Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:07, реферат
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.
Реферат на тему:
«Моральные основы личных отношений»
Этика - философская
наука, объектом изучения которой является
мораль.
Слово "мораль"
означает в современном языке примерно
то же самое, что и нравственность. Поэтому
большинство специалистов не проводят
строгого разграничения между моралью
и нравственностью и считает эти слова
синонимами.
Следует сказать, что
и слово "этика" первоначально означало
то же, что и "мораль", и "нравственность".
До сих пор говорят об этике поведения,
этике офицера, о педагогической этике
и т.д., имея в виду главным образом моральные
нормы и нравственные отношения, которые
сложились в той или иной сфере общественной
жизни.
Древнейшей этической
нормой поведения человека является "золотое
правило" нравственности. Его наиболее
распространенная формулировка гласит:
"(Не) поступай по отношению к другим
так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали
по отношению к тебе. "Золотое правило"
уже встречается в ранних письменных памятниках
многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском
Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера
и др.) и прочно входит в сознание последующих
эпох. В русском языке оно предстает в
виде пословицы "Чего в другом не любишь,
того и сам не делай".
Этика как практическая
наука представляет собой учение о нравственности,
о привитии человеку деятельно-волевых,
душевных качеств, необходимых ему в первую
очередь в общественной жизни, а затем
и в личной. Она учит (и приучает) практическим
правилам поведения и образу жизни отдельного
индивида. Нравственность направлена
на самого человека, на развитие заложенных
в нем способностей, особенно его духовных
сил, на совершенствование его жизни, т.е.
на достижение человеком высшего блага,
на реализацию им смысла своей жизни и
ее назначения. Аристотель доказывает,
что в сфере деятельности человек сообразует
свое поведение и образ жизни с нравственным
идеалом, с представлениями о добре и зле,
должном иущем и т.д.
Тот содержательный
смысл, который вкладывается в нравственный
идеал, существенно зависит от миропонимания
людей и поэтому различен в тех или иных
философских системах. Например, Гераклит
учил, что все совершается по логосу. Отсюда,
естественно, было и предположение о том,
что поведение человека тогда оказывается
нравственным, благочестивым, законным,
когда оно согласуется с законом, естественной
необходимостью.
В дальнейшем происходит
углубление и изменение представлений
о нравственном идеале человека. Обращается
внимание на то, что наряду с естественной
необходимостью поведением человека управляют
обычаи людей, установления культуры,
все то, что составляет иную, вторую, не
- вещную природу. Сама эта "вторая природа"
предстает как результат выбора и продукт
творчества, активности самого человека.
Она рукотворна и создана самим человеком.
А это означает, что нравственности можно
научиться. Индивид, чтобы стать моральным,
должен руководствоваться собственными
убеждениями, а не полагаться на кого-то
(судьбу, оракулов, учителей и т. д.). Нравственность
это то, что относится ко "второй природе",
к культурному пласту человеческой жизнедеятельности,
к тому, что характеризует человека как
общественное, а не природное существо.
Моральными качествами
человека являются те, которые характеризуют
его с точки зрения способности жить в
обществе. Они формируются в практическом
общении и совместной деятельности людей.
К таким качествам Аристотель относил
мужество, умеренность, щедрость, великолепие,
величавость, честолюбие, правдивость,
дружелюбие, любезность, а также справедливость
и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества,
человек становится
нравственным. И в этом смысле нравственно
все, что служит укреплению общества и
государства.
Коллективизм и гуманизм
как основные цели морального регулирования
органично взаимосвязаны между собой.
Это двуединая цель али. Если в коллективизме
личный интерес как бы подчинен общественному,
а
личность - обществу,
то в гуманизме наоборот, общественное
подчинено личному,а общество личности,
благо и счастье которой становится конечной
целью общественного развития. Тем самым
мораль сочетает общественные и личные
интересы.
Особенности
личных отношений: значимость людей друг для друга,
приоритет ценности общения над целью
общения. Формы личных отношений: любовь,
семья, дружба, знакомство и пр.
Личные отношения являются
следствием основных потребностей человека
в:
• единении с другими людьми;
• безопасности;
• эмоционально-положительных
отношениях;
• самореализации и др.
Установлению личных отношений
способствуют:
• близость людей;
• внешняя привлекательность;
• сходство убеждений, интересов;
• взаимная симпатия.
2. Любовь.
Любовь - это чувство привязанности
к объекту любви, потребность в соединений
и в постоянных контактах с ним
Любовь может иметь разную нравственную
ценность в зависимости от объекта, на
который она направлена. ^ Можно выделить:
• любовь ко всему миру, любовь
к Богу, всем людям, способность к милосердию
(возвышающая любовь);
• любовь к Отечеству, народу
и предкам. (лежит в основе мировоззрения);
• любовь к родителям, детям,
женщине или мужчине (может быть составляющей
смысла жизни человека);
• любовь к предметам, занятиям
(конкретной нравственной ценности не
имеет).
^ Любовь между мужчиной и женщиной
как нравственное чувство
• основана на биологическом
влечении, но не сводится к нему;
• утверждает другого человека
как уникальное существо;
• означает принятие любимого
таким, какой он есть, как абсолютную ценность;
• открывает личность другого
(его лучшие, еще не реализованные возможности).
^ Можно выделить любовь-заботу
(родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются:
• забота об объекте любви (старание
уберечь его от опасностей, проблем, труд
для его блага и пр.);
• ответственность (чувство
тесной связи с предметом любви, выполнение
долга);
• уважение и отношение к объекту
любви как к самоценной личности.
3. Семья.
Семья - первичная группа общества.
Она основана на кровнородственных, духовных,
экономических и юридических (правда,
семья не всегда оформлена юридически)
связях людей.
В семье человек обретает:
• чувство безопасности, комфортности,
поддержки;
• условия для самосовершенствования;
• облегчение житейских забот;
• нравственное сознание, представления
о добре и зле, отношениях людей и пр. (для
детей).
Семейные отношения
подразумевают:
• чувство долга;
• ответственность за членов
своей семьи;
• самоограничение, подчинение
эгоистических стремлений, страстей интересам
семьи.
Семейные отношения
регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств
супругами, забота о детях, стариках и
т. д.
^ 4. Дружба. Товарищеские
и приятельские отношения.
Дружба как нравственное чувство основана
на бескорыстии, честности и искренности,
самоотверженности. Она исключает утилитаризм,
эгоистические устремления, измерение
и т. п.
Дружба – это:
• межличностные отношения,
имеющие нравственную ценность;
• отношения взаимопонимания,
доверия и поддержки, которые носят индивидуальный,
избирательный характер;
• основана на взаимной привязанности
и общности интересов и убеждений.
Дружеские отношения
могут реализовываться в формах:
• эмоциональной привязанности;
•.деловой общности;
• духовной общности;
• комплиментарности (взаимодополняемости)
и др.
I
Доминирующие в дружбе
нравственные ценности это - деятельная поддержка и взаимовыручка
(более свойственна дружбе между мужчинами),
психологическая поддержка, взаимопонимание.
Поддержка в дружбе является безусловной