Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 12:43, реферат

Описание работы

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 67.26 Кб (Скачать файл)

Введение

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира – мировоззрение.

 

Мировоззрение – это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся  на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как  в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в  самый существенный вопрос: «Что такое  мир?».

 

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление  о мире в целом и о месте  в нем человека. Такое представление  принято называть универсальной  картиной мира.

 

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл  его жизни, почему существует жизнь  и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе  и т.д.

 

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек  имеют более или менее ясное  и четкое или расплывчатое представление  о решении вопросов, которые волнуют  человечество. Система этих решений  и ответов формирует мировоззрение  эпохи в целом и отдельной  личности. Отвечая на вопрос о месте  человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в  их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

 

Обладая общими знаниями о  своем месте в мире, человек  строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.

 

В одном случае их связь  с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она  затемняется теми или иными личностными  установками человека, особенностями  его характера. Однако такая связь  с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это  означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

 

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.

 

Мировоззрение – это фундамент  человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

 

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого  опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

 

Итак, мировоззрение –  это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и  понимание мира, а также программа  поведения и действий человека.

  1. Мировоззрение и его исторические типы.

  Понятие мировоззрения

 

    Человек разумное  социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном  мире,  он  должен  не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,  уметь принять то  или иное решение. Для этого ему необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Мировоззрение  – это система взглядов на  объективный мир и место  в  нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности  и  самому себе, а также сложившиеся на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.  И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру  вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Мировоззрение- это духовный стержень человека, который направляет его в жизнь, помогает преодолевать жизненные трудности.

Мировоззрение есть у каждого  человека, как у сознательного  существа. У большинства людей  мировоззрение существует в форме  обыденного мировоззрения «житейская философия».

Обыденное мировоззрение  формируется на основе: традиций; здравого смысла; повседневный практичный опыт; мнение авторитетов.

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее представление о мире в целом и о месте в нем человека.  Такое  представление принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная  картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о том, каково его место в мире, зачем он живет,  в чем  смысл  его  жизни,  почему существует жизнь и смерть;  как следует относиться  к  другим  людям  и  к природе и т.д.

    Каждая эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый человек  имеют более или менее ясное  и четкое или расплывчатое  представление о решении вопросов, которые волнуют человечество.  Система  этих  решений  и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.  Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека  к миру,  люди  на основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину мира,  которая дает  обобщенное  знание  о строении,   общем   устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

    Обладая общими  знаниями о своем месте в  мире, человек  строит  и   общую свою деятельность, определяет  общие и частные свои  цели  в соответствии  с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

    В  одном   случае  их  связь  с  мировоззрением   может   обнаруживаться достаточно  отчетливо,  в другом  же  она затемняется   теми   или   иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако  такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть  прослежена.  А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную  роль  во  всей деятельности людей.

    В центре всех  философских проблем стоят вопросы  о мировоззрении и общей картине  мира, об отношении человека  к   внешнему  миру,  о  его  способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

    Мировоззрение   –  это  фундамент  человеческого  сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира  и самого себя. В  реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

    Мировоззрение  является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты человеческого  опыта. Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение  – это  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов, определенное видение и понимание мира,  а также программа поведения и действий человека.

 

 

    Исторические  типы мировоззрения: мифология,  религия, философия

  Миф- это историческая  форма мировоззрения, в качестве  единственной господствующей, характерная для самого древнего общества, для первобытного обученного строя.

  Миф- это «одноплановое» повествование, т.е. в нем нет уровня скрытой, глубинной сущности, поэтому люди, боги, силы природы действуют на одном уровне и могут привращаться друг в друга.

  Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо  на  художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных неадекватным  восприятием большими  группами  людей   (классами,   нациями) социальных процессов и своей роли  в них.  Одна  из  особенностей  мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет «все», так как для него  нет непознанного и неизвестного.  Он  является наиболее  ранней,  а для современного   сознания   –   архаичной,   формой мировоззрения.

    Исторически   первой  формой  мировоззрения  является   мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий,  пыталось  дать  ответ на  такие глобальные вопросы как происхождение и устройство  мироздания  в  целом, возникновение наиболее  важных   явлений   природы,   животных   и   людей. Значительную часть мифологии составляли  космологические  мифы,  посвященные устройству природы. Вместе  с тем,  большое  внимание  в мифах уделялось различным стадиям жизни людей,  тайнам  рождения  и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его  жизненном  пути. Особое место  занимают  мифы  о  достижениях  людей:  добывании огня,  изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

    Известный английский  этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф,  как  он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной  форме  — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное  творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание  или  объяснение. Миф служит для оправдания  определенных  общественных  установок, для санкционирования определенного  типа   верований  и поведения. В период господства мифологического  мышления  еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

    Таким образом,  миф — это не первоначальная форма знания, а  особый  вид мировоззрения,  специфическое образное   синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе  как  наиболее  ранней  форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний,  религиозных  верований, нравственная,   эстетическая   и   эмоциональная   оценка   ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то  слово  «познание»  здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

    Для  первобытного  человека  как  было  невозможно  зафиксировать  свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него  знание  не  существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира.  В  первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с  тем,  что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

    Основным принципом  решения мировоззренческих вопросов  в  мифологии  был генетический. Объяснения  по   поводу   первоначала   мира,   происхождения природных и общественных явлений  сводились  к  рассказу  о  том,  кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода  и  в  «Илиаде»  и  «Одиссее» Гомера — наиболее полном собрании древнегреческих мифов —  процесс  творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал  лишь вечный, безграничный, темный  Хаос. В нем заключался источник  жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир  и  бессмертные  боги. Из  Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из  Хаоса,  источника  жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.

    Безграничный  Хаос породил Мрак — Эреба  и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный  светлый  День  —  Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

    Могучая, благодатная  Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие  Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы  и  Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история  порождения  мира связана с браком Земли и Урана — Неба  и их  потомков.  Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия.

    Миф обычно  совмещает в себе два аспекта  — диахронический  (рассказ о прошлом)  и синхронический  (объяснение  настоящего  и   будущего).   Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим,  и это обеспечивало духовную  связь  поколений. Содержание  мифа  представлялось   первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

    Мифология играла  огромную роль в  жизни   людей  на  ранних  стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось  раньше,  утверждали  принятую  в данном обществе систему ценностей,  поддерживали  и санкционировали определенные нормы  поведения. И в этом смысле они были  важными   стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая  роль  мифологии.Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию  между миром и человеком, природой и обществом,  обществом и индивидом и,  таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. На ранней стадии человеческой истории мифология не  была  единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А  каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в  чем  состоит  их  специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы