Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:29, статья
Соотношение мира человека и сотворённой им технической среды достаточно сложно. Мы остановимся на двух важнейших вопросах — на проблеме трансформации человеческой сущности, погружённой в пронизанное техникой бытиё, и на проблеме заменимости человека высокоорганизованной техникой. Рассмотрим каждую из названных тем подробно.
Мир техники
и мир человека: проблемы их соотношения
Соотношение мира
человека и сотворённой им технической
среды достаточно сложно. Мы остановимся
на двух важнейших вопросах — на
проблеме трансформации человеческой
сущности, погружённой в пронизанное
техникой бытиё, и на проблеме заменимости
человека высокоорганизованной техникой.
Рассмотрим каждую из названных тем подробно.
Проблема возвратного
влияния техники на социум становится
наглядной при анализе процесса
циркуляции человеческого содержания
в технике. Эта циркуляция может быть
описана формулой «человек — орудие —
человек». Для её расшифровки нужно обратиться
к понятиям «опредмечивания» и «распредмечивания».
Опредмечивание происходит в ходе создания
техники и заключается в запечатлении
в орудиях сущностных сил человека. Распредмечивание
— обратный процесс, характерный для стадии
использования техники новым субъектом.
Распредмечивание можно определить как
«прочтение», «разгадывание», перевод
заключенного в технике содержания на
язык общения. Решающий эту своеобразную
«обратную задачу» индивид ставит себя
на место практика — потребителя этой
техники (особенно интересен случай разрыва
непосредственной преемственности). Распредмечивание
обогащает человека социально-культурным
содержанием прошедших эпох; оно же создаёт
специфический модус общения, в котором
нужно отметить неизбежный элемент иерархичности
(от ученика к мастеру, от подсобного рабочего
к «рабочей аристократии»). Таким образом,
перед нами процедура «нахождения себя»
в инструменте; обратной стороной такого
согласования является приспособление
к форме и функциям данного орудия.
В заграничной
философской литературе утвердился
взгляд, согласно которому артефакт является
для эволюции культуры тем же, чем
ген является для биологической
эволюции. Обратим внимание на неоднозначность
процесса передачи: орудие разгадано,
но разгадавший её человек уже стал иным.
Развивая эту точку зрения, можно сказать,
что в беге времён техника изменяет сам
строй человеческого сознания. Отметим,
что такое влияние в отечественной литературе
по существу отрицалось. Причина была
идеологической: техника рассматривалась
исключительно как некий нейтральный
фактор, безразличный инструмент, посредством
которого выражают себя общественно-политические
процессы (подобно зеркалу, она лишь отражает,
но ни на что не влияет).
Для того, чтобы
ответить на вопрос, в какую именно
сторону происходит изменение человека,
нужно понять, что за сущностные
силы стоят за процессом создания
орудий, какая именно сторона субъектности
трансцендируется («вбрасывается») сперва
в ближний космос — биосферу, затем далее
— в бесконечность звёздных миров. Несколько
утрируя, можно свести кардинальные сущностные
силы человека к триаде «вперёд, выше и
вместе». Это значит, что в первую очередь
в технике «застывает» опыт господства
человека над пассивностью природного
мира (в связи с чем можно упомянуть самое
раннее двигательное устройство — лук
со стрелами); опыт преодоления своего
несовершенства как биологического вида
(начиная от сшивания шкур костяными иглами
и кончая аквалангами и аэропланами); опыт
преодоления разобщения человеческих
индивидов (коммуникационная техника,
взрыв которой мы наблюдаем в последние
десятилетия).
Названные демиургические
свойства человека не выводятся из
природных предпосылок и явно
свидетельствуют об особенном месте человека
в мироздании. В случае с H omo sapiens мы имеем
дело с явной противоположностью адаптационной
стратегии, описываемой теорией Дарвина.
Поэтому философия техники не склонна
поспешно соглашаться с мыслью о том, что
человеческая история является продолжением
истории природы — ни в её идеалистическом
(гегелевском) варианте, ни в материалистическом
(представленном в марксизме).
