться в совместном бытии-с-другими
уже потому, что самость проявляться только
в отличии от других. Следовательно, отношение
к другим, а, если точнее, противостояние
им, оказывается главным конституирующим
моментом Dasein. Т.к. Dasein потеряно в людях, ему
необходимо себя найти, засвидетельствовать
способность быть самостью. Таким свидетельством,
согласно Хайдеггеру, является голос совести.
,,Совесть вызывает самость присутствия
из потерянности в людях". Зов совести
не планируется или подготавливается,
не осуществляется волевыми усилиями
и даже зовет против воли. Совесть ,,говорит
в тревожном модусе молчания. И этим способом
лишь потому, что зовёт призываемого не
в публичные толки людей, но от них назад
к умолчанию экзистирующего умения быть".
Т.о. совесть взывает к подлинному существованию,
онтологическому, экзистенциальному плану,
где уместны поиски смысла бытия. В основе поворота к собственному, к бытию
лежит осознание человеком своей историчности,
конечности, свободы. Безличное существование
скрывает от человека его обречённость,
он не знает смерти, представляющей собой
сугубо личный факт. В повседневности
смерть понимается как ,,умирают", как
смерть других. ,,Проговариваемая или чаще
затаенная беглая речь об этом скажет:
в конце концов человек смертен… и …любой
и ты сам можешь себя уговорить: всякий
раз не именно я, ведь этот человек никто".
Но ,,никто не может снять с другого его
умирание". В той мере, в какой смерть
есть, она всегда радикальным образом
моя смерть. Т.о. бытие-к-смерти – такая
бытийственная возможность, которая выхватывает
человека из сферы Man, перемещая его в сферу
подлинной экзистенции. Смерть есть абсолют
для Dasein, экстремальная точка поворота
к бытию. В перспективе смерти все индивидуальные
ситуации роднит возможность стать невозможными.
Осознание смерти, бессмысленности любого
проекта обосновывает историчность экзистенции,
неполноту каждого из её моментов. Только
приблизившись к постижению смерти как
к крайнему пределу, который поставлен
всякому существованию, человек находит
себе подлинное бытие. ,,Смерть как конец присутствия
есть самая отличительная, несводимая,
неминуемая и как таковая неопережаемая
возможность бытия"- так определяет
Хайдеггер смерть и показывает, что она
должна пониматься не как конец здесь-бытия
человека, но что само здесь-бытие должно
определяться как бытие-к-смерти. Т.о. смерть
у Хайдеггера выступает как основа формы
жизни, хотя он и избегает слова ,,жизнь". Dasein – возможность самопонимания, и одновременно
это понимание открытия возможности, бытийственной
возможности. Смерть означает конец и
кажется концом всяких возможностей. Но
бытие-к-смерти опережает эту возможность
и выступает как самораскрытие форм Dasein.
Стать свободным перед лицом собственной
смерти – значит распознать среди суетных
такие возможности, которые, будучи правильно
выбранными, окажутся недостижимыми для
смерти. Выдвигая идею смерти, Хайдеггер
формулирует своё понимание личности
как обращённой к самой себе, оторванной
от общества и противопоставленной ему.
Фактически, он отражает здесь несовместимость
существующих общественных отношений
со свободной человеческой личностью.
Однако в качестве выхода предлагает осознание
безвыходности этого положения. Поэтому
столь зловещую роль играет в философии
Хайдеггера ,,Ничто" (Nichts).
Онтология Ничто
Понятие Ничто у Хайдеггера
впервые появляется в работе ,,Бытие и
время", однако не разрабатывается сколько-нибудь
детально. Но уже через два года после
её публикации, в своей лекции ,,Что такое
метафизика?? Хайдеггер сделал его центром
внимания. Хайдеггер переворачивает традиционный
способ философствования, при котором
неизвестное объясняется из известного,
исходным пунктом он берёт именно то, что
до сих пор не удавалось объяснить. Наобходимо
учитывать тот факт, что Хайдеггер необъяснённое
относит не к сфере ещё не познанного,
а к области сокрытого, тайного. Точно
так же, как скрытое у Хайдеггера служит
средством выявления всего сущего, неизвестное
служит способом пояснения известного
и познанного. В философской форме это
выступает как раскрытие бытия через Ничто.
Если традиционная метафизика – начиная
с Платона и Плотина – исходила из понимания
бытия как света, бога как солнца, то Хайдеггер
считает высшим началом не то, из которого
исходит свет, а то, которое вечно сокрыто
от света, оно – своего рода чёрное солнце,
благодаря которому становится видимым
самый свет. Так же как темнота, согласно
Хайдеггеру, не является просто отсутствием
света, так и Ничто, метафизический аналог
темноты, нельзя рассматривать как просто
отсутствие бытия, т.е. нельзя толковать
нигилистически. Такое неправильное толкование
Ничто, по мнению Хайдеггера, является
характерным только для метафизического
способа мышления, столь прочно утвердившегося
на европейской почве, что европейскому
человеку оказывается уже недоступным
истинное понимание Ничто. В неевропейских
же культурах чуждо такое понимание Ничто.
