Мировоззрение сущность и смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Это представление о мире как о целом и вытекающие из этого представления смыслы и ценности человеческой жизни.
Мир в целом никто представить себе не может, т.к. мир бесконечен и изменчив. Но некая система координат есть у каждого человека – это его мировоззрение.

Файлы: 1 файл

Мировоззрение сущность и смысл.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Принцип универсальности  говорит, что мир — это каждое.

Целостность. Мир — целостен. Он состоит из отдельных частей — но все они взаимосвязаны и соединены в одно. Сколь различными ни казались бы вещи — они обязательно в чем-то схожи, родственны, взаимообусловлены. Различные части мира дополняют друг друга, и тем самым зависят одна от другой. В частности, любая вещь эквивалентна своему окружению — тому, что дополняет ее до мира вообще.

Человек живет в мире — и он не может существовать без него. Человек не может ни от чего не зависеть, он всегда выражает не только себя — но и кого-то другого. Человек не может ничего совершить  сам по себе, без участия других людей и вещей. Бессмысленно говорить о принадлежности чего-либо кому бы то ни было — все принадлежит всем.

Принцип целостности  гласит: мир — одно целое.

Почти все народы в  своем развитии прошли стадию стихийного религиозно-культурного творчества, в которой роль единого прародителя была закреплена за богом. Элементы научно-философского понимания мира начали складываться в процессе разложения и преобразования мифологического осознания, поскольку требовались обоснования и проверка утверждений, в то время как мифология все принимает на веру. Человек не просто смотрит на объекты, а затем формирует о них утверждения. Человек стал проблемой для самого себя. Мышление обратилось к самому себе, и человек начал исследовать себя и свое собственное мышление.

Раннегреческие мыслители пристально изучали природные явления и делали первые попытки их философского истолкования. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом. Ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все произошло. Все остальные предметы рассматривались как формы или способы существования определенной первоосновы“. Одну из них предложили пифагорейцы, считавшие первоосновой многообразия мира сверхчувственное математическое начало - число. Для них характерно резко отрицательное отношение к бесконечности. В этом выражался своего рода страх древнего человека перед непостижимыми для него многообразием и сложностью реального мира”.

Но дальнейшие математические исследования показали, что сведение бесконечного многообразия мира к целым числам и установление математического единства мира невозможны. Мир в действительности - есть нечто абсолютно единое, единообразное, чувственно не воспринимаемое.

”Обсуждение вопроса о единстве и многообразии мира привело к тому, что в философии нового и особенно новейшего времени отчетливо обозначились две противостоящие друг другу позиции - монизм (один, единственный) и плюрализм (множественный). Сторонники монистического подхода отдавали предпочтение какому-то единому началу, первооснове мира. При этом внутри монизма отчетливо прослеживались два взаимоисключающих решения - материалистическое и идеалистическое…. В противоположность монизму плюрализм признает равноценные множества несводимых друг к другу оснований мира, форм существования и движения различных предметов и явлений”.

Ни один из философов  не сомневался в том, что мы воспринимаем. Напротив, для них исходным пунктом  было соотношение между душой  и телом. Для философов XVII в. проблема состояла в том, как это соотношение может быть объяснено теоретически. Пытаясь это сделать, они более или менее догматически использовали механистические понятия. Материализм и идеализм - противоположные философские учения. На протяжении всей истории они продолжают вести сложный и содержательный спор друг с другом. Сколько бы наука не доказывала, что мир изначально материален, все равно будут появляться философы, утверждающие, что он изначально духовный. Если этот основной вопрос будет когда-нибудь решен, он утратит свой философский статус. Но спор мировоззрений всегда должен удерживаться в рамках теории, чтобы избежать аргументов грубой силы.  Между ними постоянно идет спор, что первично. Одни пытаются свести вопрос о единстве мира к материи, другие к сознанию


4. Проблема  научной рациональности

В философии нет единства по вопросу о содержании понятия "рациональность". Однако все многообразие определений можно упорядочить  в несколько групп. Рациональность может пониматься как:

    • характеристика деятельности;
    • характеристика знания;
    • характеристика методологии или правил деятельности;
    • атрибутивное свойство всех технических цивилизаций;
    • характеристика мира в целом;
    • специфический тип упорядоченности, особая структура, противостоящая бесструктурности и принципиальной невыразимости.

