Милетская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

Милетская школа – наиболее известная ранняя философская школа Древней Греции. Первая наивно-материалистическая и стихийно-диалектическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, появляется в 6 веке до н.э. в процветающем экономическом центре Ионии, находящемся в процессе становления, в городе Милете. Бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торгово-промышленного класса, который, окрепнув экономически, завоевал основные позиции в политической жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее традиционные представления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Фалес……………………………………………………………………………………5
Фалес как учённый………………………………………………………………………………6
Фалес как философ………………………………………………………………………………7
Глава 2. Анаксимандр…………………………………………………………………………...8
Апейрон………………………………………………………………………………………..…8
Анаксимандр как учённый……………………………………………………………………..11
Глава 3. Анаксимен……………………………………………………………………………12
Апейрон как воздух…………………………………………………………………………….12
Научные догадки……………………………………………………………………………….13
Глава 4. Философия Демокрита……………………………………………………………….14
Глава 5. Учение Эпикура………………………………………………………………………16
Глава 6. Французский материализм XVIII века………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Литература………………………………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

рЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ.docx

— 46.94 Кб (Скачать файл)

К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: «Живи уединённо!».

 

 

 

 

 

 

     Глава 6. Французский материализм XVIII века

 Новая историческая ступень в развитии материалистической философии. Он существенно отличался от ближайших предшествующих материалистических учений. Если английские материалисты XVIII в. ориентировали свою философию на аристократию, т.е. их учение предназначалось для избранных, а Б. Спиноза писал свои сочинения на латинском языке, недоступном для широких масс, то французские (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах) несли свои идеи в широкие круги городского общества. В отличие от своих предшественников французские материалисты излагали свои философские взгляды не в форме ученых трактатов и специальных статей, а преимущественно в широко доступных изданиях — в словарях, энциклопедиях, памфлетах, полемических статьях. Во всех этих изданиях к мастерству изложения присоединяется сила нравственного убеждения и публицистического негодования.

Кроме того, французские  философы имели возможность использовать достижения английских просветителей. Теоретическим источником французского материализма был не только материализм  англичан Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Толанда, ной механистический материализм физики Р.Декарта и материалистические идеи Б. Спинозы.

Для материалистов XVIII в. главной научной опорой были не только механика и астрономия, но и медицина, физиология и биология. Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и учения о человеке и обществе.

Зачинатель французского материализма XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри (1709— 1751) в общей форме высказал, почтя все идеи, которые впоследствии были развиты, обогащены, конкретизированы К. А. Гельвецием, Д. Дидро, П. Гольбахом. Каковы же эти идеи?

Ламетри доказывал, что всякая форма неотделима от материи и всякая материя связана с движением. По его мнению, субстанция, в конечном счете, сводится к материи, которая находится в движении и обладает способностью к чувственности и ощущению. Вопреки мнению Р. Декарта, Ж. Ламетри не ограничился доказательством одушевленности животных, но вместе с тем указывал на материальный характер самой их одушевленности. Все наши ощущения, считал он, обусловлены связью чувства - с помощью нервов — с материальным веществом мозга.

 Ламетри лишь наметил ряд основных материалистических идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Основные труды Ж. Ламетри: "Трактат о душе", "Человек-машина'', "Человек-растение" и др.

Наиболее систематическим  пропагандистом философских идей французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789). Самым крупным из его сочинений  является трактат "Система природы" (1770). Главная его идея — мысль  о сводимости всех явлений природы  к различным формам движения материальных частиц. Излагая свои материалистические взгляды на природу, П.Гольбах последовательно  опровергает все богословские и  идеалистические предрассудки о  характере действующих в природе  сил и об их причинах.

По Гольбаху, основу всех процессов природы составляет материя. Материя вечно движется. Движение — способ существования материи. При этом движение он понимал, подобно  Толанду, как самодвижение, т.е. движение под воздействием внутренних причин. Абсолютного покоя нет, он относителен. Сущность природы заключается в том, чтобы действовать. Над всеми связями причин и действий в природе господствует строжайшая необходимость. Положение о необходимости П. Гольбах распространяет и на человека, и на возникновение всех его ощущений и представлений. Однако его учение о необходимости и причинности основано на механическом материализме. О существовании особой закономерности и необходимости, порождаемой возникновением общества, французские материалисты и не подозревали.

Так как в природе все  необходимо, то из этого тезиса П. Гольбах  выводит отрицание случайности  и приходит к фатализму. Из теории всеобщего детерминизма Гольбаха вытекает и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой  лишь нашу оценку необходимой и объективной  ситуации.

 

 

 

Заключение

Зародившиеся в Милетской  школе научные  и философские  идеи оказали большое влияние  на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции и всего мира. Поставленные Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом вопросы, заслуживали внимания, а их смелость воодушевила последующих исследователей.

С утратой Милетом (начало V в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами-ахеменидами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но нашли последователей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии, выводивший вслед за Анаксименом всё из воздуха и развивший идею множественности самих изменений. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие материалистической мысли Древней Греции (  Димакрит , Эпикур),Франции                       (Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах),Англии(Бекон),Германии                     (К. Маркс ,Ф.Энгельс),России (В.Ленин).

ВЫВОД

Подводя выводы, надо отметить особенности Милетской школы:

- ярко выраженный космоцентризм;

- материалистический монизм;

- повышенное внимание  к объяснению явлений окружающей  природы;

- поиск первоначала, породившего  все сущее;

- одушевление неживой  природы;

-тенденция стихийного  древнегреческого материализма  поисков естественных причин  явлений и вещей;

- доктринерский, недискуссионный  характер учений.

 

 

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.,1996.

Введение в философию: Учеб. для вузов в 2-х ч. Под общ. Ред. И.Т. Фролова. М.,1989.

Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для студентов технических  вузов. М.,2000.

Краткая философская энциклопедия. М.,1991.

Мир философии. Книга для  чтения. В 2-х ч. М.,1991.

Основы философии в  вопросах и ответах: Уч. пособие. М.,1997.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1997.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник  для вузов. М.,1998.

Философский энциклопедический  словарь. М.,1989.

 


Информация о работе Милетская школа