Так, беседуя с одним японцем, Хайдеггер
обнаружил, что при выявлении смысла слова
,,Ку", которое по значению близко к понятию
Ничто, японец пришёл в удивление: ,, …как
европейцы могли пасть до того, чтобы Ничто
толковать нигилистически. Для нас пустота
- есть высшее наименоание того, что вы
скорее всего назвали бы словом ,,бытие". Итак, принцип Хайдеггер состоит в том,
чтобы понять явное через неявное, то что
сказано, через то, что не может быть сказано,
понять слово через молчание, сущее –
через несущее, бытие – через Ничто. Но где же искать Ничто? Где мы имеем шанс
с ним столкнуться? Мы никогда не схватываем
все сущее в его совокупности, но ощущение
себя среди сущего в целом постоянно совершается
в нашем бытии. Дело выглядит так, словно
в нашей повседневности мы привязаны к
какому-либо конкретному сущему, словно
затеряны в том или ином круге сущего.
Однако, кажущаяся расколотой повседневность,
содержит в себе сущее как единство целого.
Иногда это сущее в целом вдруг захватывает
нас, например, при настоящей скуке – когда
берёт тоска. ,,Глубокая тоска, бродящая
в безднах нашего бытия, словно глухой
туман, смещает все вещи, людей и тебя самого
вместе с ними в одну массу какого-то странного
безразличия". Этой тоской приоткрывается
сущее в целом, что является фундаментальным
событием нашего бытия. Другой возможностью
такого приоткрывания является радость
от близости присутствия любимого человека.
Впрочем, подобные настроения заслоняют
от нас Ничто.
Поставить же перед Ничто могло
бы такое настроение, которое по самой
сути совершающегося в нём раскрытия обнаруживает
Ничто.Непосредственное ,,соприкосновение?
с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в состоянии
ужаса. Ужас в корне отличен от боязни,
страха.
В работе ,,Бытие и время" Хайдеггер
подробно рассматривает феномен страха.
Мы всегда боимся того или иного конкретного
сущего, которое нам в том или ином определённом
отношении угрожает. Страх перед чем-то
касается всегда тоже каких-то определённых
вещей, следовательно, боязливый и робкий
прочно связаны с вещами, среди которых
находится. В стремлении спастись от чего-то
– от этого вот - они теряются и в отношении
остального, т.е. в целом "теряют голову".Сам
страх есть дающее-себя-задеть высвобождение
так характеризованного угрожающего.
Страх не просто констатирует приближающееся,
а открывает его сперва в его страшности.
И, страшась, страх может потом себе, отчётливо
вглядываясь, "уяснить" страшное.
То, о-чём страх страшится, есть само страшащееся
сущее, Dasein.
Лишь сущее, для которого дело
в его бытии идёт о нём самом, способно
страшиться. Страх обнажает присутствие
в бытии его вот. Страх может также касаться
и других, и мы говорим тогда, что страшно
за них. Этот страх за… не снимает страха
с другого, ибо тот, за которого мы страшимся,
со своей стороны не обязательно должен
быть в страхе. Страшно при этом за событие
с другим, который у меня может быть отнят. Конструктивные моменты полного феномена
страха могут варьироваться. При этом
выступают различные бытийные возможности
устрашённости. К структуре встречности
угражающего принадлежит приближение
в близи. Коль скоро угрожающее в своём
"хотя ещё нет, но в любой момент"
само внезапно врывается в бытие-в-мире,
страх становится испугом. Поэтому в угрожающем
надо различать: ближайшее приближение
угрожающего и род встречности самого
приближения, внезапность.Перед-чем испуга
– это, как правило, что-то знакомое и свойское.
Когда же угрожающее имеет характер полностью
незнакомого, страх становится жутью.
А если угрожающее встречает чертами жуткого
и вместе с тем имеет ещё черту встречности
пугающего, внезапность, тогда страх становится
ужасом.При ужасе для сумятицы, характерной
страху, уже нет места. Ужасу присущ какой-то
оцепенелый покой. Существует феноменальное
отличие между тем, от чего ужасается ужас,
и тем, чего страшится страх. Хоть ужас
это всегда ужас перед чем-то, но не перед
этой вот конкретной вещью. От-чего ужаса
не есть внутримирное сущее. Поэтому с
ним по его сути невозможно никакое имение-дела.
