Моральные основы личных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:08, реферат

Описание работы

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль.
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.
Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 28.20 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

              

                                       

 

                                   Реферат на тему:

                               «Моральные основы личных отношений»

                                     Студентки 1 курса ЗО 

                                     Специальности ДВПЕД

                                    Дядиченко Людмилы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. 
Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами. 
Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни.  
Древнейшей этической нормой поведения человека является "золотое правило" нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". 
Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, должном иущем и т.д. 
Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Например, Гераклит учил, что все совершается по логосу. Отсюда, естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью. 
В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т. д.). Нравственность это то, что относится ко "второй природе", к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо. 
Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, 
 
человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства. 
 
 
Коллективизм и гуманизм как основные цели морального регулирования органично взаимосвязаны между собой. Это двуединая цель али. Если в коллективизме личный интерес как бы подчинен общественному, а 
 
личность - обществу, то в гуманизме наоборот, общественное подчинено личному,а общество личности, благо и счастье которой становится конечной целью общественного развития. Тем самым мораль сочетает общественные и личные интересы.  
Особенности личных отношений: значимость людей друг для друга, приоритет ценности общения над целью общения. Формы личных отношений: любовь, семья, дружба, знакомство и пр. 
 
 
Личные отношения являются следствием основных потребностей человека в: 
 
• единении с другими людьми; 
 
• безопасности; 
 
• эмоционально-положительных отношениях; 
 
• самореализации и др. 
 
 
Установлению личных отношений способствуют:  
 
• близость людей; 
 
• внешняя привлекательность; 
 
• сходство убеждений, интересов; 
 
• взаимная симпатия. 
 
 
2. Любовь. 
 
 
Любовь - это чувство привязанности к объекту любви, потребность в соединений и в постоянных контактах с ним 
 
 
Любовь может иметь разную нравственную ценность в зависимости от объекта, на который она направлена. ^ Можно выделить: 
 
 
• любовь ко всему миру, любовь к Богу, всем людям, способность к милосердию (возвышающая любовь); 
 
• любовь к Отечеству, народу и предкам. (лежит в основе мировоззрения); 
 
• любовь к родителям, детям, женщине или мужчине (может быть составляющей смысла жизни человека); 
 
• любовь к предметам, занятиям (конкретной нравственной ценности не имеет). 
 
 
^ Любовь между мужчиной и женщиной как нравственное чувство 
 
 
• основана на биологическом влечении, но не сводится к нему; 
 
• утверждает другого человека как уникальное существо; 
 
• означает принятие любимого таким, какой он есть, как абсолютную ценность; 
 
• открывает личность другого (его лучшие, еще не реализованные возможности). 
 
 
^ Можно выделить любовь-заботу (родительская, братская и т. п.). Ее компонентами являются: 
 
• забота об объекте любви (старание уберечь его от опасностей, проблем, труд для его блага и пр.); 
 
• ответственность (чувство тесной связи с предметом любви, выполнение долга); 
 
• уважение и отношение к объекту любви как к самоценной личности. 
 
 
3. Семья. 
 
Семья - первичная группа общества. Она основана на кровнородственных, духовных, экономических и юридических (правда, семья не всегда оформлена юридически) связях людей. 
 
 
В семье человек обретает: 
 
• чувство безопасности, комфортности, поддержки; 
 
• условия для самосовершенствования; 
 
• облегчение житейских забот; 
 
• нравственное сознание, представления о добре и зле, отношениях людей и пр. (для детей). 
 
 
Семейные отношения подразумевают: 
 
• чувство долга; 
 
• ответственность за членов своей семьи; 
 
• самоограничение, подчинение эгоистических стремлений, страстей интересам семьи. 
 
 
Семейные отношения регулируют различные требования: соблюдение взаимных обязательств супругами, забота о детях, стариках и т. д. 
 
 
^ 4. Дружба. Товарищеские и приятельские отношения. 
 
 
Дружба как нравственное чувство основана на бескорыстии, честности и искренности, самоотверженности. Она исключает утилитаризм, эгоистические устремления, измерение и т. п. 
 
Дружба – это: 
 
• межличностные отношения, имеющие нравственную ценность; 
 
• отношения взаимопонимания, доверия и поддержки, которые носят индивидуальный, избирательный характер; 
 
• основана на взаимной привязанности и общности интересов и убеждений. 
 
 
Дружеские отношения могут реализовываться в формах: 
 
• эмоциональной привязанности; 
 
•.деловой общности; 
 
• духовной общности; 
 
• комплиментарности (взаимодополняемости) и др. 
 

 
Доминирующие в дружбе нравственные ценности это - деятельная поддержка и взаимовыручка (более свойственна дружбе между мужчинами), психологическая поддержка, взаимопонимание. Поддержка в дружбе является безусловной 


Информация о работе Моральные основы личных отношений