Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 05:33, реферат
В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами
Введение…………………………………………………………....3 стр.
Мартин Хайдеггер …………………………………………………5 стр.
Характеристики бытия Парменидом……………………………...6 стр.
Оппоненты Парменида в античности …………………………….7 стр.
ХХ век: судьба проблемы бытия ………………………………….8 стр.
М.Хайдеггер о Парменидовском понимании бытия …………….12 стр.
Бытийно-историческое мышление «позднего» М.Хайдеггера….15 стр.
Заключение …………………………………………………………18 стр.
Список используемой литературы………………………………...19 стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЗабГУ)
Кафедра философии.
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИЛОСОФИЯ ».
Тема: «М.Хайдеггер о значении Парменидовского
понимания бытия».
ст.гр. СТз 11-01
ЧИТА, 2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной проблемой. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления, как особого способа жизни, в котором бытие может открыться. Поиски бытия не являются занятием небольшой узкопрофессиональной группы людей, а поиски человеком, говоря словами
М. Хайдеггера, своего дома, то есть преодоление своей бездомности и осиротелости. Поиски бытия – это поиски своих корней, с помощью которых человек способен преодолеть бессмысленность окружающего мира, почувствовать себя необходимой и незаменимой частью бытия, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, являющаяся основной задачей его жизни. Эти поиски являются фундаментом человеческого существования.
За века, прошедшие
со времен Парменида, под бытием понимали
многое:
– мышление, мир идей, Бога, материя и т.д.
Понимание бытия, прикосновение к нему,
осененность бытием преобразует, преображает,
человека, вырывая его из бессмысленного
хаоса эмпирической жизни и делая его
самобытным, делая его самого бытием.
Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.
Что есть бытие, в чем сущность человеческой природы, как связан человек с бытием, что есть самобытность человека? – эти вопросы занимают важнейшее место в онтологической проблематике философов ХХ века. Возможны ли вообще рациональные и однозначные ответы на вопросы: в чем заключается человечность человека, то есть его бытие, в чем причина появления массового человека, для которого гуманные ценности и идеалы – пустой звук.
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР.
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 – 26 мая 1976), немецкий мыслитель, оказавший громадное влияние на философию XX в. Его направление относят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, против его воли, к экзистенциализму.
Произведения великого философа, имевшие огромный успех при его жизни и продолжающие оказывать неослабевающее влияние на современность, на мой взгляд, являются одними из значительнейших в истории философии. Отдельные темы и приемы его мысли развертывают как прямые его ученики (Х.Г. Гадамер, Х. Арендт, Ж. Бофре), так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида). Современная этика (Э. Левинас, А. Глюксман), политология (Р.Рорти), философия техники (Ш. Ширмахер), богословие, в том числе православное (Х. Яннарас), идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость его мысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап, Т. Адорно, Г. Грасс, Ю. Хабермас) и повторяющимися попытками его развенчания. Книги Хайдеггера имеют вид произведений вневременного характера. Очарование хайдеггеровской мысли огромно. Человек, однажды попавший в орбиту ее влияния, рискует остаться там навсегда. Такая участь постигла в Германии многих. Уже в конце 20-х здесь появился неологизм «хайдеггерствовать», то есть говорить языком лекций и семинаров Хайдеггера. Сила этого человека оказалась столь значительной, что подчиняла себе и людей, никогда Хайдеггера не слышавших: по прочтении его работ пробуждалось непреодолимое желание мыслить в русле Хайдеггера. И его словами. Его творчество, в корне изменившее направление европейской мысли до сих пор не осмыслено. Стремление понять мысль Хайдеггера требует постоянного усилия. Можно сказать даже, что сама мысль существует только пока это усилие есть, и пока оно есть, можно надеяться, что хайдеггеровская мысль может быть сформулирована, удержана и понята.
ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТИЯ ПАРМЕНИДОМ.
Парменид характеризует
бытие следующим образом: бытие – это
то, что имеется за миром чувственных вещей,
и это есть мысль. Оно едино и неизменно,
абсолютно, не имеет внутри себя деления
на субъект и объект, оно есть вся возможная
полнота совершенств, среди которых на
первом месте
Истина, Добро, Благо, Свет.
Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера – совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.
Убеждая, что бытие есть мысль, он имел
в виду не субъективную мысль человека,
а Логос – космический Разум, через который
раскрывается содержание мира непосредственно.
Иначе говоря, не человек открывает Истину
бытия, а, наоборот, Истина бытия открывается
человеку непосредственно.
