Милетская школа: основание материализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:57, контрольная работа

Описание работы

Первой школой древнегреческой философии считают Милетскую школу. Сведений о ней сохранилось не так уж много, однако, и того, что известно о трех ее представителях Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене - достаточно, чтобы оценить роль мыслителей - милетцев в том духовном перевороте, результатом которого, собственно, и стало формирование в Элладе философской традиции. Правда, далеко не обо всем в мировоззрении милетцев мы можем судить достоверно. И прежде всего потому, что философию милетской школы уже в древности было принято рассматривать как начало, исходный пункт всей античной философии.
Целью работы является анализ Милетской школы и ее значения в становлении античной философии.

Файлы: 1 файл

моя контрольная работа.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Вх.___________

Дата__________

Ответственный____________

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФГУ ОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

 

Специальность - ____Менеджмен_______

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине _________Философия_____________________________

тема ___________Милетская школа: основание материализма________

 

 

 

         Проверил:                                                            Выполнил:   

_____________________                                    Студент: Титков А.А_____

        (заметка о зачете)

Рецензент:                                                           Шифр: 1217-пМНб-1162__

_____________________

                (подпись)

_____________________ 

                (подпись)

Калининград 2013

Содержание

Введение 

1.Милетская  школа и ее представители

1.1. Фалес Милетский

1.2. Анаксимандр

1.3. Анаксимен

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Античная философия - во многих  отношениях уникальное явление.  С возникновением философии связывают одну из самых значительных духовных революций, пережитых человечеством. Дело в том, что именно тогда человек начал по-новому относиться к познанию мира вокруг себя, и результатом такого познавательного отношения стало формирование философии.

          Первой школой древнегреческой философии считают Милетскую школу. Сведений о ней сохранилось не так уж много, однако, и того, что известно о трех ее представителях Фалесе, Анаксимандре и Анаксимене - достаточно, чтобы оценить роль мыслителей - милетцев в том духовном перевороте, результатом которого, собственно, и стало формирование в Элладе философской традиции. Правда, далеко не обо всем в мировоззрении милетцев мы можем судить достоверно. И прежде всего потому, что философию милетской школы уже в древности было принято рассматривать как начало, исходный пункт всей античной философии.

       Целью  работы является анализ Милетской  школы  и ее значения в  становлении античной философии.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Милетская школа и её представители.

        Становление собственной греческой философии происходит в 7 в до н.э . Это столетие ознаменовано важными революционными процессами, переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, законодатели, художники, которые в своей деятельности выражали интересы нового общества. Они известны как «7 мудрецов». Среди них- основатель милетской философской школы Фалес.

       Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые был сознательно поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания(как теоретического ,так и практического),главный интерес всех представителей школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос «О Сущности мира». И хотя отдельные представители школы решают этот вопрос по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

      Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с тем еще не ставился вопрос о взаимодействии материального и духовного принципов. Вместе со стихийным материализмом проявляется и

«наивная» диалектика (развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости). При помощи диалектики милетские представители стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На основной вопрос о первооснове мира они давали вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

 

1.1.Фалес Милетский

       Первый из милетских философов был Фалес из Милета- жил приблизительно в 640-562 гг. до н.э. Происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности. Это стало возможным благодаря развитию Милета. Сам Фалес много путешествовал и собирал все доступные сведения м и знания. Вавилонское образование дало ему возможность познакомится с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной  является мысль Фалеса о разделении « небесной сферы».

Она делится  на 5 полос:

1)Арктической (она постоянно видима);

2)Летняя тропическая;

3)Равноденствия;

4)Зимняя тропическая;

5)Антарктическая (постоянно невидимая).

       Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только принимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему. Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. Он определил условия подобия треугольников.

       Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

      Основой всего Фалес считал Воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное ,текущее сосредоточение материи .Согласно Фалесу, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии.

      С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы, связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде.

       Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде.

      Как видно, материалистические взгляды Фалеса были связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Но Фалес, однако, не избегал практики.

     Значение  Фалеса для развития мировой философской  мысли прежде всего заключалось в том, что он впервые поставил вопрос, в котором выразил основную задачу философского знания: “Что есть все?” Этот вопрос уже во времена античности стал главным для философов.

       Когда  говорят о философии Фалеса, чаще  всего имеют в виду его космологическую  концепцию. По дошедшим до нас сведениям, мы можем выделить три основные составляющие этой концепции:

       1) Начало  всего есть вода.

