Миф и философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:54, реферат

Описание работы

Миф и философия. Актуальность данной темы я поняла лишь прочитав некоторые работы и статьи. Ведь , как и для любого современного человека, не пытающегося разобраться в этом вопросе, миф предстаёт чем-то далёким, забытым и вряд ли касающимся сегодняшний жизни. Философия-другое дело. Хотя, опять же, много ли есть людей , способных объяснить ,что это такое? Какая связь между этими двумя понятиями? Какие формы они обретают сегодня?
Как говорилось мной ранее, по мере того, как я знакомилась с трудами философов, в моей голове стали возникать вопросы, ассоциации, пересечения с современностью.

Файлы: 1 файл

эссе %22 Миф и философия%22 .docx

— 147.25 Кб (Скачать файл)

Введение .

Миф и философия. Актуальность данной темы я поняла лишь прочитав некоторые работы и статьи. Ведь , как и для любого современного человека, не пытающегося разобраться в этом вопросе, миф предстаёт чем-то далёким, забытым и вряд ли касающимся сегодняшний жизни. Философия-другое дело. Хотя, опять же, много ли есть людей , способных объяснить ,что это такое? Какая связь между этими двумя понятиями? Какие формы они обретают сегодня?

Как говорилось мной ранее, по мере того, как я знакомилась  с трудами философов, в моей голове стали возникать вопросы, ассоциации, пересечения с современностью.

В своём эссе я попытаюсь разобраться в данном вопросе , путем собственных рассуждений и прибегая к помощи некоторых авторов. 

 

1. Понятие  «миф».

         Итак, что же такое миф? Здесь есть разные интерпретации данного понятия. Всё зависит от того, насколько широко мы его рассматриваем. Лично для меня миф, ещё со школьной программы, являлся неким выдуманным рассказом , в котором повествовалось о происхождении человека и вселенной, про тайны смерти и рождения, про чудеса мира и подвиги, про любовные переживания героев, богов и царей. По идее сказка, не имеющая ничего общего с реальностью. Но ведь, чтобы “ сочинить” эту сказку , необходимо иметь некое особенное восприятие действительности. Тут и возникает вторая трактовка мифа, как исторически первой сложившейся формой сознания. Люди, жившие во времена мифов, не разделяли понятия вымышленный рассказ и реальность. Миф и был их реальностью. С этого момента, думаю стоит подробнее остановиться на том, чем же являлось такое сознание.

 

В первобытном  обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи  его создания. Человеку с самых  ранних времен приходилось осмыслять  окружающий мир. Мифология и выступает  как наиболее ранняя, соответствующая  древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия и понимания самого себя. Миф первичен по своей природе по отношению к другим проявлениям духовной культуры.

 

Являясь неотъемлемой частью жизни человека , миф включал в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени).  Он регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д. Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, эмоционален, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, образах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и уподоблением природных явлений человеку, оживлением всего, одушевлением.

Далее остановлюсь  на  некоторых признаках мифологического  мышления подробнее. Собственно, они же и помогут мне в дальнейшем перейти к отличительным чертам мифа  от философии.

 

Основным принципом мифа я выделю снятие проблематизации. Проблематизация – это способ познания через постановку новых проблем. Говоря проще, новые знания порождают у нас новые вопросы, новые проблемы. Таким образом происходит развитие.  Мифологическое мышление, напротив, придает всему осмысленный характер, делает действительность «насквозь понятной», и тем самым изгоняет проблемы. 

Например, засуха уничтожает посевы, эпидемии губят  скот, от болезней умирают дети и.т.д. Мифологическое сознание воспринимает все это не как случайности, а как определенное магическое или демоническое влияние, как наказание или как злонамеренность колдуна.

Вторым принципом мифологического мышления является отрешение от частного смысла предмета и воплощение в нем нового смысла. Мифологическая отрешенность – это отрешенность от разделенного существования вещей, объединение их в целом. Именно поэтому древнее мифологическое сознание воспринимало все одушевленным.  Люди не разделяли себя с природой, переносили человеческие качества на неодушевлённые предметы.

