Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:43, реферат
На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».
В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникнове-нии и организации мира, что выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира.
Введение 3
1. Мировоззрение и его исторические типы 4
1.1 Понятие мировоззрения 4
1.2 Исторические типы мировоззрения 6
2. Специфика философских проблем 12
3. Основные разделы философского знания 18
3.1 Философия – наука 18
3.2 Философия – идеология 20
3.3 Философия – гуманитарное знание 21
3.4 Философия – искусство 22
3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта 23
3.6 Философия – любовь к мудрости 25
Заключение 27
Список использованной литературы
Большая роль проблем в процессе становления и развития философского мировоззрения находит свое отражение в возможности определить само понятие «мировоззрение» через главные вопросы мировоззрения. Философия есть не что иное, как система развернутых ответов на мировоззренческие вопросы. И если сами проблемы своеобразны, то своеобразны и ответы на них.
При определении специфики философии, а тем более ее природы не нужно абсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственный параметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себе неопределенна. Лишь когда четко фиксируется предметное основание и теория, категории, законы, его отражающие, «проблема» становится одним из важнейших признаков, разделяющих мировоззрение и частнонаучное знание. Если те или иные компоненты философского знания могут казаться идентичными утверждениями, имеющимся в частнонаучном знании, то философская концепция в целом в силу специфики проблем и проблемы, развернутые в систему знаний об объекте, существенным образом отличают философское знание от частнонаучного.
3.Основные разделы философского знания
3.1Философия – наука
Философия формировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания, требовавшими для своего объяснения не очередных мифов, но обращения к природным, причинным связям. Осмысление принципиальной новой ориентации субъектов познания вело к возникновению в структуре мировоззрения познавательных субъективно-объективных отношений, а рост естественнонаучной информации о природе приводил к вызреванию всеобщих научных идей о мире, постепенно вытеснявших мифологическую картину мира.
История развития философии, если познакомится с ней в плане отношения всеобщего и частнонаучного знания о природе, также свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и гносеологической своей стороны, развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.
На стадии зарождения, а затем на протяжении истории своего развития – философское знание оказывалось содержательно переплетенным с естественнонаучным знанием.
В содержании философского знания входят отдельные фундаментальные понятия частных наук, некоторые наиболее общие законы и принципы естествознания. Наличие целого слоя таких естественнонаучных представлений в философии нередко дает повод вообще отрицать ее специфику и считать, будто она не что иное, как совокупность наиболее значимых результатов естественных наук. Но так или иначе, а присутствие в ее составе и функционирование в ней естественнонаучных данных есть один из признаков ее научности.
Познание обычно сравнивается с практической и ценностно-оценочной деятельностью. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов деятельности. Знание же – это результат познания.
Та или иная система знания считается научной, или относящейся к сфере науки, если она отвечает определенным критериям.
Критерии научности:
1. Объективность, или принцип объективности.
2. Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность.
3. Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.
4. Особая организация, особая системность знания.
5. Проверяемость.
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.
Философия входит в состав научной сферы знания по крайней мере частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания. Ее предметная специфика как вида научного знания – в предельной обобщенности информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
Данное положение вытекает из сопоставления философии прежде всего с естественными, а не с общественными науками, а потому надо, видимо, считать, что философия в отмеченных отношениях – естественная наука. Она входит в комплекс природоведческих дисциплин.
Вместе с тем она и обществоведческая дисциплина. Философия изучает также и общество, а в нем – соотношение коллективного сознания и общественного бытия. Философия тесно связана с частными общественными науками – правоведением, экономической наукой, политологией и др., обобщая под определенным углом зрения данные этих наук. Предметно-содержательное взаимопроникновение философии и обществоведческих наук позволяет считать философию также и обществоведческим знанием.
Философия такая же общественная, как и естественная наука.
3.2 Философия – идеология
Когда мы имеем дело с обществоведческой стороной философии, то уже здесь неизбежно касаемся вопроса о ее вненаучном характере – ее связи с идеологией.
Идеология определяется как отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Назначение идеологии в выработке систем ценностей, в обосновании того, что должно быть и чего не должно быть в социальном мире.
Идеология всегда выражает интересы части общества, ее главный принцип - принцип партийности. В содержание идеологии входят система политических идей и программа практических действий.
Заинтересованность одной социальной группы в общей картине мира перекрещивается в ряде моментов с подобной же заинтересованностью других слоев общества. Этого совпадения достаточно, чтобы часть выдать за целое, иллюзию – за реальность. Идеология тип познания, характеризующийся разрушением всеобщего в ситуациях, когда оно не является таковым, а именно в обществе, расколотом на противоположные классы и социальные группы. Идеология в отличие от науки «заземлена» не столько на объекте, сколько на интересах субъекта, взятого на социально-групповом его уровне. Ценность идеологии тем выше, чем полнее и глубже выражает она интересы отдельных социальных групп.