Истина бытия открывается без помощи рефлексии
и логических операций человеческого
ума. Человек призывался к смирению передвысшим
могуществом необходимости, перед Истиной.
Вся гордыня оказывалась в этой ситуации
неуместной. Парменидовская интуиция
бытия внушала человеку чувство зависимости
от Божества, находящегося за пределами
повседневности, и одновременно давала
ему ощущение защищенности от субъективного
произвола и всяких случайностей.
ОППОНЕНТЫ ПАРМЕНИДА В АНТИЧНОСТИ.
Умаление человека приняли не все философы, а потому Парменидовская интуиция бытия была подвергнута критике софистами, Сократом, киниками.
Софисты пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения, человек есть мера всех вещей и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера бытия, а потому и в жизни, и в философии следует ставить в центр человека.
Сократ (Vв до н.э.) также не принял Парменидово
учение о бытии, ибо оно слишком возвеличивало
притязание философов на статус представителей
Божественного бытия и слишком умоляет
субъективный разум, мысль. Сам Сократ
отказался от роли непосредственного
и нерефлектирующего медиума истины и
установил между собой и истиной дистанцию,
проходить которую, и призван человеческий
рассудок со своими нормами, правилами
логического аргументирования. И если
софисты пытались отстоять автономию
человека вообще, то Сократ ратовал за
автономию человеческого разума. Он объявил
высшей реальностью не бытие, а индивидуальное,
но общезначимое сознание.
Киники (V-IV вв. До н.э.) призывали людей
попрать все нормы и правила общественной
жизни, опираться только на самих себя
во всех делах и мыслях.
Не признавая существование подлинного
сущего за миром чувственных вещей, они
освобождали человека от необходимости
жить с оглядкой на трансцендентное, что
порождало безразличие к проблемам Добра,
Истины,
Блага. Киники с вызовом именовали себя
«гражданами мира», отрицая тем самым
чувство и понятие Родины, как чего-то
родного и близкого, что дает силы, поддерживает
дух, создает ощущение непокинутости в
мире.
ХХ ВЕК: СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ.
Новое время – начало трансформировать античную идею объективного бытия: бытие стало субъективным. В ХХ в. этот процесс углубился и теперь даже Абсолют – Бог стал зависеть от априорной внутренней установки человека на поиски безусловного. И все же новое время не отказалось от античной традиции поиска опоры для человеческого существования. Место Бога занял человеческий разум. Пустынность и неуютность мира без Бога-опоры была закамуфлирована верой в могущество разума. И хотя речь при этом шла не о Разуме - Логосе, а о конечном разуме, имеющем человеческую размерность, но не вселенски-космическую (как это было у Парменида); попытка найти в разуме опору имела явно античные корни.
ХХ век ознаменовался крестовым
походом против разума, а это означало
разрыв с античной традицией. «Наше ученичество
у греков кончилось: греки не классики,
- заявил в начале века Ортега-и-Гассе,
- они просто арханичны – арханичны и,
конечно же ... всегда прекрасны. Этим они
особенно интересны для нас. Они перестают
быть нашими педагогами и становятся нашими
друзьями.
Давайте станем беседовать с ними,
станем расходиться с ними в самом основном.
Что же представляет собой это «самое
основное»?
Во- первых, греческое понимание бытия как чего-то сущного, неизменного, неподвижного, субстанциального. Отказ от всякого рода субстанциальности стал нормой философствования в ХХ в.
Во-вторых, признание разума в качестве опоры человеческого существования; разуму было отказано в кредите доверия со стороны человека и общества ХХ в.
Поход против разума.
Отказ от античных рационалистических традиций начался еще в середине ХIX в. Современник и ученик Гегеля, датский философ С.Кьеркегор выступил против притязаний разума еще при жизни самого учителя, а Ф.Ницше объявил разум «больным пауком», ткущим паутину, опутавшую жизнь людей и превращающую ее тем самым в нечто высохшее и обескровленное, в то время, когда К.Маркс разработал теорию разумного устройства общественной жизни.
ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства. Кьеркегор, Ницше, Паскаль и другие реабилитированы и стали почитаемы.
Люди всегда знали о том. Что существует
безумие, секс, бессознательное, тюрьма.
Но вплоть до конца XIX в. высокая классическая
мысль не впускала в пространство своего
осмысления и публичного осуждения эти
темы. Государство же относилось к этим
сторонам жизни недоброжелательно и часто
репрессивно.
