С точки зрения школы «чарвака», сознание
представляет собой соединение четырех
начал. Конечно, сами по себе эти начала
сознанием не обладают, однако в результате
их соединения возникает сознание как
некое новое качество. Школа «чарвака»
в определенный период истории древнеиндийской
мысли была очень влиятельной и противостояла
буддизму. По мнению ее представителей,
смысл жизни и мира заключался не в страдании,
как это было в буддизме, а в счастье и
удовольствиях. Эта школа не отрицала,
что любое удовольствие связано со страданием,
однако это не означало, что человек не
способен свести страдания к минимуму
и наслаждаться жизнью.
Таким образом, философия в Древней Индии
достигла высокого уровня развития. Индийская
философия - это истинно «живые плоды»,
продолжающие питать своими соками мировую
человеческую мысль. Индийская философия
сохранила полную преемственность. И ни
одна философия не оказала такого сильного
воздействия на Запад, как индийская. Поиск
«света, который идет с Востока», «истины
о происхождении рода человеческого»,
которым были заняты многие философы,
теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах ХХI
века - очевидное свидетельство той живой
связи, которая соединяет западную культуру
с Индией. Индийская философия - это не
только экзотика, а именно та притягательность
целительных рецептов, которые помогают
человеку выжить. Несмотря на все различия
и многообразие школ индийской философии
можно выделить некоторые общие черты:
- ярко выраженный религиозный
характер;
- окружающий мир и личность
тесно связаны;
- обращенность философии внутрь
человека;
- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ,
самоуглубление, недеяние;
- абстрактный характер философии;
- учение о перерождении;
- учение о карме.
Глава III. Различия
между древнеиндийской и древнекитайской
философией
Особенности развития древневосточных
обществ, в первую очередь древнекитайского
и древнеиндийского, наложили отпечаток
и на историю их философии.
Надо отметить, что на Древнем
Востоке сложилась очень устойчивая организация
общества, которая характеризовалась,
с одной стороны, наличием большого количества
земледельческих общин с традиционными
социальными связями между людьми, а с
другой - наличием очень сильной государственной
власти в лице восточных деспотов и централизованной
бюрократической системы управления,
которая осуществляла взаимодействие
между этими земледельческими общинами.
Эта устойчивость социальных
систем Древней Индии и Древнего Китая
вместе с их относительной изоляцией от
других центров мировой цивилизации порождала
определенный застой в развитии материального
и духовного производства. Все это, понятно,
не могло не отразиться и на развитии теоретической
формы общественного сознания – философии.
Так, возникшие в глубокой древности в
Китае философские концепции Конфуция
и Лао-Цзы с определенными модификациями
продолжали господствовать в китайском
обществе до начала XIX в. То же можно сказать
и про Индию, где почти все философские
школы видели основу своих теоретических
изысков в сборниках преданий древних
индийцев – «Ведах» и в философских пояснениях
к ним – «Упанишадах».
Безусловно, нельзя говорить
о том, что индийская и китайская, философия
совсем не развивались с течением времени.
Развитие это происходило – возникли
новые философские систем, появились великие
религиозные реформаторы наподобие Сидхартхи
Гаутамы-Будды, но надо отметить, что развитие
шло в основном в рамках тех традиций мышления,
которые были заложены еще в древности.
В свою очередь отличия в социально-экономических
характеристиках Индии и Китая обусловили
особенности их истории философии. Социально-политический
строй древнего Китая характеризовался
не сословно-кастовой, а административно-бюрократической
иерархией, при которой оценивалась главным
образом не принадлежность человека: к
той или иной социальной группе, а в первую
очередь его личные заслуги. Критерием
выдвижения наверх являлись грамотность,
образование, ум, умение убеждать. Рядом
с довольно высокой социальной мобильностью
существовала необходимость функционирования
устойчивой государственной власти с
деспотическими формами руководства.
Эти две в определенной степени
противоположные тенденции функционирования
древнекитайского общества обусловили
основные Особенности истории китайской
философии. В ее основе лежала идея социокультурного
Порядка, санкционированного Небом. В
философии Конфуция, идеи которого стали
своеобразным эталоном китайской философской
мысли, концепции всеобщего порядка, подчинения
ему являются фундаментом всех рассуждений.
