Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:42, реферат
Еще в древние времена, люди для принятия решения обращались к так называем мудрецам – людям, которые могли дать ответ практически на любой вопрос. И это были почти всегда глубокие старцы. Так и сейчас мы обращаемся к пожилым людям или людям постарше, у которых на данном этапе жизни больше опыта , за советом.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые требуют от нас принятие мудрых решений. Что такое мудрые решение? Что такое «мудрость»?
Введение 3
Учения Сократа 4
Мудрость и философия 7
Список литературы 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ
на тему:
Мудрость как знание и добродетель
Выполнила: студентка, группа Э-116,ОЭФ
Иванова Мария Игоревна
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
Хан Татьяна Васильевна
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение 3
Учения Сократа 4
Мудрость и философия 7
Список литературы 11
Еще в древние времена, люди для принятия решения обращались к так называем мудрецам – людям, которые могли дать ответ практически на любой вопрос. И это были почти всегда глубокие старцы. Так и сейчас мы обращаемся к пожилым людям или людям постарше, у которых на данном этапе жизни больше опыта , за советом.
Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые требуют от нас принятие мудрых решений. Что такое мудрые решение? Что такое «мудрость»?
Одни мыслители считают, что мудрость – способность человека мыслить и действовать в соответствии с высшими целями жизни, возвышаясь над ограниченностью частных и преходящих интересов, в том числе своих собственных; начальный импульс развития философии и конечный синтез всех ее направлений.
Другие же подразумевают под словом «мудрость» - большой, глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных проблем, в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание онтологии происходящего.
Для меня мудрость – умение грамотно применять знание, полученные с опытом и способность преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. Мудрость это то, что приходит к нам со временем, а не то, что мы приобретаем с рождением.
В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной нам, чем Сократ. Еще в древние времена он стал для нас воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и, героической личности сохранилось и в наши времена. О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И, тем не менее, в истории философии, возможно, нет фигуры более таинственной и загадочной, чем Сократ. Дело в том, что сам Сократ не оставил и строчки философских трудов (в те времена, когда книга была рукописной редкостью, всем были очевидны преимущества речи перед письмом, ее небывалая выразительность и возможность реакции на аудиторию). В силу этого учение Сократа собирается на основе вторичных источников, в первую очередь сократических разговоров раннего Платона, информация от историка Ксенофонта, Диогена, а также идейных противников Сократа («отца комедии» Аристофана) и книг более поздних авторов (например, Аристотеля), каждый из вышеперечисленных по-своему понимал Сократа1, и все это очень сильно затрудняет воспроизведение подлинно исторической фигуры Сократа. Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко совершенно противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком. В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оценивали и оценивают по- разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером. Поэтому и ныне актуален старый и вечно новый вопрос: возможно ли объективное знание о Сократе и его Учении?
В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа — это философия морали, этика.
Сократ концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. Это и дало возможность Цицерону говорить, что Сократ «спустил» философию с «неба на землю» (иначе говоря, Сократ поднял философию «с земли на небо»). По свидетельству Ксенофонта, Сократ в первую очередь исследовал этические проблемы, касающиеся того, что «благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо и что несправедливо».2
Для Сократа знания и поступки, теория и практика едины: знание (слово) определяет ценность «дела», а «дело» - ценность знания. Отсюда и его уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость (философия), доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, нельзя назвать философом того, кто обладает знаниями и мудростью, но, судя по его образу жизни, лишен добродетели.3 Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим философия, в понимании Сократа, не сводится к чисто теоретической деятельности, но включает в себя также практическую деятельность - правильный образ действия, благие поступки. Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.
Нравственно-этический
смысл человеческих поисков истины
и овладения знанием
Истинное познание — познание посредством понятий — доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам. Но и им доступна не вся мудрость, но лишь незначительная часть ее. Мудрость есть знание, но человек не в силах знать все. «...Человеку,— говорил Сократ,— невозможно быть мудрым во всем. Следовательно, что кто знает, в том он и мудр»4
Но эта человеческая мудрость, по Сократу, немного стоит по сравнению с божественной мудростью. И уж совсем мало что значит в этом отношении обыденное, непросвещенное мнение. «...Лично же он,— пишет Ксенофонт о Сократе,— все человеческие соображения ставил ни во что перед определением богов»
Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Встреча с Сократом становилась для человека встречей с самим собой. Его простые вопросы до сих пор заставляют нас переосмысливать свою жизнь и именно поэтому оказываются безумно сложными. Все мы, конечно же, стремимся к познанию истины, но часто предпочитаем более комфортное заблуждение и компромисс со своими недостатками. Легче рассуждать, чем сделать усилие, измениться. Сократ показал, что знание — плод усилия не столько интеллектуального, сколько нравственного.