Тем не менее  мифология никогда не рассматривает смысл сам по себе, отрешенный от чувственной реальности. Мифология раскрывает не просто общие смыслы, но смыслы, воплощенные в конкретных чувственных вещах.  Для мифа реальность объекта крайне важна. Как только предмет начинает восприниматься не как реальность, миф умирает. Истина мифа содержится в самом мифе.

 

Здесь бы мне  хотелось подвести маленький итог, что миф является самостоятельным  способом познания и оформления истины, параллельным логическому способу, при этом  в нём есть собственное  неразрушаемое смысловое ядро.

2. Любовь к мудрости.

         Следующее, к чему логичнее будет перейти – это философия. Существует множество определений философии. Например, философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Другой вариант: философия — форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Термин "философия" состоит из двух греческих слов "philia" (любовь) и "sophia" (мудрость), т.е. переводится как любовь к мудрости. Считается, что это слово впервые употребил древнегреческий философ Пифагор в 6 веке до нашей эры. Первые философы стремились к совместному поиску истины, к общему пониманию сути вещей посредством диалога. Диалог философов – не просто разговор, не просто общение. Это такой разговор, в котором ставится вопрос о сущности и проблема обсуждается основательно, так, что собеседники стремятся дойти до оснований, до основы всех основ, до первого основания или первой причины. Философия – поиск первых причин, начал и оснований, наука о началах и причинах, о принципах. В ней всегда речь идет о первом, общем, принципиальном, о первых началах и последних основаниях.

 

Поэтому философия – это исследование первых оснований и предпосылок  мышления и деятельности. Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.

   Философия стремится к  смысловому обобщению. Для философии  объяснение заключается в выявлении  сущностного смысла, который предельно обобщает любые свойства того или иного явления. Когда говорят, что философия — высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. Известный афоризм французского философа Р. Декарта (1596—1650) «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

Второй из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение, чтобы проверить, насколько прочны определённые человеческие установления, и отбросить те, которые отжили свой век, а те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Здесь можно вспомнить координальное отличие от мифа, в котором ,как я уже ранее писала, снимается всякое сомнение и проблематизация, где всё принимается как данность.

Ну и последнее, что  я бы определила в отличительные характеристики философии, это её личностный характер. Миф всё же является продуктом коллективного сознания, тогда как философия датируема и индивидуальна. Конечно, это далеко не все отличия этих двух понятий, но передо мной и не стояло задачи их всех найти и описать

      Философия,  хотя и строится на принципах  доказательности и обоснования,  преодолевая тем самым миф,  тем не менее сохраняет с  ним изначальное родство. С появлением философии не исчезает мифология, она теперь живет в искусстве, религии, обыденном сознании, только теперь она ограничена философией. Далее, мне как раз и хочется поговорить о мифе и философии в современном мире.

3.Философия мифа .

          Мифология как форма общественного сознания, появление и господство которой было связано с определенным уровнем развития производства и духовной культуры, как ступень сознания, предшествующая научному мышлению, исторически изжила себя. Поэтому попытки апологетики и возрождении мифа как действующей системы в современном обществе несостоятельны. Однако, некоторые особенности мифологического мышления могут сохраняться в массовом сознании рядом с элементами подлинно философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики. Поскольку миф является наиболее значительной формой коллективного мышления в общей истории мысли, а коллективное мышление присутствует в любой эпохе и любом обществе независимо от характера культуры и уровня развития, то оно всегда воспроизводит черты мифологического сознания. Поэтому миф ни в коем случае нельзя считать пережитком прошлого, мифологическое сознание во все времена сопровождает жизнь человека. Живучесть некоторых стереотипов мифологического мышления в области политической идеологии и в связанной с ней социальной психологии делает в определенных условиях массовое сознание питательной почвой для распространения "социального", или "политического" мифа. 