Идея ли (ритуал), которой должны руководствоваться
высшие и низшие круги в китайском обществе,
составляя и поддерживая порядок в нем,
вместе с понятием, обязательным для всех
подданных императора Поднебесной империи,
стали основными категориями философии
Древнего Китая.
Идея вечного и неизменного
Порядка настолько сильно укоренилась
в мышление китайского общества, что никто
не мог и не стремился отклоняться от проверенных
древностью и мудростью образцов и норм
поведения. Даже те или иные узурпаторы
власти – то, лив результате завоеваний,
то ли в результате крестьянских восстаний
– спешили привести свои действия в соответствие
с эталоном Порядка. Отсюда главной задачей
философских сочинений было учить порядку,
прославлять всеми признанные нормы, осуждать
любые отклонения от них. Поэтому теория
рассматривалась только как ответ на практические
вопросы жизни и функционирования государства
и общества, но не более того. Такой практицизм
древнекитайской философии, отрицание
самостоятельной роли теории, в конечном
счете, привели к тому, что традиционная
китайская философия не выработала развитой
логики и онтологии, что существенно отразилось
на развитии научных знаний в Древнем
Китае.
Развитие научных знаний было
задержано приверженностью китайской
философской мысли к традиции, каноническим
текстам, которые можно было по-новому
интерпретировать, расширять, но не критиковать.
Этим объясняется и то обстоятельство,
что, хотя в Китае значительно раньше,
чем в Европе, были сделаны многочисленные
технические изобретения (производство
бумаги, книгопечатание, создание первого
компаса), естественнонаучная мысль китайского
общества не вышла на уровень, сопоставимый
с европейским, а сами изобретения, вызванные
особыми практическими потребностями,
не смогли составить единое целое, которое
бы существенно изменило весь процесс
производства.
Необходимость сильной государственной
власти, которая сводила в единое хозяйственное
целое всю совокупность мелких крестьянских
общин, без которой они не могли адекватно
выполнять свою хозяйственную функцию,
привела к тому, что в социально-политические
учениях китайских мыслителей интересы
не только отдельного индивида, но и целых
структур (семья, община, народ) приносились
в жертву интересам государства, а сама
идея мирового социального порядка была
фундаментом китайской философии, отождествлялась
с идеей государства. Это обстоятельство
многое объясняет в этических концепциях
китайской философии, особенно в концепции
самосовершенствования индивида. Самосовершенствование
трактовалось как самообуздание личных
и социальных амбиций индивида, подчинение
его традиционным нормам морали, дисциплины.
Характерные для отдельного индивида
черты, такие, как богатство, приводились
в гармонию с интересами и потребностями
государства.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели
индийскую и китайскую философию по отдельности,
а затем и наложили их для сравнения, выявили
сходства и различия.
Различия в восточной философии
прежде всего определялись социально-экономическими
и политическими особенностями того или
иного государства. Тенденции укреплялись
многими веками, общество развивалось,
правители менялись, что по своему
трансформировало культуру.
Основной особенностью между
Индией и Китаем было в политическом строе,
если Индия имела сословно-кастовый строй,
то Китаю была присуще административно-бюрократическая
иерархия. Именно эта характеристика выделяла
различия в поведении общества, культуре
общества и в целом – философии.
Другая отличительная черта
древнекитайской философии - акцент на
морально-этической стороне учения о мире.
В конечном счете, любое, даже самое отвлеченное
философское учение стремилось сформулировать
«рецепты», при помощи которых можно достигнуть
счастья и гармонии в существовании человека
и общества.
Но для того чтобы полностью
определить различия этих двух культур
– необходимо «окунуться» в них, ведь
в Индии и Китае различия наблюдаются
не только на государственном уровне,
но и на территориальном.
Список литературы
- Древнеиндийская философия.
М., 2010.
- Древнекитайская философия.
Собрание текстов в 2 т. М., 1972.
- Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 2008.
- Упанишады. М., 1967.
- Никифоров В.Н. «Восток и всемирная
история» – Москва, 2010.
- Каган М.С. «Философия культуры»
- Санкт-Петербург, 2008.