Причина такого отношения - уверенность
в том, что все указанные формы жизни по
сути свое антиразумны, а потому разрушительны
как для отдельного человека, так и для
всего общества. Однако в конце XIX в. во
многих европейских странах проблемы
секса, безумия, бессознательного легализуются.
В ХХ в. они становятся доминирующими на
всем европейском континенте, заполняя
собой все виды искусства, проникая в массовое
сознание. Так,
М. Фуко пишет еще в начале ХХ в. историю
безумия, сексуальности, базируясь на
работе Ф. Ницше «Генеалогия морали». Самое
загадочное заключается в том, что люди
оказались, как бы уже готовы отнестись
к этой стороне жизни с серьезным почтением,
столь серьезным, что в наши дни проблемами
сексменшинств, детской сексуальности
занимаются парламенты, дебатируя о возможности
юридического узаконивания браков между
лицами одного пола, о выделении специальных
парков и мест для «свободной» любви. Ученые
и общественность заняты поисками средств
пропагандирования знаний по детской
сексуальности ребенку с пятилетнего
возраста. Эти процессы зафиксировал язык
– самый чуткий индикатор изменений и
мироощущений людей: слово «любовь» уходит
из лексики, уступая место слову «секс».
Налицо факт: в ХХ в. изменились люди, вернее
их мироощущение, мировоспитание, их душевно
- духовно - мыслительные установки.
Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования.
Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия.
Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше),
не надеясь более на разум, человек ХХ
в. остался один-на-один со своим телом.
Начался культ тела, сменивший культ духа
и разума, а это – главный признак язычества.
Язычество, или, вернее,
неоязычество конца ХХ в. быстро распространилось
по планете, благодаря телевидению и другим
средствам массовой информации.
Процессы своеобразного оязычивания
проникли во все виды искусства.
Некоторые авторы считают, что, к примеру,
рок-культура представляет собой аналог
архаики (гр. - древний) – раннего этапа
в развитии искусства в
Древней Греции и Египте, а также Африки.
В этом смысле архаичен и авангардизм.
Его приверженцы попытались вернуться
к изначальным, самым древним формам жизненной
и художественной практики, к архаике,
к спрятанным в глубинах человеческой
психики бессознательным началам всякой
интеллектуальной и эмоциональной активности.
Языческое мироощущение проявилось в музыке А.Н. Скрябина, о чем писали отечественные мыслители А.Ф. Лосев и Г. Флоровский, хочется броситься куда- то в бездну, хочется вскочить с места и сделать что-то небывалое и ужасное, хочется ломать и бить, убивать и самому быть растерзанным. Нет больше никаких норм и законов, забываются всякие правила и установки... Нет большей критики западноевропейской культуры, как творчество Скрябина, и нет более значительного знака «Заката Европы» (А.Ф. Лосев).
Примеров мировоззренческих изменений, последовавших вслед за отказом признавать разум человека предельным основанием его бытия и гарантом его нормального существования, можно приводить бесконечно много. Но приведенные выше свидетельствуют о начавшемся разрыве культур. ХХ век отверг все основания существования мира и человека, которые признавались прежде, не успев, или не пожелав, предложить новые опоры жизни. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем.
В ХХ в. Европа окончательно отказалась
от античных традиций в понимании бытия.
Люди вдруг ощутили себя живущими в мире,
где нет никаких гарантий и никаких опор,
где все зыбко и плохо устроено. Разум
не сумел предотвратить страшных войн
ХХ в. и более того, сам поработал над созданием
средств массового уничтожения людей,
создав невиданные ранее виды оружия.
Он не мог обеспечить гармонию и порядок
в мире. Возникло ощущение безопорности
во всех сферах жизни в экономике, в политике,
морали и т.д. Сформировалась эпоха тотального
плюрализма, для которого нет никакой
иерархии ценностей.
Плюрализм стал главной идеей общественного
устройства, согласно которой общественно-политическая
жизнь есть состязание множества социальных
групп и представляющих их интересов,
плюрализм ценностей стал основой жизни
человека и общества: все стало равно всему,
исчезли приоритеты: нравственные, политические,
государственные, экономические, классовые
и т.д.; общество атомизировалось в атомы-индивиды,
разрушив ценностную вертикаль, где был
низ – верх, конец – начало, спроецировали
все ценности на горизонтальную поверхность,
уравняв их в пространстве и времени своего
бытия.
Информация о работе М.Хайдеггер о значении Парменидовского понимания бытия