Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:43, реферат
Основные темы философствования: Богочеловечество, эсхатология, конфликт личности с обществом, с историей, свобода и творчество, конечные перспективы человека в пределах этого мира.
Главные произведения: "Философия свободы", 1911; "Смысл творчества", 1916; "О назначении человека", 1931; "Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи", 1934; "Я и мир объектов", 1934; "О рабстве и свободе человека", 1939; "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация", 1947.
Николай Александрович Бердяев …………………………….3
"О рабстве и свободе человека"……………………………….4
Россия - страна рабов, страна господ…………………………9
Литература…………………………………………………….. 11
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет журналистики
Реферат по произведению
Н.А. Бердяева "О рабстве и свободе человека".
Выполнил:
студент 4-го курса заочного отделения
КОЛЕСНИЧЕНКО А.В.
Москва - 2001
Оглавление
1. Николай Александрович Бердяев
Годы жизни: 1874-1948
Основные темы философствования: Богочеловечество, эсхатология, конфликт личности с обществом, с историей, свобода и творчество, конечные перспективы человека в пределах этого мира.
Главные произведения: "Философия свободы", 1911; "Смысл творчества", 1916; "О назначении человека", 1931; "Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи", 1934; "Я и мир объектов", 1934; "О рабстве и свободе человека", 1939; "Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективизация", 1947.
Богочеловек - творец себя и мира. Единственный механизм творчества - свобода.
"Мои мысли обращены к иным векам, а потому это - несвоевременные размышления". ("Опыт эсхатологической метафизики". Париж, 1947. С. 10)
2. "О рабстве и свободе человека"
Эта книга посвящена борьбе против рабства человека. В ней говорится о человеке, о мире, о Боге лишь то, что я увидел и пережил. В ней философствует конкретный человек, а не мировой разум или мировой дух.
Всякая человеческая личность, личность последнего из людей, несущая в себе образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, имеет экзистенциальный центр в себе и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
Истина никому и ничему не служит. Ей служат. Должно отстаивать истину, даже если это невыгодно и вредно для борьбы.
Человек не в силах привести к гармонии и всеединству заключенные в нем начала. Это всегда столкновение любви и свободы, независимости и творческого призвания личности с социальным процессом, который личность подавляет и рассматривает как средство.
Ценность человека, человеческой личности выше исторических ценностей могущественного государства, национальности, цивилизации и пр., и пр.
Личность.
Человек есть величайшая загадка в мире. Но загадка не как животное и не как существо социальное, а как личность, именно как личность. Весь мир - ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой.
Боязнь усилия враждебна реализации личности. Личность есть усилие и борьба, овладение собой и миром, победа над рабством, освобождение.
Личность не есть биологическая или психологическая категория, но категория этическая и духовная. Социальная муштровка и цивилизирование человека может иметь положительное значение, но не означает оформления личности. Вполне социализированный и цивилизованный человек может быть совершенно безличным, может быть рабом, не замечая этого.
Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа.
Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей. Личности человека нет, если нет бытия, выше ее стоящего. Личности нет, если нет сверхличных ценностей, и личности нет, если она лишь средство сверхличных ценностей. Отношение личности к сверхличным ценностям может совершаться или в царстве объективизации - и тогда легко порождается рабство человека, или в царстве экзистенциальном, в трансцендировании - и тогда порождается жизнь в свободе.
Человеческая личность есть потенциальное все, вся мировая история. Но эта личность лишь частично актуализирована. Очень много остается в дремотном, скрытом состоянии.
Объективных личностей нет. Есть лишь субъективные личности.
Очень важно для понимания личности всегда помнить, что личность прежде всего определяется не по отношению к обществу и космосу, не по отношению к миру, порабощенному объективизацией, а по отношению к Богу и в этом сокровенном внутреннем отношении она черпает силы для свободного отношения к миру и человеку.
Личность должна быть богочеловеческой. Общество же должно быть человеческим. Источник лжи и рабства есть объективизация богочеловечества в обществе, в путях истории. Это и создало ложный объективный иерархизм, противоречащий достоинству и свободе человеческой личности.
Свобода личности есть долг, исполнение призвания, реализация Божией идеи о человеке, ответ на Божий призыв. Человек должен быть свободен, не смеет быть рабом, ибо должен быть человеком. Такова воля Бога.
Огромное большинство людей не состоит из личностей. Личность у этого большинства или еще в потенции, или уже разлагается.
Господин, раб и свободный
Я вижу три состояния человека, три структуры сознания, которые можно обозначить, как "господин", "раб", "свободный".
Господин и раб коррелятивны. Они не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе. Он имеет в себе свое качество без коррелятивности с противоположным ему.
Человек становится господином другого, потому что по структуре своего сознания он стал рабом воли к господству. Та же сила, с которой он порабощает другого, порабощает и его самого. Свободный ни над кем не хочет господствовать.
Человек лишается свободы и становится рабом не только от физического насилия. Социальное внушение, испытываемое человеком с детства, может его поработить.
