Приведём для примера начальные главы работы, в которых философ
рассуждает о чувствах и ощущениях, которые
могут быть присущи каждому человеку.
Одиночество.
"Тема одиночества
- основная. Обратная сторона её
есть тема общения. Чуждость
и общность - вот главное в человеческом
существовании, вокруг этого вращается
и вся религиозная жизнь человека. Как
преодолеть чуждость и далёкость? Религия
есть не что иное, как достижение близости,
родственности. Я никогда не чувствовал
сея частью объективного мира и занимающим
в нём какое-то место. Неукоренённость
в мире, который впоследствии, в результате
философской мысли, я назвал объективированным,
есть глубочайшая основа моего мироощущения.
Я защищался от мира, охранял свою свободу.
Я выразитель восстания "личности"
против "рода". И потому мне чуждо
стремление к величию и славе, к силе и
победе. Это чувство чуждости, иногда причинявшее
мне настоящее страдание, вызывало во
мне всякое собрание людей, всякое событие
жизни. Во мне самом мне многое чуждо. Но
чуждость никогда не была равнодушной,
у меня даже слишком мало равнодушия. Я
скорее активный, чем пассивный человек.
Моё мышление не уединённое: общение, столкновение
с людьми возбуждало и обостряло мою мысль.
Я всегда был спорщиком. Моя жизнь не протекла
в одиночестве, и многими достижениями
моей жизни я обязан не себе. Но этим не
решалась для меня метафизическая тема
одиночества. Внутренний трагизм моей
жизни я никогда не мог и не хотел выразить.
Поэтому я никогда не мог испытать счастья
и искал выхода в эсхатологическом ожидании"
Тоска.
"Другая основная тема есть тема тоски.
Всю жизнь меня сопровождала тоска. Нужно
делать различие между тоской и страхом
и скукой. Тоска направлена к высшему миру
и сопровождается чувством ничтожества,
пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена
к трансцендентному. Тоска по трансцендентному,
по иному, чем этот мир, по переходящему
за границы этого мира. Это есть до последней
остроты доведённый конфликт между моей
жизнью в этом мире и трансцендентным.
Тоска может пробуждать
богосознание, но она есть также
есть переживание богооставленности. Страх
и скука направлены не на высший, а на низший
мир. Страх говорит об опасности, грозящей
мне от низшего мира. Скука говорит о пустоте
и пошлости этого низшего мира. Нет ничего
безнадёжнее и страшнее этой пустоты скуки.
В тоске есть надежда, в скуке - безнадёжность.
Скука преодолевается лишь творчеством.
Страх всегда связанный с эмпирической
опасностью, нужно отличать от ужаса, который
связан с трансцендентным, с тоской
бытия и небытия. Тоска и ужас имеют родство.
Но ужас гораздо острее, в ужасе есть что-то
поражающее человека. Тоска мягче и тягучее.
Характерно для меня, что я мог переживать
тоску и ужас, но не мог выносить печали
и всегда стремился как можно скорее от
неё избавиться. Характерно, что я не мог
выносить трогательного, я слишком сильно
его переживал. Печаль душевна и связана
с прошлым. Тургенев - художник печали
по преимуществу. Достоевский - художник
ужаса. Ужас связан с вечностью. Печаль
лирична. Ужас драматичен. Печаль очень
связана для меня с чувством жалости, которой
я всегда боялся вследствие власти, которую
она может приобрести над моей душой. Поэтому
я всегда делала заграждения против жалости
и печали. Как и против трогательного.
Против тоски я ничего не мог поделать,
но она не истребляла меня. Я всегда боялся
счастливых, радостных минут. Я всегда
в эти минуты с особенной остротой вспоминал
о мучительности жизни. Я почти всегда
испытывал тоску в великие праздники,
вероятно, потому, что ждал чудесного изменения
обыденности, а этого не бывало есть тоска
юности. Это тоска от нереализованности
преизбыточных сил и неуверенности, что
удастся вполне реализовать эти силы.
В юности есть надежды на то, что жизнь
будет интересной, замечательной, богатой
необыкновенными встречами и событиями.
И есть всегда несоответствие между этой
надеждой и настоящим, полным разочарований,
страданий и печали, настоящим, в котором
жизнь ущерблена.
