Модель человека в концепции З.Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:04, реферат

Описание работы

Здесь нужно сделать одно важное вводное замечание о самом психоанализе. Несмотря на свой философский и мировоззренческий потенциал, психоанализ – это, прежде всего, психотерапевтическая техника, а сам Фрейд строил свою теорию, опираясь на опыт практической работы с «душевными болезнями» своих пациентов. За прошедшие сто лет последователями Фрейда в этом направлении достигнут принципиально иной технический и теоретический уровень, поэтому нужно видеть отличие современного психоанализа от классических фрейдовских работ, в которых современный психоанализ берет свои истоки. Как об этом недавно написал один российский психоаналитик: «апелляция противников психоанализа к классическим работам не выдерживает критики. Это то же самое, что критиковать современную математику, акцентируя внимание на необоснованности некоторых постулатов Евклида».

Содержание работы

Введение

Классическая работа Фрейда «Я и Оно»

Сознание, предсознательное, бессознательное

Я, Оно и Сверх-Я

Теория влечений

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия (контрольная).docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

Сибирская академия государственной службы

Кафедра Психологии

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

Модель человека в концепции  З.Фрейда

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 11323 гр.

Мирошникова Е.С.

 

Научный руководитель:

Антипов Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

Содержание

 

Введение

 

  1. Классическая работа Фрейда «Я и Оно»

 

  1. Сознание, предсознательное, бессознательное

 

  1. Я, Оно и Сверх-Я

 

  1. Теория влечений

 

Заключение

 

Список литературы 

Введение

Психоаналитическая теория и история психоанализа насыщенны  сложными смысловыми трансформациями  и чрезвычайно многогранны, поэтому  их трудно описать в целом немногими  словами. Эта статья, написанная в  популярном ключе, посвящена только одной теме одного классического  произведения Фрейда (1856-1939) «Я и Оно», тем не менее, весь многоплановый  психоаналитический контекст, несомненно, присутствует «за скобками», стимулируя дальнейшие размышления. Все же во введении в самом общем виде нужно сказать  кое-что о Фрейде и его вкладе в сокровищницу мировой мысли, а  также абстрагироваться от неуместных обвинений в адрес его учения.

Здесь хочется привести характеристику Зигмунда Фрейда, сделанную выдающимися  отечественными психологами Л. С. Выготским и А. Р. Лурией до того как психоанализ в Советском Союзе был репрессирован: «Фрейд принадлежит, вероятно, к числу самых бесстрашных умов нашего века. Эта добродетель всегда почиталась скорее достоинством практического деятеля, чем ученого и мыслителя. Чтобы действовать, нужна смелость; оказывается, нужно еще неизмеримо большее бесстрашие, чтобы мыслить». Количество идей выдвинутых Фрейдом чрезвычайно велико, объединенные под именем психоанализа, они распространяются на понимание практически всех сторон общественной жизни. С одной стороны, эти идеи, например представления о детской сексуальности и приписывание человеку антисоциальных и постыдных влечений, вызвали бурный протест и негодование консервативных научных и общественных кругов. С другой стороны, эти идеи были подхвачены и разработаны талантливыми клиницистами и последователями Фрейда – так в рамках психоанализа создавались школы и направления, ушедшие далеко вперед в своем развитии от некоторых первоначальных фрейдовских предположений.

Здесь нужно сделать одно важное вводное замечание о самом  психоанализе. Несмотря на свой философский  и мировоззренческий потенциал, психоанализ – это, прежде всего, психотерапевтическая техника, а сам  Фрейд строил свою теорию, опираясь на опыт практической работы с «душевными болезнями» своих пациентов. За прошедшие  сто лет последователями Фрейда в этом направлении достигнут  принципиально иной технический  и теоретический уровень, поэтому  нужно видеть отличие современного психоанализа от классических фрейдовских работ, в которых современный психоанализ берет свои истоки. Как об этом недавно написал один российский психоаналитик: «апелляция противников психоанализа к классическим работам не выдерживает критики. Это то же самое, что критиковать современную математику, акцентируя внимание на необоснованности некоторых постулатов Евклида».

После такой краткой зарисовки  общего психоаналитического контекста  дальше мы сфокусируемся непосредственно  на работе Фрейда «Я и Оно» и описываемой  в ней модели психического аппарата.

 

 

1. Классическая  работа Фрейда «Я и Оно» 

Первые попытки Фрейда сформулировать общую теорию психического аппарата относятся к последнему десятилетию XIX века, они были предприняты  еще до того, как начал разрабатываться  психоанализ как метод лечения  и описания душевных дисфункций и  заболеваний. Сам Фрейд этой первой концепцией душевных процессов, изложенной в духе подобия психического, гистологического (клеточного) и нейрофизиологического  уровней удовлетворен не был, но уже  тогда были заложены некоторые соотносительные  понятия, развитые позднее. Первое систематическое  описание психического аппарата и способов его функционирования Фрейд дает в своем монументальном труде 1900 года «Толкование сновидений», а  также в эссе 1915 года «Бессознательное». Эта модель получила название «топографической»  или «топической», в этой модели акцент делался на психическом взаимодействии между качественно различными слоями психического аппарата, называемых бессознательное, предсознательное, сознание.