При таком многообразии подходы к освещению вопроса различны. 
         В современной философии существует две основные линии осмысления проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм. В рамках первой акцент делается на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Рациональность в сциентизме отождествляется с научной рациональностью в ее классической форме. Сциентизм представлен позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.

Вторая линия интерпретации  проблемы рациональности связана с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. В рамках антисциентизма акцент делается на вненаучных формах и способах постижения действительности, на спонтанности человеческого поведения и вторичности рассудка.

В современной философии  происходит пересмотр представлений  о рациональности, но не отказ от идеи разума - величайшей ценности и  величайшего достижения западной цивилизации. В конфликтах и кризисах XX века человечество осознало, что сон разума порождает чудовищ, но таким же чудовищем становится и гипертрофированный разум, забывший о добре и красоте. Современная философия, отказываясь от фрагментарных, догматичных представлений, тем самым вновь доказывает ценность и необходимость критической рефлексии.

Помимо выделения различных  типов научной рациональности, современная  философия говорит и о вненаучных формах рациональности в искусстве, философии, обыденной жизни. Поэтому следует говорить не столько о рациональности, сколько о творческой разумности человека как его сущностной особенности. Под творческой разумностью имеется в виду способность к свободному практическому действию, к созданию нового в обыденной жизни, искусстве, науке и философии. Классическая научная рациональность - лишь одна из возможностей реализации разума. Вслед за И. Кантом вся постклассическая философия пыталась преодолеть узко-рассудочные пределы сциентизированной философии и повернуть ее лицом к человеку. Постклассическая философия продемонстрировала, что разум покоится на не-разуме, логика на не-логике, что разум лишь средство существования философии, но не ее единственная цель.

Классический тип научной  рациональности (XVII—XVIII вв.) исходил  из того, что при теоретическом  объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от всего, что относится  к субъекту (исследователю), применяемым им средствами и совершаемым операциям. Такая элиминация рассматривалась как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Конечно, и на этом этапе стратегия исследования, а в значительной степени и его результата были детерминированы присущими данной эпохе мировоззренческими установками и ценностными ориентациями.

В развитии современного общества тот тип научной рациональности имеет особую значимость. Ведь вопреки мнению крайних антисциенистов, видящих в науке злого демона, способного погубить цивилизацию, выход из сегодняшней экологической и социокультурной ситуации, очевидно, состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности.

5. Идеальное  и сознание

Идеальное — специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта.

Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах.

Философская интерпретация  идеального эволюционирует от вопроса  о соотношении сознания, идеи и  материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального.

Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного — от физического, объективного.

Идеальное обозначает как  сам процесс, так и результат  этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения  действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей.

Идеальное, будучи миром  образов и понятий, обладает собственной  логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в  способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности

Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением  мозговых процессов человека. Последние  актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида.

Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному  сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов.

Идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики.

Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания.

Сознание — высший уровень психической активности человека, связанный с формированием и использованием чувственных и мыслительных образов.

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при  этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Понятие «сознание» неоднозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркивая его отношение к материи.

В более узком и  специальном значении под сознанием  подразумевают не просто психическое  состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.

Сознание, как идеальная реальность, проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, которыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира.

Начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция головного мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действий, предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Животное отражает мир в виде сложных форм, но оно при этом не сознает и не познает. Человек и животное, по-своему понимают происходящее, но это понимание у человека реализуется в сознательной форме, а у животного – в форме рефлекторной, бессознательной.

Информация о работе Мировоззрение сущность и смысл