Мифология оказала 
существенное влияние на германский 
героический эпос. Наиболее ранние 
из сохранившихся произведений героического 
эпоса– англосаксонские поэмы "Беовульф" 
(возникла в кон. 7 – нач. 8 вв. ), "Битва 
при Финсбурге" (9 в. ), "Висдид", 
"Жалобы деора" (обе –10 в. ); немецкие 
"Песнь о Хильдебранде" (нач. 9 в. ), 
"Вальтарий" (9 в. ); главный массив 
записей героического эпоса датируется 
13 в. : немецкая "Песнь о нибелунгах", 
героические песни "Старшей Эдды" 
(песни о Вёлунде, Хельги, Сигурде, Гудрун, 
Брюнхильд, Атли, Хамдире) и раздел "Язык 
поэзии" в "младшей Эдде", норвежские 
"Сага о Вёльсунгах" и "Сага о Тидреке" 
и др. ; греческие сказания излагались 
и в "сагах о древних временах"–сохранившихся 
("Сага о Хрольве Жердинке"), либо 
утраченных, но использованных средневековыми 
авторами ("Сага о Скьёльдунгах"), 
в народных балладах позднего средневековья 
и др. Героями эпоса являются персонажи 
как вымышленные, так и восходящие к историческим 
прототипам, но от последних в эпосе сохранены 
лишь имена, а события, с которыми они были 
связаны в действительной истории, представлены 
в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов 
и обросли фантастическими элементами. 
В "Старшей Эдде" песни о героях довольно 
чётко определены от песней о богах. Асы, 
как правило, непосредственно не вмешиваются 
в жизнь героев, и если место действия 
в мифологических песнях–Асгард либо 
Ётунхейм (страна великанов), но не мир 
людей, то подвиги и злодеяния, являющиеся 
сюжетами героического эпоса, совершаются 
на Рейне, в державе гуннов, в готском королевстве, 
хотя топографические и этнические координаты 
здесь весьма расплывчаты и противоречивы. 
Ещё более неопределённо время действия 
героических песней ("славное далёкое 
прошлое"), нет ясного разграничения 
между мифологическими изначальными временами 
и героической эпохой; герои часто действуют 
одновременно (хотя их исторические прототипы 
жили в разное время) и т. д.
В ряде существенных 
моментов граница между мифом 
и эпосом оказывается расплывчатой 
или вовсе исчезает. Многие роды 
скандинавских германских королей 
и знати восходят к асам (таковы 
генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов, 
англосаксонских королевских династий). 
Героев, павших на поле боя, принимает 
в своём чертоге вальхалле Один; возлюбленными 
героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто 
бывают валькирии. И германская мифология, 
и эпос проникнуты своеобразным трагизмом: 
все герои эпоса гибнут, по большей части 
страшной смертью, которую они, как правило, 
смело принимают, а в ряде случаев идут 
ей на встречу (Брюнхильд, Сигню, Гуннар, 
Хёгни); в мифологической эсхатологической 
концепции мир движется к "сумеркам" 
и асы знают о своей неминуемой гибели 
и её причине– нарушении данных ими обетов. 
Мотив нарушения клятв – один из ведущих 
и в героическом эпосе: Сигурд, бургунды 
–Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают 
именно из-за несоблюдения торжественно 
взятых клятв. Общим для мифа и героического 
эпоса было и понимание судьбы. Правда, 
ссылки на судьбу, норн и т. п. становятся 
особенно частыми в поздних записях эпических 
произведений, где они, возможно, уже лишаются 
прежнего значения, однако предсказание 
грядущих судеб героев принципиально 
важны для героических сказаний.
Проблема соотношения 
мифа и эпоса в германской традиции 
находит разное научное разрешение. 
Попытки натурмифологической школы 
первой половины 19 века сблизить героические 
персонажи с мифом путём истолкования 
их в качестве символов и аллегорий 
природных явлений (напр. , трактовка 
эпоса о Сигурде как солярного мифа) давно 
оставлены наукой. Реакция на произвольные 
интерпретации натурмифологов выразилась, 
в частности, в том, что эпос последовательно 
демифологизировался: фигурирование в 
нём Одина и других мифологических персонажей 
было сочтено позднейшими "романтическими" 
добавлениями, изображение богов в виде 
основателей королевских династий–учёным 
эвгемеризмом средних веков. Сказалась 
и тенденция видеть в героической поэзии 
исключительно продукт индивидуального 
письменного творчества. Между тем архаика 
ряда мотивов героического эпоса вне сомнений: 
детство героя (отсутствие у него родителей, 
как в одной из ранних версий сказания 
о Сигурде–жизнь его в лесу и воспитание 
кузнецом-колдуном), борьба героя с драконом 
или с иным чудовищем (Беовульф, Сигмунд, 
затем Сигурд); добывание чудесных предметов 
(меча, плаща-невидимки и т. п. ); героическое 
сватовство к деве-богатырше (Брюнхильд), 
сопровождающееся испытаниями ловкости, 
силы и отваги; обмен героев (Гуннара и 
Сигурда) обличьями и оборотничество (напр. 
, превращение Фафнира в дракона); пробуждение 
героем спящей девы (валькирии), тема золотого 
клада (золото нибелунгов–нифлунгов), 
роль живых существ (конь, птицы) и неодушевлённых 
предметов (меч, копьё) в судьбе героя и 
т. п. Современные неомифологи (О. Хёфлер, 
Ф. Р. Шрёдер, Я. де Фрис, К. Хаук, Ж. Дюмезиль) 
склонны искать истоки эпических сюжетов 
в сфере мифа, но не природного, как учёные 
начала 19 века, а в ритуально-мифологических 
архетипах, в обряде и культе. Они видят 
в героическом эпосе центральное звено 
коллективного сознания эпохи, начинавшегося 
высвобождения человека из "первобытной 
сакральной связанности", когда миф 
сохранял свою жизненную эффективность, 
