Мировоззрение в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:18, реферат

Описание работы

Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Мировоззрение как понятие.………………………………………………5
Зарождение мировоззрения. История термина………………………5
Сущность мировоззрения……………………………………………...5
Cложная структура мировоззрения…………………………………...7
Компоненты мировоззрения человека………………………………..9
Типы мировоззрения……………………………………………………...10
3.1обыденное мировоззрение…………………………………………….10
3.2религиозное мировоззрение…………………………………………..10
3.3философское мировоззрение………………………………………….10
Функции мировоззрения………………………………………………….11
Роль мировоззрения в жизни современного человека………………….13
Заключение………………………………………………………………..14
Литература………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

работа по философии. Мировоззрение.docx

— 44.35 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Введение…………………………………………………………………….3                                                                                                    
  2. Мировоззрение как понятие.………………………………………………5
    1. Зарождение мировоззрения. История термина………………………5
    2. Сущность мировоззрения……………………………………………...5
    3. Cложная структура мировоззрения…………………………………...7
    4. Компоненты мировоззрения человека………………………………..9
  3. Типы мировоззрения……………………………………………………...10

3.1обыденное  мировоззрение…………………………………………….10

3.2религиозное  мировоззрение…………………………………………..10

3.3философское  мировоззрение………………………………………….10

  1. Функции мировоззрения………………………………………………….11
  2. Роль мировоззрения в жизни современного человека………………….13
  3. Заключение………………………………………………………………..14
  4. Литература………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Человек разумное социальное существо. Его  деятельность целесообразна. И чтобы  действовать целесообразно в  сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь  выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему  необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира –  мировоззрение. Данная тема была выбрана мной не случайно, так как вопрос о мировоззрении, его роли для человека и всего общества является основополагающим в настоящее время. Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Мировоззрение необходимо индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

Первый  вопрос, который встает перед нами, гласит: что же такое мировоззрение? МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Из этого определения можно явно выявить основную проблему или основной вопрос мировоззрения: каково отношение человека к миру в целом? Мировоззрение есть общая картина мира, т. е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, через которую люди осознают мир. А также люди узнают о положении в этом мироздании такой его важнейшей части, как человечество. Ещё одним из основных вопросов мировоззрения является вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого) [1, с.44]

В это  понятие входят жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают и отдельные люди, и этнонациоальные или религиозные общности, и классы, и общество в целом. Мировоззрением отдельного индивида формируется под воздействием – спонтанным либо целенаправленным – мировоззрением общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический  жизненный опыт данного индивида.[2, 334]  Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение  – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Каждый  современный человек, вольно или  невольно, постоянно сталкивается с  проблемами, которые обсуждаются  в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно  или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей  степени каждый из нас интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен  человек или бессмертен? Как можно  понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем  предназначении в этом мире или это  ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и  лжи? На все эти вопросы нет однозначного ответа, потому что каждый из нас может ответить на них по-разному. Человек задумывается о них, ведь они не теряют значимости и актуальности и в наши дни. Так какую же роль играет мировоззрение в жизни каждого из нас? Этот вопрос также требует внимательного к себе рассмотрения, ведь для того мировоззрение и существует, чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и само себя. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания. Взгляды на данную проблему    непрерывно    меняются. Предлагались    и    уточнялись    новые концепции понимания и познавания    мира. Так   или   иначе, мир познается   человеком и   трансформируется    в   зависимости    от    глубины и качества получаемых   знаний. Здесь мы неизбежно   сталкиваемся    с    вопросом: является    наше знание   о   мире   истинным, соответствующим    нашим выводам из весьма ограниченного опыта? 
            Для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь "интуитивные" способности к постижению нового. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.

 

 

 

 

 

          2.Мировоззрение как понятие

 

2.1 Зарождение мировоззрения. История  термина

Мировоззрение  –  необходимая  составляющая  человеческого   сознания, познания. Это не просто один из его элементов  в ряду многих  других,  а их  сложное  взаимодействие.  Разнородные «блоки» знаний,   убеждений, мыслей,  чувств, настроений, стремлений, надежд,  соединяясь   в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание  людьми мира и самих себя.

Термин  «мировоззрение» появился и вошел  в научный оборот в конце 18 века в связи с научным творчеством  представителей немецкой классической философии. Но это совсем не значит, что именно тогда сложились все  концептуальные положения данного  феномена. Прежде всего, следует сказать о том, что многие представления, без которых сегодня нельзя представить ни одно мировоззрение (не важно, о каком типе мы ведем речь, о массовом или индивидуальном), пришли к нам из совершенно других форм общественного сознания. Более того, само мировоззрение выражалось преимущественно через содержание таких духовных явлений, как философия, мифология, метафизика, религия.

