Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:38, контрольная работа
Возрастание интереса к мифу, к его социальной стороне, к тем аспектам функционирования мифа в обществе, недостаточная изученность которых стала очевидной после перестройки и распада СССР, заставляет общество вернуться к проблеме соотношения мифа и символа, как философских категорий социальной действительности.
Введение
1. Понимание мифа и его роль в первобытной культуре.
2. Виды мифов и их значение.
3. Роль мифов в духовной культуре человечества.
Заключение
Список использованной литературы
Тема. Миф – ранняя форма духовной культуры человечества
Введение
1. Понимание мифа и его роль в первобытной культуре.
2. Виды мифов и их значение.
3. Роль мифов в духовной культуре человечества.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возрастание интереса к мифу, к его социальной стороне, к тем аспектам функционирования мифа в обществе, недостаточная изученность которых стала очевидной после перестройки и распада СССР, заставляет общество вернуться к проблеме соотношения мифа и символа, как философских категорий социальной действительности.
Как способ понимания реальности, использующий определенные знаковые системы, миф, несомненно, связан с символом, ибо говорит на его языке. Языке, где чувства и смысл сливаются в значимые для нас образы, чувственно понимаемые и наделенные знаковым смыслом. Происходит это потому, что все вещи, окружающие нас, познаются чувственно. И в той степени, в какой каждая вещь подвластна чувствам, основана на опыте и опирается на ощущения, она мыслится символически. Неизбежность этого очевидна потому, что чувственное всегда символично, а малейшее движение мысли возможно только благодаря символической природе разума, которая заставляет все совпадать в тех или иных логических структурах. Эта способность сознания позволяет охватить, отразить и осмыслить то, что, в силу своей неисчерпаемости в целом и в частностях, в принципе непознаваемо.
Если учесть, что символизм мифа имеет психологический смысл, то придется признать, что миф – продукт нашего сознания, способного познавать действительность с помощью ее символизации. Он есть символ во времени, отражающий мир в понятных нам и психологически для нас значимых образах и словах. Он - самый привычный, самый проверенный, самый надежный и эффективный для массового сознания способ отражения действительности, позволяющий воспринимать образ как подлинную реальность.
1 . Понимание мифа и его роль в первобытной культуре
Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.
Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме
Наиболее адекватной формой воплощения особенностей первобытной картины мира принято считать миф, являющийся наиболее древней формой духовной культуры, человеческого бытия, когда человек еще не выделял себя из природной и социальной сред и переносил человеческие свойства (одушевленность, чувственность, разумность) на природные объекты, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. На протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования играли важную роль: они были выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации.
Вместе с тем само понимание мифа вызывает до сих пор споры среди философов и учёных, которые считают, что только сравнивая стадии развития, можно увидеть особенности человеческого мировосприятия на разных его уровнях.
Мысль о том, что мифы представляют собой первобытную поэтизированную форму постижения мира, что они, как и символы, несут в себе глубокий смысл, получила поддержку философов.
В современной философии продолжаются дискуссии о сущности мифов, их происхождении, проблемах происхождения религий, месте мифов в современной культуре.
Рассматривая два подхода к мифам как к примитивной форме выражения философских и художественных идей и как к одной из ранних форм религиозных верований, считается, что мифы нельзя трактовать односторонне, поскольку это первоначальная форма духовной культуры человечества.
К началу XIX в. в европейской науке произошли определённые изменения, суть которых можно свести к становлению сравнительно-исторической методологии, к появлению общих схем всемирно-исторического развития человечества, к попытке сведения традиционных культур как представителей ранней стадии развития, т.е. европейской старины. Всплеск национального сознания вызвал усиление внимания к народным культурам.
В древности существовал единый индоевропейский пранарод, говоривший на едином древнем языке и имевший единую систему религиозных представлений, расселение же этого народа привело к распаду его культурного единства.
Архетипы древней культуры хранит фольклор, связанный с «народной душой», являющийся коллективным народным творчеством.
Среди приверженцев мифологической школы были поэты, философы, писатели и литературоведы. Мифологическая школа сыграла роль своеобразного “буфера” между философией и становящейся наукой о культурах. Собирая фольклорный материал, исследователи в этой сфере, видели в нём скорее плод народных фантазий, но они смогли накопить богатый фактический материал, систематизировать его, и фактически их работы стали незаменимым источником для исследователей традиционных, народных культур.
Исследования мифов продолжили представители культурной антропологии, изучение мифологии продолжалось. И хотя понимание культуры и интерпретация её феноменов у учёных различны, интерес к мифологии в их работах оставался всегда достаточно высоким, что можно объяснить важностью осмысления мифов в разрешении проблем генезиса и развития культуры.
2 . Виды мифов и их значение
Упорядочивая жизнь первобытных сообществ во всех сферах, вводя её в понятные и легко осваиваемые формы, миф описывает обычно несколько форм бытия и делится на несколько видов.
Космогонические мифы – объясняющие происхождение мира, его генезис и смыслы развития. Именно в этих мифах отражается превращение хаоса в космос, раскрывается мировая гармония, а также структура космоса, воплощенная в его модели.