но "уже приобретало свои права земное 
и человеческое" (Шрёдер)–в этой "пограничной 
зоне" мифологические сюжеты и сцены 
культовых действий и игр сливались воедино 
с историческими преданиями, круг коллективных 
культовых представлений, лежащий в основе 
мифа, оплодотворил и героический эпос. 
Исходя из этой концепции, неомифологи 
интерпретируют эпические сюжеты и мотивы: 
поединок героя с драконом возводят к 
деяниям бога, который преодолевает хаос, 
дабы создать космос; исток мотива борьбы 
между отцом и сыном ("Песнь о Хильдебранде") 
усматривают в мифе о боге, убивающем собственного 
сына (Один–Бальдра); стремятся проследить 
отражение древнегерманского культа и 
ритуала в эпосе о Хельги; утверждают, 
что герой эпоса Дитрих Бернский (его исторический 
прототип–остготский король Теодорих) 
уже при жизни был обожествлён и считался 
воплощением Водана, а после своей смерти 
выступал в роли предводителя "дикой 
охоты" (войска мёртвых), то есть историческое 
лицо сделалось персонажем героического 
эпоса посредством перехода в сферу мифического 
и культового. Построения неомифологов 
в ряде пунктов не выдерживают критической 
проверки и встречают обоснованные возражения 
исследователей–Г. Куна, К. фон Зе и ряда 
других учёных. Вместе с тем вряд ли можно 
полностью отрицать связь между героическим 
эпосом и ритуалом. Например, ритуальные 
истоки можно усмотреть, по-видимому, в 
казни, учинённой Атли над Гуннаром и Хёгни 
("Старшая Эдда", "Песнь об Атли"), 
в убийстве Гудрун собственных сыновей, 
в некоторых эпизодах сказания о Хаддинге, 
в добровольном расставании с жизнью Брюнхильд 
("Краткая песнь о Сигурде", "Поездка 
Брюнхтльд в Хель"), Сигню ("Сага о 
Вёльсунгах") и, возможно, Гудрун (в версиях, 
предшествовавших циклизации песней)–все 
эти героини, осуществив месть, погибают 
в жертвенном пламени костра. Здесь речь 
идёт лишь о гипотетической ритуальной 
основе этих мотивов–в песнях они включены 
уже в иной контекст повествований о родовой 
вражде и кровной мести, с новыми мотивировками 
и частично психологизированы. В крупнейшем 
и наиболее популярном памятнике германского 
эпоса–"Песни о нибелунгах" повествование 
переосмыслено в духе куртуазно-рыцарской 
поэзии и почти не сохранила следов древней 
мифологии. "Песнь о нибелунгах" стала 
предметом многочисленных переработок, 
источником поэтических тем и мотивов 
более позднего времени.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Германо-скандинавская мифология (древнегерманская 
мифология, скандинавская мифология) — 
мифология германских племён, формировавшаяся с V века до н. э. до принятия христианства.
Основным источником сведений о 
ней являются тексты поэтической 
«Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона XII века н. э.
Примерно в то же время датский 
хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты. 
Ценные сведения о древнегерманской мифологии 
имеются в «Германии» Тацита.
 
МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА:
 
  - Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
 
  - Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
 
  - Велтиезмир — животное-мир.
 
  - Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
 
  - Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
 
  - Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
 
  - Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
 
  - Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
 
  - Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
 
  - Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
 
  - Рататоск — белка Рататоск, связующее звено, посредник.
 
  - Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
 
  - Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
 
  - Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
 
  - Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
 
  - Тангиост и Тангризнир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
 
  - Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
 
  - Утбурд — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
 
  - Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
 
  - Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
 
  - Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
 
  - Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
 
  - Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
 
  - Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
 
  - Эйктюрнир — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
 
  - Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.
 
 
 
 
 
Герои, конунги 
и другие люди
 
  - Гюльви, Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
 
  - Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
 
  - Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
 
  - Вольсунг — сын короля франов Рерира, данный ему асами.
 
  - Кримхильда — супруга Зигфрида.
 
  - Манн — первый человек, прародитель германских племён.
 
  - Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
 
  - Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
 
  - Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
 
  - Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
 
  - Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
 
  - Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
 
  - Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).