Мифология оказала
существенное влияние на германский
героический эпос. Наиболее ранние
из сохранившихся произведений героического
эпоса– англосаксонские поэмы "Беовульф"
(возникла в кон. 7 – нач. 8 вв. ), "Битва
при Финсбурге" (9 в. ), "Висдид",
"Жалобы деора" (обе –10 в. ); немецкие
"Песнь о Хильдебранде" (нач. 9 в. ),
"Вальтарий" (9 в. ); главный массив
записей героического эпоса датируется
13 в. : немецкая "Песнь о нибелунгах",
героические песни "Старшей Эдды"
(песни о Вёлунде, Хельги, Сигурде, Гудрун,
Брюнхильд, Атли, Хамдире) и раздел "Язык
поэзии" в "младшей Эдде", норвежские
"Сага о Вёльсунгах" и "Сага о Тидреке"
и др. ; греческие сказания излагались
и в "сагах о древних временах"–сохранившихся
("Сага о Хрольве Жердинке"), либо
утраченных, но использованных средневековыми
авторами ("Сага о Скьёльдунгах"),
в народных балладах позднего средневековья
и др. Героями эпоса являются персонажи
как вымышленные, так и восходящие к историческим
прототипам, но от последних в эпосе сохранены
лишь имена, а события, с которыми они были
связаны в действительной истории, представлены
в виде родовых междоусобиц и личных конфликтов
и обросли фантастическими элементами.
В "Старшей Эдде" песни о героях довольно
чётко определены от песней о богах. Асы,
как правило, непосредственно не вмешиваются
в жизнь героев, и если место действия
в мифологических песнях–Асгард либо
Ётунхейм (страна великанов), но не мир
людей, то подвиги и злодеяния, являющиеся
сюжетами героического эпоса, совершаются
на Рейне, в державе гуннов, в готском королевстве,
хотя топографические и этнические координаты
здесь весьма расплывчаты и противоречивы.
Ещё более неопределённо время действия
героических песней ("славное далёкое
прошлое"), нет ясного разграничения
между мифологическими изначальными временами
и героической эпохой; герои часто действуют
одновременно (хотя их исторические прототипы
жили в разное время) и т. д.
В ряде существенных
моментов граница между мифом
и эпосом оказывается расплывчатой
или вовсе исчезает. Многие роды
скандинавских германских королей
и знати восходят к асам (таковы
генеалогии Инглингов, Скьёльдунгов, Вёльсунгов,
англосаксонских королевских династий).
Героев, павших на поле боя, принимает
в своём чертоге вальхалле Один; возлюбленными
героев (Сигурда, Хельги, Вёлунда) часто
бывают валькирии. И германская мифология,
и эпос проникнуты своеобразным трагизмом:
все герои эпоса гибнут, по большей части
страшной смертью, которую они, как правило,
смело принимают, а в ряде случаев идут
ей на встречу (Брюнхильд, Сигню, Гуннар,
Хёгни); в мифологической эсхатологической
концепции мир движется к "сумеркам"
и асы знают о своей неминуемой гибели
и её причине– нарушении данных ими обетов.
Мотив нарушения клятв – один из ведущих
и в героическом эпосе: Сигурд, бургунды
–Гьюкунги, Атли и другие персонажи погибают
именно из-за несоблюдения торжественно
взятых клятв. Общим для мифа и героического
эпоса было и понимание судьбы. Правда,
ссылки на судьбу, норн и т. п. становятся
особенно частыми в поздних записях эпических
произведений, где они, возможно, уже лишаются
прежнего значения, однако предсказание
грядущих судеб героев принципиально
важны для героических сказаний.
Проблема соотношения
мифа и эпоса в германской традиции
находит разное научное разрешение.