Астральные мифы – мифы о звездах и планетах, об их влиянии на жизнь человека.
Солярные и лунарные мифы являются разновидностью астральных и повествуют о влиянии Солнца и Луны на древнего человека.
Этиологические мифы объясняющие появление различных природных и культурных объектов, происхождение вещей, орудий и отдельных особенностей социокультурной жизни и т.д. Эти мифы наиболее архаичны, часто слабо сакрализированы, хотя существующие в них системы культовых мифов, объясняющих происхождение обрядов и культовых явлений, сильно сакрализированы.
Антропологические мифы, объясняющие происхождение человека – первых людей, мужчины и женщины, первопредков.
Этнологические мифы, посвященные выяснению процессов происхождения рода, племени и его институтов, норм.
Календарные мифы связаны с циклом календарных обрядов, с деятельностью древнего человека.
Героические мифы повествуют об аккультурации, об обрядах инициации и других событиях в жизни первобытных людей.
Эсхатологические мифы, “прогнозирующие” будущее, раскрывают представления о конце мира, о гибели других культур в силу ряда причин (великий потоп, битва с великанами, хаотизация космоса и др.).
3. Роль мифов в духовной культуре человечества
В целом миф характеризуется универсальностью сюжетов, осмысливаемых в нём: рождение мира, борьба добра и зла, жизни и смерти, знания – незнания и т.п. Всё это находит отражение в устойчивом повторяющемся содержании, с помощью которого систематизируются впечатления от реальности. Один из таких повторяющих, важнейших сюжетов – это тайна космогонии.
Отчего начался у нас белый свет; Отчего у нас солнце красное; Отчего у нас млад светел месяц; Отчего у нас звезды частые; Отчего у нас зори светлые...
Именно вопросы: “отчего”, “откуда” и “почему”, отражали пробуждающееся человеческое сознание, которые позволяют сделать вывод, что “первичная функция мифа – удовлетворение человеческой любознательности путем ответа на вопросы “почему” и “откуда”. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что лишь одна любознательность ни в коем случае не может являться основным атрибутом человеческого мышления. Она зависит от социокультурных условий и времени. Так как, что возбуждает интерес людей одной культурной эпохи, может оставлять равнодушными людей другой эпохи.
Космогонические мифы древних, как и современных традиционных культур, достаточно многообразны.
Миф является формой культуры. Его функции, соответственно,
аналогичны функциям культуры в целом.
Главнейшей из них является объяснительно-
Мифологическое мышление неотъемлемо
от человеческого мышления вообще, но
конкретные мифы историчны, то есть связаны
с определенной культурой и теряют свою
конкретность при ее гибели. В истории
человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия
и искусство, появившиеся позднее, но берущие
свое начало в едином источнике – древнем
мифологическом сознании.
В мифе разносторонняя реальная зависимость древнего человека от естественных условий своего существования осмысливается и преодолевается в художественно-образной форме. Мифологическое сознание (с его традиционализмом, тождественностью реального и воображаемого, синкретизмом), существовавшее в предыстории, может быть названо дорефлексивным. В образе мира первобытности миф играл смыслозадающую и системообразующую роль.
Миф лучше всего соответствует особенностям духовно-практического освоения действительности, беря на себя мировоззренческие, воспитательные и культурно-регулятивные функции, осуществляемые через религиозную, художественную или магическую практику. В мифе происходят накапливание, анализ, передача духовно-практического опыта, овладение миром посредством его уподобления человеку. Миф, как полагают учёные, “рисуя образ мира сквозь призму человеческих потребностей и интересов, учит, как следует относиться к этому миру, другим людям и самому себе”. Миф показывает обобщённые образцы поведения и мышления с помощью наглядно-образных средств – легенд, притч, культовых изображений, ритуальных действий.
В мифе пробуждается рациональность, которая находится в тесной связи с верованиями и поэтому её познавательные возможности, реализующиеся определённым образом, невелики. Усложняющаяся социальная жизнь взрывает единство мифа и освобождает его научные начала. Дальнейший прогресс общества и истинные представления о мифе ассоциируются именно с научным знанием.
В мифе всё тождественно, он – предмет веры, а не критики. В мифе, требующем проигрывания, действия для овладения миром, ситуацией, соединяются “теоретические” и практические планы первобытной культуры. Описывая общечеловеческие ситуации, миф требует не только рассказа, но изображения рассказанного, отсюда его теснейшая связь с обрядом, ритуалом, искусством.
Заключение
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.
Мифология является типом сознания, способом понимания мира, характерным для ранних стадий развития общества.
Миф, как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.
Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности. Т.е. вопросы примерно те же, способы получения ответов другие. В нем уже различаются природный и социальный мир, человеческий способ действий и проявление природных сил и явлений. Это становится возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если предшествующие исторические типы мировоззрения можно определить как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, то философское мировоззрение есть размышление человека о существующем, основанное на рациональном аргументе и критическом сомнении.
Информация о работе Миф – ранняя форма духовной культуры человечества