Ошибочно думать, что
тоска порождена недостатком
сил, тоска порождена и избытком
сил. В жизненной напряжённости
есть и момент тоски. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по
вечности, невозможность примириться
с временем"
Жалость.
"Мне очень свойственна жалость, сострадательность.
Я с трудом выношу страдание людей и животных
и совсем не выношу жестокости. Мне очень
жаль всю тварь, которая стонет и плачет
и ждёт избавления. Более всего меня всегда
мучила проблема оправдания Бога перед
непомерными страданиями мира. Мне чужд
лик божества всемогущего, властного и
карающего, и близок мне лик Божества страдающего,
любящего и распятого. Я в сущности более
чувствовал человеческое несчастье, чем
человеческий грех. Мне противна религия,
понимающая человеческую жизнь, как судебный
процесс. Я был активен в свободе, но не
активен в жалости. Поэтому я исключительно
страдал от жалости, пассивно страдал.
Я мало делал для реализации в жизни моей
жалости, мало помогал страдающим людям,
мало облегчал их страдания. Жалость и
заботливость соединялись у меня с эгоистическим
самосохранением. Я часто прятался, избегал
того, что могло бы вызвать острое сострадание"
Размышления об Эросе.
"Пол есть тоска, потому что на нём лежит
печать падшести человека. Утоление тоски
пола в условиях этого мира невозможно.
Пол есть ущербность, расколотость человека.
Но через жизнь пола никогда по-настоящему
не достигается целостность человека.
Пол требует выхода человека из самого
себя, выхода к другому. Но человек вновь
возвращается к себе и тоскует. Человеку
присуща тоска по целостности. Но жизнь
пола увеличивает расколотость человека.
К целости ведёт лишь подлинная любовь.
Но это одна из самых трагических проблем"
.
"Я принадлежу к
тому поколению русских людей,
которое видело в семье и
деторождении быт, в любви же
видело бытие. Жизнь пола - безликая,
родовая. В ней человек является
игралищем родовой стихии. В самом
сексуальном акте нет ничего индивидуального, личного,
он объединяет человека со свеем животным
миром. Любовь - лична, индивидуальна, направлена
на единственное, неповторяемое, незаменимое
лицо. Половое же влечение легко соглашается
с на замену, и замена действительно возможна.
Сильная любовь-влюблённость может даже
не увеличить, а ослабить половое влечение.
Эротическая любовь коренится в поле,
и без пола её нет. Но она преодолевает
пол, она вносит иное начало и искупает
его. природа любви-эроса очень сложная
и противоречивая и создаёт неисчислимые
конфликты в человеческой жизни, порождает
человеческие драмы. Я всегда защищал
свободу любви и защищал страстно. Я ненавидел
морализм и законничество в этой области,
не выносил проповеди добродетелей. Настоящая
любовь - редкий цветок. Меня пленяла жертва
любовью во имя свободы, как пленяла и
свобода самой любви. Мне противны были
люди, находящиеся в безраздельной власти
любви. Нельзя отказаться от любви, от
права и свободы любви во имя долга, закона,
во имя мнения общества и его норм, но можно
отказаться во имя жалости и свободы. Любовь
так искажена, профанирована и опошлена
в падшей человеческой жизни, что стало
почти невозможным произносить слова
любви, нужно найти новые слова. Настоящая
любовь возникает, когда встреча не случайна
и есть встреча суженого и суженой. Но
в неисчислимом количестве случаев встреча
бывает случайной, и человек мог бы встретить
при других обстоятельствах более подходящего
человека. Поэтому такое огромное количество
нелепых браков.
Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая.
Легальность существует лишь для обыденности,
любовь же выходит из обыденности. мир
не должен был бы знать, что два существа
любят друг друга.
Социализация пола и
любви есть один из самых отталкивающих
процессов человеческой истории, он калечит человеческую
жизнь и причиняет неисчислимые страдания.
Семья есть необходимый социальный институт
и подчинена тем же законам, что и государство,
хозяйство и прочее. Семья очень связана
с хозяйственным строем и имеет мало отношения
к любви.
Ревность есть тирания
человека над человеком. Особенно отвратительна
женская ревность, превращающая женщину
в фурию. В женской любви есть
возможность её превращения в
стихию демоническую.
Есть несоизмеримость
между женской и мужской любовью, несоизмеримость требований и ожиданий.
Мужская любовь частична, она не захватывает
всего существа. Женская любовь более
целостна. Женщина делается одержимой.