           Также потребность в мифологическом объяснении присутствует также в историческом сознании человека традиционных культур, где вырабатывается принцип, в соответствии с которым осмысляются страдания. В странах, где распространен индуизм и буддизм в качестве такого принципа выступает карма Объяснение страданий с помощью кармы позволяет не только не бояться их, но и наоборот, видеть их положительный смысл, так как именно через страдания человек облегчает тяжесть кармических последствий, вину за которые несет он сам.  .

           Если мы понаблюдаем за мотиами, которые заставляют человека доверять совершенно очевидной политической лжи, то очень часто они объясняются не глупостью, а страхом утратить осмысленность страданий. Человек защищает себя от произвольности, случайности страданий и поэтому готов принять ту идеологию, которая сделает эти страдания осмысленными. Этим объясняется, почему современное общество очень легко воспринимает любую, даже откровенно человеконенавистническую идеологию. Чем страшнее предстает действительность, тем легче поддаются люди идеологической обработке, проявляя фантастическую способность верить в самые абсурдные идеи.

Чтобы снять  страдания мифологическое сознание должно сделать действительность беспроблемной, осветить мифологическим смыслом все моменты жизни. Именно эта способность наделять смыслом все моменты жизни, не оставляя ничего непонятного, проблематизированного, служит критерием истины для современного человека при выборе им той или иной идеологической установки. Этот критерий истины предопределяется основным принципом мифологического сознания – снимать, а не ставить проблемы, устранять вопросы, превращая действительность в «насквозь осмысленную и понятную».

Как ранее  говорилось , истина мифа содержится в самом мифе. Поэтому, если к мифу подходят не изнутри него самого, а с внешней позиции, то он перестает удостоверять себя и представляется сказкой или вымыслом. Однако для человека, который живет внутри самого мифа, повседневная жизнь полностью сливается с мифом.

Здесь мы сталкиваемся с тем, что повседневный человек не замечает мифа как такового. В одном случае это происходит потому, что миф кажется неотличимым от вымысла, в другом случае – потому что миф неотличим от самой реальности. Поэтому понимание мифа как особого способа осмысления действительности становится философской проблемой. В сознании современного человека миф присутствует точно также как и в древности, однако современный человек этого не замечает в своей повседневной жизни. Они рождаются буквально на наших глазах в СМИ, сферах идеологии, политики, искусства, даже науки. Мне кажется, что это происходит от огромного потока информации, которую человек просто не в состоянии обрабатывать, «отсеивать». Теряются границы реальности и мифа.

Только в  отличие от мифа архаического, в котором существовала вера, основанная на непосредственном чувственном отражении реальности, сегодняшний миф, обладает псевдоверой, выдает ее за настоящую веру. Получается, что мы живём в обмане, который сами себе создали, либо приняли предложенный кем-то? Делаем ли мы этот выбор сознательно, чтобы уйти от реальности или же нам не оставляют выбора? А может нам просто необходимо во что-то верить?...

 

Заключение.  На мой взгляд процесс перехода из мифа в логос никогда не может быть завершен, т.к. претензии на окончательное обоснование любой философской системы мнимы. Постичь суть философии адекватно можно лишь тогда, когда ее выбрал как свою и живешь в ней. Но тогда человек начинает говорить уже не на научном, а мифологическом языке. Выходит, что процессы познания в этих областях никогда себя не исчерпают… Значит будут новые вопросы, на которые возможно найдутся ответы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994

 

2. Карпицкий Н.Н.

Философия мифа: Учебно-методическое пособие - СибГМУ, 2004. - 20 с.

Томск

 

3. Статья  « Мифы и мифология  в современной России»   автор  Топорков А., 2007 год

 

4 Мотрошилова Н.В. Мифология и пред-философия./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995

 

5. «Философия. Мифология. Культура» Автор: А. Ф. Лосев Издательство: Мысль  , 1991 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Миф и философия