Попытки натурмифологической школы
первой половины 19 века сблизить героические
персонажи с мифом путём истолкования
их в качестве символов и аллегорий
природных явлений (напр. , трактовка
эпоса о Сигурде как солярного мифа) давно
оставлены наукой. Реакция на произвольные
интерпретации натурмифологов выразилась,
в частности, в том, что эпос последовательно
демифологизировался: фигурирование в
нём Одина и других мифологических персонажей
было сочтено позднейшими "романтическими"
добавлениями, изображение богов в виде
основателей королевских династий–учёным
эвгемеризмом средних веков. Сказалась
и тенденция видеть в героической поэзии
исключительно продукт индивидуального
письменного творчества. Между тем архаика
ряда мотивов героического эпоса вне сомнений:
детство героя (отсутствие у него родителей,
как в одной из ранних версий сказания
о Сигурде–жизнь его в лесу и воспитание
кузнецом-колдуном), борьба героя с драконом
или с иным чудовищем (Беовульф, Сигмунд,
затем Сигурд); добывание чудесных предметов
(меча, плаща-невидимки и т. п. ); героическое
сватовство к деве-богатырше (Брюнхильд),
сопровождающееся испытаниями ловкости,
силы и отваги; обмен героев (Гуннара и
Сигурда) обличьями и оборотничество (напр.
, превращение Фафнира в дракона); пробуждение
героем спящей девы (валькирии), тема золотого
клада (золото нибелунгов–нифлунгов),
роль живых существ (конь, птицы) и неодушевлённых
предметов (меч, копьё) в судьбе героя и
т. п. Современные неомифологи (О. Хёфлер,
Ф. Р. Шрёдер, Я. де Фрис, К. Хаук, Ж. Дюмезиль)
склонны искать истоки эпических сюжетов
в сфере мифа, но не природного, как учёные
начала 19 века, а в ритуально-мифологических
архетипах, в обряде и культе. Они видят
в героическом эпосе центральное звено
коллективного сознания эпохи, начинавшегося
высвобождения человека из "первобытной
сакральной связанности", когда миф
сохранял свою жизненную эффективность,
но "уже приобретало свои права земное
и человеческое" (Шрёдер)–в этой "пограничной
зоне" мифологические сюжеты и сцены
культовых действий и игр сливались воедино
с историческими преданиями, круг коллективных
культовых представлений, лежащий в основе
мифа, оплодотворил и героический эпос.
Исходя из этой концепции, неомифологи
интерпретируют эпические сюжеты и мотивы:
поединок героя с драконом возводят к
деяниям бога, который преодолевает хаос,
дабы создать космос; исток мотива борьбы
между отцом и сыном ("Песнь о Хильдебранде")
усматривают в мифе о боге, убивающем собственного
сына (Один–Бальдра); стремятся проследить
отражение древнегерманского культа и
ритуала в эпосе о Хельги; утверждают,
что герой эпоса Дитрих Бернский (его исторический
прототип–остготский король Теодорих)
уже при жизни был обожествлён и считался
воплощением Водана, а после своей смерти
выступал в роли предводителя "дикой
охоты" (войска мёртвых), то есть историческое
лицо сделалось персонажем героического
эпоса посредством перехода в сферу мифического
и культового. Построения неомифологов
в ряде пунктов не выдерживают критической
проверки и встречают обоснованные возражения
исследователей–Г. Куна, К. фон Зе и ряда
других учёных. Вместе с тем вряд ли можно
полностью отрицать связь между героическим
эпосом и ритуалом. Например, ритуальные
истоки можно усмотреть, по-видимому, в
казни, учинённой Атли над Гуннаром и Хёгни
("Старшая Эдда", "Песнь об Атли"),
в убийстве Гудрун собственных сыновей,
в некоторых эпизодах сказания о Хаддинге,
в добровольном расставании с жизнью Брюнхильд
("Краткая песнь о Сигурде", "Поездка
Брюнхтльд в Хель"), Сигню ("Сага о
Вёльсунгах") и, возможно, Гудрун (в версиях,
предшествовавших циклизации песней)–все
эти героини, осуществив месть, погибают
в жертвенном пламени костра. Здесь речь
идёт лишь о гипотетической ритуальной
основе этих мотивов–в песнях они включены
уже в иной контекст повествований о родовой
вражде и кровной мести, с новыми мотивировками
и частично психологизированы. В крупнейшем
и наиболее популярном памятнике германского
эпоса–"Песни о нибелунгах" повествование
переосмыслено в духе куртуазно-рыцарской
поэзии и почти не сохранила следов древней
мифологии. "Песнь о нибелунгах" стала
предметом многочисленных переработок,
источником поэтических тем и мотивов
более позднего времени.
Германо-скандинавская мифология (древнегерманская
мифология, скандинавская мифология) —
мифология германских племён, формировавшаяся с V века до н. э. до принятия христианства.
Основным источником сведений о
ней являются тексты поэтической
«Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» С. Стурлусона XII века н. э.
Примерно в то же время датский
хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передаёт многие мифологические сюжеты.
Ценные сведения о древнегерманской мифологии
имеются в «Германии» Тацита.
МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА:
- Аудумла — одно из первых живых существ, корова, вместе с великаном Имиром возникшая из инея и вскормившая Имира своим молоком.
- Вайделоты — жрецы-хранители легенд и преданий.
- Велтиезмир — животное-мир.
- Гарм — чудовищный пёс, охранявший мир мёртвых.
- Гульфакси — вороной жеребец Грунгнира, был подарен Тором своему сыну, Магни.
- Гутгин — домовой, оказывающий мелкие услуги хозяевам дома.
- Ёрмунганд — мировой змей, опоясывающий Мидгард (Мидгардский змей), порождение Локи.
- Зелигены — духи — покровители лесов и их жителей; представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.
- Квасир — карлик, родившийся из слюны асов и ванов, обладал необычайной мудростью.
- Нидхёгг — чёрный дракон, подъедающий корни дерева Иггдрасиль.
- Рататоск — белка Рататоск, связующее звено, посредник.
- Рюбецаль — горный дух-повелитель гномов, обладает даром перевоплощения.
- Сехримнир — вепрь, которого каждый день забивают в Вальхалле и каждый день он возрождается снова.
- Скинфакси — конь, запряжённый в колесницу Соль, возит солнце.
- Слейпнир — волшебный восьминогий конь бога Одина, сын Локи.
- Тангиост и Тангризнир — два волшебных козла, которых запрягает в свою колесницу Тор; они никогда не устают и мчатся быстрее самых резвых лошадей.
- Тьяльви — слуга Тора и его спутник в боевых походах.
- Утбурд — злые духи младенцев, которых бросили умирать.
- Фафнир — дракон, охранявший сокровища Нибелунгов; убит Зигфридом (Сигурдом).
- Фенке — лесные великаны, владеющие магией и враждебно настроенные к людям.
- Фенрир (Фенрис) — гигантский волк, дитя Локи и великанши Ангрбоды; асы сковали его, но во время Рагнарека он вырвется на свободу, проглотит солнце, убьёт Одина, но погибнет и сам.
- Хейдрун — коза, которая доится мёдом, который пьют эйнхерии.
- Хольда (фрау Холле) — старуха-волшебница, в рождественские ночи принимающая участие в Дикой охоте, наказывающая плохих людей и приносящая подарки хорошим.
- Хримфакси — конь, запряжённый в колесницу Мани, возит луну.
- Эйктюрнир — олень, который вместе с козой Хейдрун обитает в Вальхалле. Его рога дают начало 36 рекам (по 12 рек на Асгард, мир людей и царство мертвых).
- Эйнхерии — павшие воины, взятые в дружину бога Одина.
Герои, конунги
и другие люди
- Гюльви, Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
- Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
- Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
- Вольсунг — сын короля франов Рерира, данный ему асами.
- Кримхильда — супруга Зигфрида.
- Манн — первый человек, прародитель германских племён.
- Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
- Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
- Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
- Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
- Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
- Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
- Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).