Партийность – это определенность социальной позиции субъекта. Из этого следует, что партийность не есть формальное членство в той или иной партии.
Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона. А философию можно считать относящейся к идеологии.
Относясь к числу наук философия в то же время принадлежит к числу видов идеологии. Она находится в точке пересечения вертикального и горизонтального срезов духовной жизни общества. Специфика философии в горизонтальном ряду не только в ее предметном своеобразии, но и в том, что она идеологична. Специфика ее в вертикальном ряду духовных феноменов – в способах отражения действительности субъектов, в том, что она является видом научного знания. Итак, философия есть одновременно и идеология, и наука.
3.3 Философия – гуманитарное знание
В содержании философского знания можно вычислить также части, или стороны, относящиеся к гуманитарным наукам.
Объектом гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир, и связанный с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества. К гуманитарным наукам относятся психология, гражданская история, литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т.е. создает текст.
Потенциальным текстом является и человеческий поступок.
В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь человека наполнена мыслями и переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания и надежды, успехи и неудачи в их осуществлении. Жизнь личности совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Понимание связано с погружением в «мир смыслов» другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя. В понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание – специфическая особенность гуманитарного знания.
Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусство постижения чужой индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.
3.4 Философия – искусство
Философия как виду знания присущи черты, характерные еще для одного вида познавательной деятельности – художественного освоения действительности, т.е. искусства.
Искусство – образное освоение действительности, здесь превалирует индивидуальное, единичное; естествознание – понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней генерализации знания, в том числе в виде законов. Искусство тоже отражает общее, но это общее представляется в конкретных, живых образах.
Искусство направлено на постижение эстетического в самой действительности.
Философия является попыткой из личности познать сущее; личность отражается не только на процессе, но и на самих результатах познания. «Произведение великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это живые человеческие документы величайшей важности и получения, но они не могут быть общеобязательны. Они отражают: прежде всего личность в ее глубочайшем размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух тождественных; выработанное свое понимание реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они могут быть собраны в небольшое число основных типов.
В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, что бы ставить вопрос о том, является ли философия также искусством.
Вхождение в содержание философского знания и в творческий процесс философского познания таких компонентов, которые специфичны для искусства, можно проследить по множеству линий – начиная от собственно эстетических представлений, составляющих, кстати, весьма значительную часть философского знания, вплоть до так называемой картины мира, занимающей важное место в философии бытия.
Общая философская картина мира содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества.
Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение вплоть до слияния демонстрируется еще и тем фактом, что несомненно философские труды нередко обретали форму художественных произведений.
3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта
Еще одна сторона философского познания – его трансцендирующих характер.
«Трансцендентный» понимается как выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Трансцендентный – термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта; предмет религиозного и метафизического познания.
Трансцендирование в человеческой любви выявляет нам ее ценность, так и трансцендирование в отношении окружающего нас мира подводит к убеждению, что имеется единство бытия и ценности, и оно составляет, Божество. Оно постижимо и непостижимо. Божество есть творческая любовь, это некий поток, постоянно переливающийся через края «самого себя», - реальность, которая всегда есть нечто большее, чем только «она сама», - именно объемлющая, за пределами себя самой и меня, ею творимого. Поэтому и моя любовь к Богу есть лишь рефлекс его любви ко мне и обнаружение Его самого как любви.
Трансцендирование хотя и не дает определенного и точного знания, но оно способно уловить некоторые глубинные свойства постигаемого бытия.
Постижение богатства первоосновы мира происходит также благодаря медитации. Углубляясь в себя, человек через себя постигает мир в его первооснове, а углубляясь в эту первооснову, человек постигает все более самого себя. Медитация – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности.
Трансцендирование тесно связано и с мистикой, если под ней понимать «нечто загадочное, непонятное, необъяснимое», «веру в сверхъестественное, божественное, таинственное». Мистика – это религиозно-идеалистический взгляд на действительность. Возможность мистики предполагает для себя наличие у человека особой способности непосредственного, сверхразумного и сверхчувственного, интуитивного постижения. Мистический опыт имеет объективный характер, он предполагает выхождение из себя, духовное касание или встречу.
Результатом философского трансцендирования с включенными в него элементами – медитацией и мистикой – является философская вера. Специфика этой веры – в ее предмете, каковым оказываются первоосновы мира и бытия человека.
Подлинное отличие философии от предметного познающего мышления, применяемого в науках, состоит в том, что философии присуще трансцендирующее мышление.
3.6 Философия – любовь к мудрости