В женской любви есть магия, но она деспотична.
Но женская любовь
может подниматься.
Это любовь, спасающая через верность навеки. Мне
всегда казалось, что самое тяжёлое и мучительное
не неразделённая любовь, как обыкновенно
думают, а любовь, которую нельзя разделить.
А в большинстве случает любовь нельзя
разделить.
Любовь, в сущности,
не знает исполнившихся надежд. Бывает иногда сравнительно
счастливая семейная жизнь, но это счастливая
обыденность. Больше всего меня трогала
любовь каритативная, любовь-жалость и
отталкивала любовь эгоцентрическая и
вампирическая. Но бывает, хотя и не часто,
необыкновенная любовь, связанная с духовным
смыслом жизни «Искание смысла жизни».
"В моём детстве отсутствовала православная
религиозная среда, которая бы меня питала.
Я вижу два первых двигателя в своей внутренней
жизни: искание смысла и искание вечности.
Искание смысла было первичнее искания
Бога, искание вечности первичнее искания
спасения. Однажды, на пороге отрочества
и юности, я был потрясён мыслью: пусть
я не знаю смысла жизни, но искание смысла
уже даёт смысл жизни, и я посвящу свою
жизнь этому исканию смысла. Это был настоящий
внутренний переворот, изменивший всю
мою жизнь. Это и было моё настоящее обращение,
самое сильное в моей жизни, обращение
к исканию Истины, которое тем самым было
верой в существование Истины. Искание
Истины и Смысла я противоположил обыденности,
бессмысленной действительности. Но мой
поворот не был обращён в какую-либо конфессию.
Это был поворот к Духу и обращение к духовности.
Я навеки сохранил убеждение, что нет религии
выше Истины. У меня образовался как основа
моего существа коренной для меня спиритуализм
Спиритуализм - учение, признающее сущностью
мира духовное первоначало. . Я в глубине
души, в более глубоком слое, чем умственные
теории, поверил в первичную реальность
духа и лишь во вторичную, отражённую,
символически-знаковую реальность внешнего
мира, природного и исторического"
Также в работе "Самопознание"
автор рассуждает о мире философского
познания, о русском культурном ренессансе
начала XX века, о мире творчества, смысле
его, рассказывает о своих взглядах
на марксизм, русскую революцию и коммунистический
мир, на христианство вообще и религию
в частности, делает "заключение о себе".
Но мы не будем вести об этом речь в своей
работе.
Заключение.
Из данной работы можно сделать вывод
о том, что Бердяев является одним из важнейших
представителей русской философии. Суть
философии Бердяева – «познание смысла
бытия через субъект», т.е. человека. Исходным
пунктом его философии является превосходство
свободы над бытием. В одном ряду с ней
находятся такие понятия, как творчество,
личность, дух, Бог. Бытие раскрывается
в человеке через человека.
Главная проблема философии Бердяева
- смысл существования человека и
в связи с ним смысл бытия
в целом.
Понятие «личность» понимается Бердяевым
как неповторимая, уникальная субъективность.
Через присущую ей свободу и возможность
свободного творчества она направлена
на созидание нового мира. История человечества
предстает в виде процесса развития личностного
начала человека, а сам он достигает наивысшего
блаженства в единении с Богом в своем
творческом акте, направленном на достижение
высших божественных ценностей: истины,
красоты и блага, на достижение нового
бытия, нового, подлинного мира, царства
Духа.
Работая над рефератом, я была заинтересована
его творчеством и планирую в
ближайшее время заняться прочтением
его трудов. Мне действительно стало интересно
его творчество, потому что он в своих
произведениях затрагивает проблемы,
над которыми я и сама часто задумываюсь.
Литература.
1. Н.А. Бердяев. Самопознание,
Л.Лениздат, 1991.
2.А.А. Ермичев. Долгий путь к идеалу,
Л.Лениздат, 1994.
3.История философии – Ростов н/Д: «Феникс»,
2004.
4.Б.В.Емельянов Три века русской философии
(XVIII – XX вв.) – Екатеринбург: Изд-во
Урал, 1995.
5.В.А.Канке Основы философии – М.: «Логос»,
1999.
6.Философия под редакцией проф. В.П.Кохановского
– Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
7.А.А.Горелов Основы философии – М.: «Академия»,
2003.