В классической работе 1923 года «Я и Оно» Фрейд в первой главе  «Сознание и бессознательное» обзорно  повторяет описание топографической  модели (мы подробнее остановимся  на описании этой модели ниже). Эта глава  начинается с высказывания Фрейдом  краеугольной идеи психоанализа о том, что сознание не является сущностью  психического, а только его качеством  наибольшей отчетливости внутреннего  или внешнего восприятия; заканчивается  эта глава введением представления  «о связной организации душевных процессов в одной личности», обозначенного как Я личности. Здесь же Фрейд делает еще одно фундаментальное предположение  о бессознательности в динамическом смысле некоторой, возможно очень большой, части самого Я. Вторая и третья главы  работы «Я и Оно» посвящены изложению  структурной модели психического аппарата, разделяемого на такие инстанции: Я, Оно и Сверх-Я.

Эта модель разрабатывалась  Фрейдом более четверти века и  представляет собой результат общего пересмотра психоаналитической теории. Практика лечения привела к необходимости  учитывать бессознательные механизмы  защиты от влечений (например, вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и представлений), но тогда  конфликт между бессознательными влечениями и такими же защитами с точки зрения первой топографической модели мало понятен. Новое теоретическое понимание психического аппарата было необходимо и еще по одной причине: клиническая практика показала, что чувство вины и потребность в наказании также могут быть бессознательными, иными словами, и они поддаются вытеснению, – этим вопросам в работе «Я и Оно» посвящена последняя пятая глава. В неупомянутой четвертой главе речь идет о новой теории влечений, концептуализированной Фрейдом в работе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия».

 

2. Сознание, предсознательное, бессознательное

Здесь мы подробнее остановимся  на фрейдовской топографической модели психического аппарата и проблеме бессознательного, которым в работе «Я и Оно» посвящена первая глава. Итак, в этой модели Фрейд выделяет три слоя психического аппарата, называемых:

  • Бессознательное;
  • Предсознательное;
  • Сознание (эта система называется также Восприятие-Сознание).

Отказавшись от желания установить параллели с анатомической реальностью, Фрейд все же расположил систему  Восприятие-Сознание на периферии психического аппарата между внешним миром  и мнестическими (отвечающими за память и воспоминания) системами.

Таким образом, система Восприятие-Сознание стала ответственной за регистрацию  информации, приходящей извне, и восприятие внутренних ощущений диапазона удовольствие-неудовольствие. Эта функция восприятия противопоставляется  функции запечатления: система Восприятие-Сознание не сохраняет никаких прочных  следов возбуждений, которые она  регистрирует. Эта система не только ответственна за восприятие, но и является местом локализации мышления и оживления  воспоминаний. Предсознательное отделено от Бессознательного и от системы Восприятие-Сознание. О его содержании можно сказать, что, не присутствуя в поле сознания, оно, тем не менее, доступно осознанию. Предсознательное представляет собой систему следов памяти представленных словесно. Бессознательное – наиболее древняя часть психического аппарата, ближайшая к источнику влечения и преимущественно состоящая из репрезентантов этих влечений в виде образов – в противоположность репрезентации в виде слов в системе Предсознательного.

 

3. Я, Оно и  Сверх-Я

Под Оно подразумевается вся сфера влечений человека, включающая (в норме) уравновешивающие друг друга влечения к жизни и смерти, сексуальное влечение и другие, как наиболее примитивные компоненты психики. В Оно все хаотически перемешано, крайне неустойчиво и подчинено преимущественно «принципу удовольствия», являющемуся одним из ведущих регуляторов всей психической жизни, и проявляющееся в стремлении, с одной стороны, избегать неудовольствия, а с другой — неограниченно получать наслаждения. О принципе удовольствия так афористично высказывается современный американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс: «Я хочу удовлетворения всех мои желаний, в том числе и взаимно противоречивых, прямо сейчас!». Но это стремление никто и никогда не может реализовать полностью, так как принципу удовольствия (Оно) противостоит принцип реальности. Оно — это еще, некоторым образом, не психическое, а только психический эквивалент «соматических переживаний», близкий к инстинктам и естественным «позывам». Я — с одной стороны — это главная психическая инстанция, контактирующая с реальностью и тестирующая последнюю, а с другой — своеобразный «фильтр» между внешними условиями, моральными установками и внутренними побуждениями, то есть между Сверх-Я, Оно и внешним миром. При этом Я находится от них в зависимости, но в отличие от Оно, Я старается следовать принципу реальности — требованиям и запросам социума и внешнего мира. О принципе реальности Нэнси Мак-Вильямс говорит так: «Удовлетворение некоторых желаний проблематично, исполнение же наилучших стоит того, чтобы подождать».

