Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 22:46, реферат
I. Рождение европейской философии. 1
2. Что есть всё? 3
3. «Мир полон богов» 9
4. Заслуги философов из Милета 12
… все вещи внутри Зевса вновь сотворились.
И просторы эфира, и неба блестящие выси,
И беспредельного моря, земли всеславной основа,
И Океан великий, и Тартар земли преисподний,
Также и реки, и Понт безграничный, и всё остальное,
Все бессмертные боги блаженные, да и богини,
Всё, что было тогда, и всё, чему быть предстояло,
Стало одно, в чреве Зевса слилось воедино.37
Весь мир отныне представляет собой тело Зевса. Небо - это его голова; звёзды - золотые волосы; Солнце и Луна - глаза; воздух - плечи, грудь, спина; земля - его чрево; море - пах; недра Земли, Тартар - ноги. Есть и другие боги, но они - порождение Зевса так же, как и материальные предметы - Земля, небо, вода и всё остальное.
Милетские философы и религиозные мистики, таким образом, представляли картину мира в сходных чертах. Но к одинаковым выводам они пришли разными путями, в чём заключается их различие. Одни шли путём поэтического откровения, другие - размышлений и доказательств.
Всех больше сходства с мистическими учениями орфиков из милетских мыслителей наблюдается у Анаксимандра, которого, как уже говорилось выше, многие современные исследователи склонны считать первым европейским учёным. Его первоэлемент, который он наградил эпитетом апейрон, невозможно различить с помощью органов чувств, он лишь умопостигаем, а потому сверхъестественен и призван быть божественным. Апейрон - это более чистая, более высокая материя по сравнению со всеми четырьмя элементами, с которыми сталкиваются люди. Все материальные вещества, выделяясь из апейрона, совершают как бы грехопадение, а потому призваны через отведённый им срок погибнуть и вернуться к своему первоначалу. Источник подобных мыслей обнаруживается в орфическом культе Диониса Загрея. Согласно им, бог Дионис, которому Зевс передал верховную власть, посмотрел в зеркало и «увидев в нём своё отображение, … выступил из самого себя и изошёл во всё разделённое на индивидуальные вещи творение». Или же, Дионис последовал за своим отображением в зеркале и «таким образом раздробился на Вселенную, а Аполлон его собирает воедино и восстанавливает», отвращая «его от выступления в титаническое множество … и блюдущего его непорочную чистоту в единении»38. То есть весь материальный мир имеет божественное происхождение, всё появилось из тела бога и к нему же вернётся. Параллели между верованиями орфиков и учением Анаксимандра очевидны. Позднее это учение восприняли и развили неоплатоники и Николай Кузанский: бог, занимаясь самопознанием, видоизменяет себя и создаёт всё многообразие материального мира.
Таким образом, черпая идеи в первобытных фетишистских и анимистических верованиях, в религиозно-мистических учениях, мыслители из Милета создали пантеистическую картину мира, прокладывая дорогу для дальнейшего развития как материалистических, так и идеалистических представлений.
С высоты дня сегодняшнего все высказывания первых греческих философов напоминают детский лепет. Современный человек мало что может в них почерпнуть для себя. Он может лишь снисходительно посматривать на древних мыслителей, как на малых детей: вот это слово у них похоже на наше, другое - пока ещё бессмысленный лепет, который с возрастом пройдёт, третье - в общем-то, правильно, но ещё есть над чем поработать. Но, несмотря на всё это, учения милетских философов легли в сокровищницу европейской культуры. Они бесконечно нам дороги, как фотографии детских лет. Как бы далеко не ушла в своём развитии наука с тех далёких пор, каких бы высот не достигла философия, нельзя забывать, что ничего этого не было бы без самых первых, порой не всегда удачных шагов.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. (Далее: Фрагменты…) Стр.104
2 Аристотель. Метафизика, I, 3, 983 b 18.
3 Тэйлор Э. Первобытная культура. Т. 1-2, СПб., 1896-1897.
4 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., изд-во «Мысль», 1998 (далее: Диоген…, стр. 61: «По одному мнению, от него не осталось ни одного сочинения.… По другому же мнению, он написал только две книги: «О солнцестоянии» и «О равноденствии», считая остальное непостижимым».
5 Дрэпер Д.В. История умственного развития Европы. СПб., 1901. Т. 1.
6 Фрагменты…. Стр. 109
7 Ипполит. Опровержение всех ересей, I, 1 //Фрагменты…. Стр. 109.
8 Гераклит - Аллегорист. Гомеровские вопросы, 22 // Фрагменты…. Стр. 110.
9 Симпликий. Комм. к «Физике», 23, 21 // Фрагменты…. Стр. 110.
10 Мнения философов, I, 3 // Фрагменты…. Стр. 109.
11 Там же.
12 Гомер. Илиада, XIV, 201.
13 Ахилл. Введение к «Феноменам» Арата, 4 // Фрагменты…. Стр.128.
14 Таннери П. Первые шаги греческой науки. СПб., 1902. Стр. 93-101.
15 Руфин. Recognition., X, 30 // Фрагменты…. Стр. 62-63.
16 Апион у Климента Римского. Гомилии, VI, 6-8// Фрагменты…. Стр. 63-64.
17 Священные сказания в 24 рапсодиях // Фрагменты …. Стр. 54.
18 Современные зарубежные исследования по античной философии. М., 1978. Стр. 54.
19 Мнения философов, II, 11. 1 // Фрагменты…. Стр. 131.
20 Там же, II, 22, 1 // Фрагменты…. Стр. 132.
21 Симпликий. Комм. к «Физике», 24, 26 // Фрагменты…. Стр. 129.
22 Псевдо-Плутарх. Строматы, 3 // Фрагменты…. Стр. 130.
23 Ипполит. Опровержение всех ересей. I, 7, 1 // Фрагменты…. Стр. 130.
24 Аристотель. О небе, II, 13, 294 b 13.
25 Плутарх. О первичном холоде, 7 947 F // Фрагменты…. Стр. 134.
26 Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., «Высшая школа», 1981. Стр. 125.
27 Диоген …. Стр. 65.
28 Мнения философов, IV, 2, 1 // Фрагменты …. Стр. 114: «Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией». См. также: Аристотель. О душе, A 2. 405a 19.
29 Плутарх. Пир семи мудрецов, 158 С // Фрагменты …. Стр. 111.
30 Мнения философов, I, 7, 11 // Фрагменты …. Стр. 114
31 Апоний. Толкование на «Песнь песней», V // Фрагменты …. Стр. 114-115.
32 Аристотель. О рождении животных, III, 11. 762a 18-21.
33 Аристотель. Физика, Г 4. 203 b 4.
34 Цицерон. О природе богов, I, 10, 26.
35 Августин. О Граде Божьем, VIII, 2 // Фрагменты …. Стр. 131.
36 Цицерон. О природе богов, I, 10, 25; Мнения философов, I, 7, 12 // Фрагменты …. Стр. 123-124.
37 Фрагменты …. Стр. 54.
38 Фрагменты …. Стр. 58-59.