Мировоззрение и его исторические типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Слово «философия» греч. по происхождения. Первым ввел это понятие знаменитый грек Пифагор, обозначив его как «любовь к мудрости» от pilos - любовь , sophia - мудрость. До него мудрецы называли себя «софос», что означает «мудрец» т.е. считали себя мудрецами, но философ - это не состоявшейся мудрец, а это человек стремящейся к мудрости.
Пифагор однажды в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ».

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 165.64 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение и его исторические типы

 

 

Предмет и функции философии

Слово «философия» греч. по происхождения. Первым ввел это понятие знаменитый грек Пифагор, обозначив его как «любовь к мудрости» от pilos - любовь , sophia - мудрость. До него мудрецы называли себя «софос», что означает «мудрец» т.е. считали себя мудрецами, но философ - это не состоявшейся мудрец, а это человек стремящейся к мудрости.    

 Пифагор однажды в  беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: «Я не мудрец, но только философ».    

 Философия - это с одной  стороны - форма общественного сознания, с другой - наука (учение) о наиболее общих законах и принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место в нем человека, исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.     

 В связи с широтой  охвата объекта исследования, для  удобства изучения, философия делится  на несколько разделов, каждый  из которых исследует какую-либо  отдельную отрасль знания. Философия включает в себя:    

- онтологию - учение об  общих принципах бытия мироздания;     

- социальную философию - учение о сущности и развитии  человеческого общества;    

- философскую антропологию - учение о человеке и его  бытии в мире;    

- гносеологию - теорию познания;     

- аксиологию - теорию ценностей;     

- историю философии.    

 Помимо этого в структуре  философского знания выделяют  также философию науки и техники, этику, эстетику и др. дисциплины.     

 Из всех вышеуказанных  направлений и сложился предмет  философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем.    

 Предмет философии - это  не одна какая-либо сторона  «сущего», а все сущее во всей  полноте своего содержания и  смысла. Философия предназначена  не для того, чтобы определить  точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а для того, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.    

 Типология:    

1. По месту возникновения различают: восточную (включающую в себя индийскую, китайскую, арабско-мусульманскую), античную (греческую, римскую), английскую, немецкую, русскую и  
другие философские системы (знания).    

2. По авторам - философию  Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Маркса, Конта, Шопенгауэра. Ницше. Соловьева, Бердяева, Бахтина, Бергсона и др.    

3.   По историческому времени различают: философию эпох:    

 Древнего Мира (с VI в. до  н.э. до V в.);    

 Средневековья (V-XV вв.);    

 Возрождения (XV-XVI вв.);    

 Нового времени (XVII-XVIII вв.);    

 эпохи капитализма (XIX в.):    

 современной эпохи (XX-XXI вв.) и т.д.    

 По тематике философию  можно разделить (весьма условно) на классическую,основы содержания которой были заложены в античности и включают проблемы первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д. и неклассическую,рассматривающую другие вопросы - роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии и др.    

4. По исходным установкам  устройства мира различают:    

-монистическую философию, которая утверждает, что первоосновой мира выступает какое-либо единое начало («monos» - один) - материя, Бог, дух, идея. Логос;    

- дуалистическую философию, которая в основу мирового устройства кладет два («dualis» - 
двойственный) начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное;    

- плюралистическую (от «pluralis» - множественный), которая рассматривает мир как образование, в основе которого лежит множество факторов.     

6.   По подходу к первоосновам мира, т.е. выяснению того, что является первичным, философия делится на следующие виды:    

- материалистическую (утверждающую в качестве первоосновы мира и бытия материальную субстанцию);     

- идеалистическую, (ставящую в качестве первоосновы мира дух, идею).    

7.   По способу познания выделяют:     

- диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою;    

- метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга объекты:    

- феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов);    

- герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи «предмнения». «предпонимания».    

 Существуют и другие основания  классификации и типологизации философских систем. Конечно, редко какая разновидность философского знания существует в чистом виде. Элементы каждой из них присутствуют во многих других. Скажем, иррационалистическая философия, как правило, одновременно выступает как идеалистическая и претендует на то, чтобы быть эзотерической. А эмпирическая философия тесно переплетается с материалистической и т.д.    

 Функции философии  реализуются в отношении к  человеку, социальной группе, искусству, науке и др. явлениям социальной действительности.     

 При этом под функцией  философии понимается способ  проявления активности системы  философского знания и общий  тип решаемых ею задач.    

- Мировоззренческая функция  философии: связана с формированием  индивидуального или коллективного мировоззрения, т.е. системы общих представлений о мире и человеке.    

- Гносеологическая функция: связана с познанием мира и  человека, выражается в том, что  изучение философии дает приращение  знаний    

- Методологическая функция: связана с разработкой общих  принципов и методов познавательной и практической деятельности человека. Это означает, что философия способна к интеграции (объединению) в единое целое системы знаний, способна к созданию методов, посредством которых как наука, так и философия получают определённые знания.    

- Логическая функция: связана  с осмыслением и формулированием  общих законов рационального мышления.     

- Аксиологическая функция: связана с осмыслением и обоснованием  значимости духовных ценностей для человека и общества.    

- Гуманистическая функция: связана с обоснованием ценности  человеческой личности, её достоинства, прав и свобод. Философия способствует  размышлениям о смысле жизни, жизни и смерти и т.д. Каждый  человек осознаёт свою конечность, а философия помогает человеку  не упасть духом, понять её  смысл.    

- Воспитательная функция  философии проявляется в формировании  необходимых качеств личности, ее убеждений и взглядов    

- Эвристическая функция: Эвристика - это наука, изучающая  творческую деятельность, а также методы, используемые в открытии нового. Философия содействует приросту научных знаний как в собственно философской сфере, так и в сфере науки (особенно в отношении формирования теорий и гипотез).Эвристическая функция философии выражается в расширении творческих возможностей и интеллектуальных способностей человека, проявлении новаторства    

- Эстетическая функция: связана с изучением законов  Красоты и её восприятия человеческим сознанием.    

- Практическая функция: связана с выработкой смыслов, целей, принципов и механизмов практической жизнедеятельности человека.    

- Культуротрансляционная функция: связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений  культуры человечества.    

- Прикладная функция  философии состоит в возможности  приобретения навыков и умений практического применения принципов, законов и категорий науки.    

- Регулятивная функция  выражается в том, что усвоенные  человеком законы и принципы  философии позволяют ему регулировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях, управлять собой и другими людьми.

 

 


Информация о работе Мировоззрение и его исторические типы