       2) Земля  плавает на воде, подобно  куску  дерева.

       3) Все  в мире одушевлено.

       Фалес  утверждал, что “семена и зерна  всего сущего имеют влажную природу”, что все произошло из воды. Здесь можно заметить определенную связь с мифологическими представлениями Гомера, который началом мира считал Океан. Однако у Фалеса вода теряет свое чисто мифологическое значение. Не существо, не личность (гомеровский Океан) рождает мир. Вода — это своего рода первоматерия, обладающая вещественными характеристиками, свойствами естественного материального объекта.

       В то же время Фалес признает  и наличие  богов. Но он  считает, что боги существуют  не на далеком заоблачном Олимпе, а в самой природе, ибо по  его мнению все в мире “полно  богов”. Даже магнит обладает  божественной душой, благодаря  чему и притягивает к себе железо.

       Учение  Фалеса исторически стало  первым философским учением, объясняющим  процессы возникновение и существования  мира естественными причинами.

       Итак, первоначалом сущего Фалес  считал воду. Вода — вполне  вещественное, то есть материальное первоначало. Но очевидно, что на вопрос о том, что первично в мироздании, можно дать и диаметрально противоположный ответ: первичным является что-то духовное — мысль, идея, Бог. Поэтому философские системы можно разделить на два типа мысли — материализм и идеализм. Материализм (от латинского слова «materialise — вещественный) — направление в философии, признающее первоосновой всего существующего материю — независимую от человека и любого сознания реальность. Материализм считает, что материя вечна и является источником всего, что нас окружает. Идеализм (от греческого слова «idea» — идея) — направление в философии, сторонники которого признают первичным, исходным дух, сознанию, идею. В каком-то смысле всю историю философии можно представить как своеобразный диалог, спор сторонников материализма и идеализма.

           И хотя сам термин «материализм»   был введен много позже, в  XVII в., уже начало античной философии  было близко к материализму. Вместе  с тем, Фалес был человеком  своего времени, а значит, его взгляды не были свободны от привычного мифологического истолкования мира. Он был уверен, что мир, возникший из воды, все же «полон богов», все предметы одушевлены, и даже сама вода — разумна. Поэтому первые философские концепции не были в чистом виде ни материалистическими, ни идеалистическими, — здесь размежевание между данными направлениями в философии еще не произошло, и мы можем говорить лишь о тенденции к материализму или идеализму. Милетская , школа, в этом смысле, явно тяготела к материализму.

 

1.2.Анаксимандр

         Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-545 до н.э). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Он был учеником Фалеса.

        По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он, прежде всего ,изучал природу. У него можно найти мысли ,которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии. В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и не удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключена мысль-зародыш геоцентрического воззрения на вселенную. Он также говорит, что Земля находится в вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

       Так же как и Фалес, Анаксимандр ставит вопрос о начале мира. Он утверждал, что первоначалом и основой является нечто беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным. Таким образом ,Анаксимандр предложил свое архэ и ушел от материальной определенности Фалеса- Воды.

      Его архэ характеризуется как нечто безграничное, неопределенное.

      У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает- проблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали ,выходили на сушу и, когда покров ломался жили еще краткое время .Способность жизни здесь приписывается непосредственно определенному виду материи. Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как Гилозоизм (от греч. Материя, жизнь). Согласно ему вся материя живая.

      Следующим проявлением материализма является то, что Анаксимандр к естественному ряду животных относит и человека. Он говорил: «Вначале человек родился от животного другого вида».

      Мысли Анаксимандра, таким образом, углубляют материалистические положения милетской школы.

       Анаксимандр - чрезвычайно любопытная  фигура в  научном отношении.  Говорят, что он первым из  людей сделал карту. Он утверждал,  что Земля имеет форму цилиндра. До нас дошли разнообразные  свидетельства, согласно которым  он считал Солнце то равным по размерам Земле, то превосходящим ее по величине в двадцать семь или двадцать восемь раз.

 

                      1.3.Анаксимен

        Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 до н.э). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Это и было новым мировоззрением, которое возникает в борьбе против старого религиозно- мифологического. Именно поэтому представители милетской школы считают объяснение природных явлений важной задачей и прилагают в этом направлении много усилий.

     С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос о первоисходной причине бытия и действия, о том, что является Основой мира.

    Он, как и предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает – Воздух. Но не просто воздух, а неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры- тучи - воду- землю - камни.

Информация о работе Милетская школа: основание материализма