Каждый человек, который идет тернистым путем самопознания, стремится достичь наивысшего идеала - мудрости. Как понятие и как идеал мудрость традиционно ассоциируются с таинственным и вместе с тем привлекательным словом "философия". Каждый имеет свое собственное представление о том, что такое философия. Это слово, как ни странно, современное и модное, - мы постоянно слышим: "философская позиция", "жизненная философия", "философия деятельности", "философия бизнеса" и тому подобное.5 В повседневной жизни слово "философия" используется часто и по-разному, но в основном оно ассоциируется с чем-то умным, каким-то труднодоступным занятием, на которое способный далеко не каждый.
В переводе из древнегреческого "философия" означает любовь к мудрости (любомудрость). В VI веке. к н. э. Пифагор из Самоса на вопрос тирана Поликрата о том, чем он занимается, ответил: "Нет, я не мудрец , я любитель мудрости ". Пифагор мотивирует свою позицию тем, что человек через слабость своей натуры не способен владеть таким достойным качеством ума, как мудрость. Критицизм относительно реальных возможностей людей оказался у Пифагора в разграничении понятий "софия" и "философия". Первое (мудрость) - прерогатива богов, второе (философия) - призвание человека.6
Соответственно философ - не мудрец, а любомудр - тот, кто стремится к мудрости. Мудрецу, как и Богу, уже нет к чему стремиться, его мудрость суверенная и абсолютная, любитель же мудрости всегда динамический, он двигается, идет к мудрости. Догадки по этому поводу можно строить любые, ведь Пифагор, как потом и Сократ, ничего не писали и никому свои убеждения не навязывали. Невзирая на это, на основе пифагорейства возникали долговременные таинственные союзы, членов которых даже карали смертью (это осуществлял, например тиран Килон в городе Кротоне в середине V ст. к н. э.). А люди продолжали философствовать. Что их к этому вынуждало? Не то ли, что "философия", любовь к мудрости, является самым надежным способом постигнуть тайну жизни и ее смысл?
Мудрость присуща не всем людям, хотя потенциально доступна каждому. Она добывается различными путями, оказывается в разнообразных сферах знаний и деятельности, закрепляется в пословицах, притчах. Мудрость существует, потому что существуют проблемы, которые требуют решения. И хотя они не являются окончательными решениями, однако способствуют правильному устремлению и самопознанию человека.
Таким образом, мудрость, как поиск лучших мнений в отсутствии точных знаний, вновь возвращается в философию, после того, как претензии философии на объективное знание оказались несостоятельными именно перед лицом философской критики. Мудрость - это умение выбрать среди многих мнений наилучшее, не основываясь на твердом знании. Не удавшись как наука, как дисциплина объективного знания, философия возвращается к тому, что составляло ее основу, ее корень - к "софии", мудрости.
Мудрым можно считать такое мнение, которое позволяет живущему осуществлять свои интересы в согласии с интересами других. Мудрость определяется не знанием фактов, как они есть, а взаимодействием с людьми, какими они могут быть. Мудрый не делает другим того, чего не хотел бы для себя, но вместе с тем он старается делать для других то, чего никто не мог бы сделать вместо него. Он действует так, как все хотят, но только он может. Мудрый стремится достичь общности с людьми и принести им пользу именно в том, что наиболее отличает его от других. Если судьба вручила ему смычок скрипача, он не променяет его на топор дровосека. Но если нужно спасти замерзающих, он отложит смычок и возьмется за топор. Он умеет находить кратчайший путь от своих наибольших способностей к наибольшим потребностям других людей. Он знает меру, соотносящую уникальный дар человека с универсальными нуждами человечества.
Мудрость - это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе - простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не променяет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость - это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из которой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изменить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.
1 Асмус В.Ф. Античная философия – М.: Высш. шк., 1998., 83 с.
2 Асмус В.Ф. Античная философия – М.: Высш. шк., 1998., 11 с.
3 Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001., 48 с.
4 Кессиди Ф.Х. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001.
5 Лосев А.. Философия. Мифология. Культура, Изд.: «Мысль», 1991 г
6 Асмус В.Ф. Античная философия – М.: Высш. шк., 1998.