Угроза не имеет характер некой определённой
вредоностности, задевающей угрожаемое
в определённом аспекте какой-то особенной
фактичной возможности быть. От-чего ужаса
абсолютно неопределённо, что не только
оставляет нерешённым, какое внутримирное
сущее угрожает, но говорит о том, что внутримирное
сущее тут не "релевантно". Внутримирно
раскрытая целость имения-дела как таковая
вообще не при чём. Мир имеет характер
полной незначимости. В ужасе встречает
не то или это, с чем как угрожающим могло
бы иметься-дело. Оттого ужас и не "видит"
определённого "тут" и "там",
откуда сюда близится угрожающее. Для
от-чего ужаса характерно угрожающее нигде,
он не знает перед чем он ужасается. Потому
угрожающее не может приблизится сюда
по определённому направлению внутри
близости, оно уже "вот" – и всё же
нигде, оно так близко, что теснит и перебивает
дыхание – и всё же нигде. В от-чего ужаса
его "ничто и нигде" выходит наружу.
Наседание внутримирного ничто и нигде
означает феноменально, что от-чего ужаса
есть мир как таковой. В качестве от-чего
ужаса выступает ничто, т.е. мир как таковой.В
ужасе человеку делается жутко. Невозможно
сказать, перед чем человеку жутко. "Все
вещи и мы сами тонем в каком-то безразличии.
Тонем, однако, не в смысле простого исчезания,
а вещи повёртываются к нам этим своим
оседанием как таковым". При ужасе проседание
сущего в целом подавляет нас, не оставляя
ничего для опоры. Заставляя ускользать
сущее в целом, ужас уводит у нас землю
из-под-ног. С общим провалом сущего мы
тоже ускользаем сами от себя. Что ужасом
приоткрывается Ничто, человек сам подтверждает
сразу же, как только ужас отступит. Тогда
обыденная речь обычно говорит: "что
собственно было? ничего". Эта речь онтически
угадывает по сути то, что тут было. Мы
вынуждены признать, что там, перед чем
и по поводу чего нас охватил ужас, не было
ничего. Само Ничто – как таковое – явилось
нам. Таким образом, именно в фундаментальном
настроении ужаса мы достигаем того события
в нашем бытии, благодаря которому открывается
Ничто. Ничто даёт о себе знать в настроении
ужаса, но выступает при этом не как сущее
и не как предмет анализа. Ужас не является
способом постижения Ничто, но именно
в нём Ничто приоткрывается. При ужасе
сущее в целом становится шатким и Ничто
приоткрывается вместе с сущим и в сущем
как в своей полноте ускользающем.В ужасе
происходит отшатывание от чего-то, но
это отшатывание – не бегство, а оцепенелый
покой. Отшатывание исходит от Ничто, которое
сообразно своему существу отсылает от
себя и, за счет того, что оно заставляет
сущее ускользать, отталкивает к ускользающему
сущему в целом. Данное отталкивание-отсылание,
которое отовсюду теснит нас при ужасе,
есть существо Ничто: ничтожение. Ничтожение
приоткрывает тонущее сущее в целом в
полной, до того сокрытой странности как
нечто совершенно Другое – в противовес
Ничто. Происходит раскрытие сущего как
такового: раскрывается, что оно есть сущее,
а не Ничто. Выглядящая на первый взгляд
необязательной добавка "а не Ничто",
согласно Хайдеггеру, является первоначальным
условием возможности всякого раскрытия
сущего вообще.Таким образом, существо
Ничто состоит в повёрнутости от сущего,
в отдалённости от него. Только в этой
отдалённости сущее может обнаружиться
как таковое. Ничто не голое отрицание
сущего. Наоборот, Ничто отсылает нас в
своём ничтожении к сущему в его открытости.
Ничтожение Ничто есть бытие. Целью лекции,
которую читал Хайдеггер перед собранием
учёных и факультетов, тем самым было показать,
что есть другое, чем предмет их поглощающих
занятий, и что именно это другое впервые
делает возможным, чтобы вообще имело
место то, чем они заняты. Тем самым проясняется
одна из важнейших фраз лекции, ставящая
основной вопрос метафизики: ,,Почему вообще
есть сущее, а не скорее Ничто?". Этот
вопрос до Хайдеггера ставил Лейбниц.
Однако его ответ был теологическим и
ограничивался указанием на верховное
Сущее, Творца лучшего из миров. Вопрос,
поставленный Хайдеггером, напротив, не
доискивается до Первопричины, а пытается
выйти из забытости бытия. Хайдеггер недоумевает,
почему в мышлении человека сущее прорывается
на передний план, обрекая ничтожащее
Ничто на забытость. ,,Человеческое присутствие
означает: выдвинутость в Ничто". Только
на основе изначальной явленности Ничто
человеческое присутствие способно подойти
к сущему и вникнуть в него. Т.к. наше бытие
по самой своей сути состоит в отношении
к сущему каким оно и не является и каким
оно само является, в качестве такого присутствия
оно всегда про-исходит из заранее уже
приоткрывшегося Ничто. Выдвинутое в Ничто,
наше присутствие в любой момент всегда
заранее уже выступило за пределы сущего
в целом. Данное выступание за пределы
сущего есть, по Хайдеггеру, трансценденция.