Сверх-Я — это социально опосредованное Я, высшая «судебная» инстанция в структуре индивидуальной душевной жизни, носитель моральных норм и стандартов, то есть та психическая структура, которая в первой топике обозначалась Фрейдом как «цензура».

Фрейд считал, что Сверх-Я формируется одновременно с разрешением Эдипова комплекса, а его деятельность, так же как и деятельность Оно, является бессознательной. Иногда в качестве синонима Сверх-Я употребляется термин Я-идеал, хотя здесь есть и разночтения. В более поздних толкованиях Сверх-Я обычно определяется как структура, формирующаяся на основе идентификации с родительскими запретами и наставлениями. Я-идеал определяется как формирующаяся в зрелом возрасте идентификация с широким кругом лиц или референтной группой, на моральные нормы и ценности которой личность ориентируется в своем поведении, жизни и деятельности. В силу этих причин Я-идеал является более мобильной структурой и может неоднократно изменяться в течение жизни.

Таким образом, если очень  упростить концепцию Фрейда: у  каждого из нас существует властно  побуждающее личность на удовлетворение ее желаний Оно, которому противодействует моральное Сверх-Я, и принимающее конкретное решение (кому же отдать предпочтение) Я.

 

4. Теория влечений

Фрейд сформулировал свое учение о влечениях, которое изначально было учением о либидо, на основании  критического рассмотрения форм проявления детской сексуальности и перверсий (извращений), при этом была предложена модель фаз развития детской сексуальности. В ходе последующих исследований Фрейд столкнулся с амбивалентностью любви и ненависти и долгое время занимался тем, чтобы интегрировать  ее в учение о влечениях, что было непростой задачей. Учение Фрейда о  влечениях вплоть до своего окончательного оформления в виде дуализма Эроса  и Танатоса (влечения к жизни и влечения к смерти) претерпело ряд изменений, и это в очередной раз показывает, как тяжело было придать удовлетворительную теоретическую форму всему спектру клинических и собственных наблюдений.

По ту сторону сферы  действия влечения, которое направлено на либидозное удовлетворение, то есть на получение удовольствия (или, по меньшей мере, на снижение неблагоприятного напряжения), лежат клинические феномены вынужденного повторения. Эти феномены были выявлены главным образом при рассмотрении неврозов навязчивых состояний и меланхолии, описываемых с помощью понятий амбивалентности, агрессивности, садизма, мазохизма и ненависти. В поисках типа влечения, которое сделало бы понятными эти феномены и в то же время могло бы быть рассмотрено в качестве полярного напряжения по отношению к ранее введенному понятию инстинкта сексуальности, Фрейд обнаружил влечение к смерти. Этому инстинкту противостоят все те модальности инстинктов, которые направлены на удовлетворение и получение удовольствия, короче, на сохранение индивида и тем самым жизни (Эрос).

 

В противоположность направленным на обеспечение жизни и ее сохранение влечениям, влечение к смерти стремится  к полному упразднению напряжений, которые характеризуют существование-в-жизни, к возврату от многоклеточного организма с его нестабильностью, которую нужно постоянно регулировать, к стабильности неорганического, из которого произошло органическое, к стабильности окончательного устранения напряжения. Влечения смерти по Фрейду, которые направляются как первичный мазохизм сначала вовнутрь, на саморазрушение субъекта, могут быть обращены вторично вовне, против объектов.

 

Заключение

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, разрабатываемая в  работе «Я и Оно» — это теория влечений, топографическая и структурная  теория. По Фрейду врожденная психическая  энергия, содержащаяся в Оно, является двигателем любого действия и стремится к удовлетворению в форме снятия напряжения, чтобы достичь спокойствия и равновесия. Поскольку Оно берет во внимание только преобладающее в данный момент стремление к удовольствию или же к избеганию неудовлетворительного напряжения, то соотнесением желаний с реальностью занимается психическая структура Я, которая формируется под влиянием опыта взаимодействия с внешним миром. Эта структура усмиряет и канализирует энергию, стремящуюся наружу из Оно, она отвечает за адаптацию человека к окружающей среде и за связь с реальностью. Развившаяся из принятых вовнутрь родительских законов и Я-идеала структура Сверх-Я проявляется в том, с какой жесткостью или гибкостью Я модифицирует требования влечений. Сами влечения в последней концепции Фрейда – влечение к жизни и влечение к смерти – противопоставлены друг другу. Человеческое бытие покоится на динамике и экономике баланса между перечисленными внутрипсихическими структурами, который формируется индивидуальными генетическими и адаптивными факторами и всегда стремится к равновесию.

Информация о работе Модель человека в концепции З.Фрейда