Отсюда ясно,
что опасным и неверным искажением
понимания техники был бы романтичный
взгляд на неё как на «инобытие духа» в
его предельной полноте. Точного соответствия
нет: мир человека объемлет мир техники,
а дух человека бесконечно богаче и шире
любой из возможных форм его «объективизации»,
сколь бы требовательной и властной она
не была. Техника же представляет собой
отчуждение одного, хотя и чрезвычайно
важного, фундаментального человеческого
свойства — способности выходить за пределы
заданного и стремления изменить окружающую
среду в соответствии со своей волей. И
именно за развитие этой грани человеческой
сущности ответственна техника; что же
касается сдерживающих эту безудержную
гонку человеческих начал, то они — внетехничны.
Они принадлежат иной области человеческой
культуры — неутилитарной сфере ценностей.
Тем самым область культуры и область
техники могут быть разграничены по линии
ценностно-ориентированного и целе-ориентированного
поведения. Вертикаль — стремление к осмысленному
и этически оправданному поведению —
должна властвовать над горизонталью
— безудержному следованию целям. Иначе
неизбежно подпадание под власть подручных
средств (техники). Человек в таком случае
оказывается детерминированным логикой
техники и тем самым становится её придатком,
«дворцовым карликом своего собственного
машинного парка» (Г. Андерс).
Следующая проблема
— вопрос о заменимости человека техникой
заострённо встал именно в наше время.
С точки зрения философии техники человеческая
история распадается на два неравных сегмента:
этап допромышленной, орудийной техники
и начавшийся с XVIII в. период промышленной
революции, в ходе которого между человеком
и орудием появился посредник — машина.
Ускоренный рост мощности производственных
средств, ставший результатом активного
внедрения в промышленность научных знаний,
привел в середине нашего века к качественному
скачку. Этот скачок получил название
научно-технической революции; её сущностью
является появление автоматизированных
средств управления механизмами. Новое
время поставило необычные вопросы, за
которыми просматривается явное нарушение
равновесия между миром техники и миром
человека. Возможно ли автономное существование
техники (вспомним, что вышедший за пределы
орбиты Сатурна и уже никем не управляемый
спутник «Вояджер» продолжал исправно
посылать на Землю сведения из космоса)?
И не настанет ли время, когда человеческий
род уступит своё место на планете новой
популяции искусственных «киборгов»?
Для ответа на эти
вопросы следует внимательно
вглядеться в процесс функционирования
сложных технических систем. Изучение
их поведения раскрывает явную ошибочность
отождествления техники с аппаратами
(и, соответственно, философскую ущербность
тех определений, что сводят технику к
материальным средствам использования
законов природы). Суть проблемы заключается
в характере функционирования технически
организованной материи, задающем режим
существования техносферы. Любой технический
артефакт проходит через чередующиеся
во времени фазы реализации своего предназначения.
В ходе трудового акта он выступает непосредственным
передатчиком исходящего из субъекта
«кванта действия» на внешний объект.
Но эта активная сторона бытия технического
изделия зачастую составляет лишь ничтожную
часть срока её жизни, а преобладающее
время техника находится «в чехле», в состоянии
постоянной готовности к применению; но
и в этой латентной фазе хранения и аккумуляции
возможности к действию подразумевается
контакт (пусть крайне опосредованный)
с носителем действия, поддерживающим
рабочий статус данного инструмента.
Для удобства рассмотрения
можно ввести условный образ «технического
круговорота энергии». В обеих
рассмотренных фазах
Если соотнести
названный «эйдос» с понятием
технологии, предстающей как
Для автоматизированных
систем в таком случае встаёт вопрос
о принципиальном существовании
технологии защиты от любых возможных
сбоев; вооружённое такой технологией
автоматическое устройство могло бы,
в идеале, стать самодостаточной
системой. Проблему можно переформулировать
с учетом случайного характера нежелательных
эффектов и свести к парадоксу: вряд ли
возможно предвидеть непредвидимое. Без
участия человека техника обречена на
гибель; как бы ни усложнялась техника,
функции контроля и управления все равно
останутся за человеком.
Этот вывод важен для принципиальной формулировки отношения между человеком и его «тенью» — миром техники. Эти миры не могут существовать друг без друга. Они не изоморфны: не человек символизирует технику, а техника символизирует человека. Для сохранения баланса между мирами человек должен усиливать в себе горизонты не-технического, глубинного слоя сознания. Тогда техника может стать не просто судьбой человечества, но его счастливой судьбой.
Информация о работе Мир техники и мир человека: проблемы их соотношения