Следовательно, не будь наше присутствие
трансцендирующим в основании своего
существа, т.е. не будь оно всегда заранее
уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы
встать в отношение к сущему, а значит
и к самому себе. Таким образом, Ничто – это не
предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно
не встречается ни само по себе, ни побок
от сущего, не составляет антонима к сущему,
а исходно принадлежит к самой его основе.
Ничто есть условие возможности раскрытия
сущего как такового для человеческого
бытия.
Без исходной открытости Ничто
нет никакой самости и никакой свободы.
Перед лицом открывшегося человеку Ничто
его бытие оказывается пустым – или, что
тоже самое освобождённым; и потому делается
очевидной свобода человека. Человек обнаруживает
способность дистанцироваться от любого
сущего, принимать или не принимать его.
Поэтому он оказывается трансцендентным
в отношении любого сущего; это изначальное,
ещё не наполненное конкретикой отношение
ко всему сущему, и есть свобода. Не будь
Ничто важнейшей онтологической характеристикой,
не будь человек выдвинутым в Ничто - не
было бы свободы и всех её проявлений:
творчества, искусства, преобразования
и т.д. и т.п., т.е. всего, что делало человеческий
мир миром культуры. Собственно нельзя
было бы говорить о человеческом мире
вообще.
Заключение
Согласно Хайдеггеру, философия
(метафизика) – это не наука или мировоззренческая
проповедь, на самом деле, это ностальгия,
это тяга повсюду быть дома, а значит иметь
отношение к миру в целом, к бытию. Цель,
провозглашенная в его главной работе
,,Бытие и время", - ,,онтология, адекватно
определяющая смысл бытия", т.е. конкретная
разработка проблемы смысла бытия.А
герменевтика - искусство и теория истолкования,
имеющего целью выявить смысл текста,
исходя из его объективных (значения слов
и их исторически обусловленные вариации)
и субъективных (намерения авторов) оснований.
Возникает в период эллинизма в связи
с интерпретациями и исследованием классических
текстов (например, Гомера) и развивается
в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках
толкования священного писания (экзегетика).
Список источников
и литературы.
1. Арендт Х. Хайдеггеру
– восемьдесят лет. // Вопросы философии.
1998. №1.
2. Богомолов А.С. Современная
буржуазная философия и религия. М.: Политиздат,
1977.
3. ,,Бытие и время"
Мартина Хайдеггера в философии ХХ века
// Вопросы философии. 1998. №1.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль
Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс,
1994.
5. Ильенков Э.В. Философия
и культура. М.: Политиздат, 1991.
6. Кузнецов В.Г. Предисловие
к публикации отрывка из работы М. Хайдеггера
"Бытие и время"
// Вестник МГУ серия 7 философия. 1997. №4.
7. Михайлов И. Был ли
Хайдеггер "феноменологом"? // Логос.
М., 1994. №3.
8. Михайлов М. Замечания
к переводу В.В. Бибихина работы Хайдеггера
"Что такое метафизика" // Логос. М.,
1997. №9.
9. Подорога В. Выражение
и смысл. М.: Ad Marginem, 1995.
10. Реале Д. и Антисери
Д. Западная философия от истоков до наших
дней. Том 4. От романтизма до наших дней.
СПб.: ТОО ТК ,,Петрополис" 1997.
11. Тавризян Г.М. Искусство
и бытие. М. Хайдеггер о сущности художественного
произведения // Философия. Религия. Культура.
М.: Наука, 1982.
12. Типсина А.Н. Немецкий
экзистенциализм и религия. ЛГУ: 1990.
13. Фалев Е.В. Истолкование
действительности в ранней герменевтике
Хайдеггера. // Вестник МГУ серия 7 философия.
1997. №5.
14. Хайдеггер М. Бытие
и время. М.: Ad Marginem, 1997.
15. Хайдеггер М. Время
и бытие. М.: Республика, 1993.
16. Хайдеггер М. Работы
и размышления разных лет. М., 1993.
17. Хайдеггер М. Мой
путь в феноменологию // Логос. М., 1994. №6.
18. Хайдеггер М. Семинар
в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии.1993. №10.
19. Хайдеггер М. Цолликонеровские
семинары // Логос. М., 1992. №3.
20. Хайдеггер и Витгенштейн:
критика метафизики – критика техники
– этика // Вопросы философии. 1998. №5.