Первым  его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное  значение термин приобретает у Шеллинга. Для него важным моментом в понятии «мировоззрение» было то, что оно содержит определенный схематизм и не нуждается в теоретическом объяснении. Поэтому Гегель говорит о моральном мировоззрении, Гёте - о поэтическом, Ранке - о религиозном. [3, 14]

Мировоззрение, его сущность и структура, как  правило, выражались через те представления  индивидов, которые они формулировали  в процессе обобщения тех знаний, которые приобретались в результате общественной практики. В результате таких обобщений сформировалось понимание мировоззрения, как специфической  формы сознания индивида, в которой  отражаются его взгляды на окружающую действительность и свое место в  этой действительности.

2.2Сущность мировоззрения

 

Вопрос  о сущности мировоззрения стал как  никогда актуальным в начале XX века. Представители самых разных, философских течений и направлений прямо или косвенно принимали участие в его обсуждении. Однозначной позиции не было. В. Дильтей, определяя мировоззрение, подчеркивает его психическую составляющую.[4, 82] 3. Фрейд в понимании мировоззрения, акцентирует внимание на его интеллектуальном аспекте. [5, 399]  К. Ясперс, рассматривает мировоззрение как «всеобъемлющее для человека, причём как в субъективном смысле - переживание, энергию, образ мыслей, так и в объективном - предметно-оформленный мир». [6, 7]. М. Хайдеггер пишет, что под мировоззрением следует понимать восприятие взаимосвязи вещей природы и одновременно объяснение смысла и цели человеческого бытия и, тем самым и истории. [7, 5-7].

Главной особенностью мировоззрения является то, что оно всегда имеет отношение  к индивиду, социальной группе, эпохе, представленной конкретными лицами. Heт безличного, анонимного мировоззрения. В центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Это объясняется тем, что в него включены не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, все то, что имеет смысл для конкретного человека. Если знания безличны, принадлежат всем и одинаковы для всех, то ценности у всех разные, и мировоззрения тоже разные. Центральное место мировоззрения занимает конкретный человек. Без мировоззрения нет человека. Важно отметить, что мировоззрение складывается само по себе в процессе жизнедеятельности. Его часто называют стихийным, обыденным, естественным.

Каждый  человек имеет свое собственное  мировоззрение, т.е. у каждого имеется  какое-то общее представление о  мире, обществе и о себе. Мировоззрение  проявляется в делах, поступках, решениях в сознании (но не растворяется в нем). Это значит, что не каждое убеждение можно считать частью мировоззрения. Мировоззрение не просто картина мира, общества, в которую  в качестве одного из элементов входит субъект. Мировоззрение включает в  себя также вполне определенное отношение  субъекта к миру и обществу и их оценку: мир может представляться светлым, дружелюбным и полным чудес, или мрачным, безнадежным и путающим.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого  сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие.

Жизнь людей  в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и  сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также  подвержено историческим переменам. Оно  активно улавливает, преломляет большие  и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении  в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие  на том или ином этапе истории  предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настоя той  или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в  сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве  групповых и индивидуальных вариантов.

Строго  говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному  признаку (например, по классовой принадлежности, социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления  о мире и жизненные программы.[8, 23]

В целом  мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное  место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни  и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и  идеалов людей.[9, 15]

 

2.3 Сложная структура мировоззрения

 

Будучи  важной составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет  сложную структуру.

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросы. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Мировоззрение представляет собой сложное духовное явление, для которого характерна целостность, единство всех компонентов. Структуру  мировоззрения составляют и выполняют  в нем важную роль такие элементы, как:

1. Обобщенные  знания. Они являются основной, информационной  базой мировоззрения. Чем больше  знаний у того или иного  народа либо у того или иного  человека, тем более серьезное  обоснование получает соответствующее  мировоззрение. К мировоззрению  относятся не все и не любые  знания, а лишь те, которые являются  жизненно важными для человека, которые практически и теоретически  раскрывают сущность отношений  между человеком и миром в  каждую историческую эпоху.

2. Убеждения.  Это внутренние социально-психологические  элементы духовности, благодаря  которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие  знания. Характеризуя природу убеждений,  С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно  важную промежуточную ступень  между верою и знанием составляет  так называемое убеждение. Убеждение  есть субъективно наиболее ценная  для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным  можно быть лишь в том, что  не имеет характера логической  бесспорности, а в большей или  меньшей степени поддерживается  верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня  такое-то число»[10,45].

Информация о работе Мировоззрение в философии