Рабство
Источник рабства человека есть объективация. Эта объективация совершается в истории путем разнообразных форм социализации, т.е. отчуждения личных качеств и перенесения их на социальные группы, где эти качества теряют реальный характер и приобретают характер символический.
Бывает рабство у бытия, когда признается приоритет царства неизменного порядка, отвлеченно-общего, что порабощает свободный дух человека.
Бог есть освободитель. Но человека порабощают теология, идолопоклонство. Рабство религиозное, рабство у Бога и рабство у церкви, т.е. у рабской идеи Бога и рабской идеи церкви, была самой тяжелой формой рабства человека.
Наибольшее значение имеет рабство человека у общества. Личность ни на одно мгновение не становится частью какого-то организма, какого-то иерархического целого. Никакой органичности, целостности, тоталитарности в обществе не существует. Общество всегда частично, и утверждение за общественным образованием целостной органичности есть ложная сакрализация относительных вещей. Все, что исходит от общества - порабощающее, все, что исходит от духа - освобождающее. Правильная ступенность - в примате личности над обществом, в примате общества над государством.
Ценности низшего порядка, например, государство, всегда стремились подчинить и поработить себе ценности высшего порядка, например ценности духовной жизни, познания, искусства.
Ложь накопляется потому, что цели подмениваются средствами. И так давно средства превратились в цель, что до целей уже добраться невозможно.
Нет ничего страшнее человека, одержимого ложными идеями и самоутверждающегося на почве этих идей. Это тиран и самого себя, и других людей.
Государство
Ницше называл государство самым холодным из чудовищ. Он говорил, что человек начинается лишь там, где кончается государство.
Государство всегда стремилось быть тоталитарным. Государство всегда пользовалось дурными средствами: шпионажем, ложью, насилием, убийством, различия тут бывали лишь в степени. Эти средства всегда оправдывались хорошей и высокой целью. Но, не говоря уже о качестве этой цели, нужно сказать, что эта якобы хорошая и высокая цель никогда не осуществлялась. И потому нравственный директив, не христианский только, но и человеческий, должен означать доведение политики и ее фиктивной власти над человеческой жизнью до крайнего минимума.
Смерть одного человека, последнего из людей, есть более важное и более трагическое событие, чем смерть государств и империй.
Освобождение
Ошибочно было бы думать, что средний человек любит свободу. Еще более ошибочно думать, что свобода - легкая вещь. Свобода - трудная вещь. Оставаться в рабстве легче. Любовь к свободе, стремление к освобождению есть показатель уже некоторой высоты человека, свидетельствует о том, что человек внутренне уже перестает быть рабом.
Человек есть существо самоуправляющееся, он сам должен управлять собой, а не им управлять.
Освобождение от рабства есть прежде всего освобождение от всякой воли к могуществу, от всякой власти как права.
Всякий жестокий и насилующий человек есть человек слабый, бессильный и больной. Сильный человек есть человек дарящий, помогающий, освобождающий, любящий.
Всякий человек должен быть признан аристократом. Социальная революция должна уничтожить именно пролетария, пролетарскую обездоленность и приниженность. Выработка личности есть выработка аристократического типа, не допускающего себя до смешения с безликой мировой средой, внутренне независимого и свободного, восходящего к более высокому качественному содержанию жизни и нисходящего к миру униженному, страдающему и лишенному возможности к возвышению.
Вечная жизнь достигается не умерщвлением и уничтожением страстной напряженной жизни, а ее духовным преображением, овладением ее творческой активностью духа.
Конец истории есть победа экзистенциального времени над временем историческим, творческой субъективности над объективацией, личности над универсально-общим, общества экзистенциального над обществом объективированным.
3. Россия - страна рабов, страна господ
Насколько свободен человек в современной России?
Я рассматриваю три вида свободы: личную, деятельностную, прежде всего экономическую, так как только тот, кто сам себя кормит, может считаться свободным, и духовную, то есть мировоззрение рабское, закрепощающее либо мировоззрение свободное, развивающее.
Что касается личной свободы - то ею обладает абсолютное большинство населения страны. Численность рабов составляет примерно 2 миллиона человек (заключенные и солдаты срочной службы), что в процентном отношении немного (1,5 % от общей численности населения, или 5 % трудоспособного мужского населения страны). Численность крепостных, ограниченных в выборе места жительства или сферы деятельности, составляет примерно 5 миллионов человек (3,5 % населения страны).
Что касается свободы деятельностной, то реализовать себя в экономике современной России удалось примерно 10 миллионам человек, или 15 % экономически активного населения, которые в той или иной мере приобщены к мировой экономике или имеют долю в распределении национального богатства страны. В то же время половина населения страны (по некоторым данным до 80 процентов) выброшена из экономики. В мире активно идут процессы глобализации экономики, имеющие цель максимизировать экономическую эффективность, в России возрождаются такие виды экономической деятельности, как подсечно-огневое земледелие, мелкотоварное животноводство, собирательство.
В сфере духовной свободы ситуация гораздо более противоречива. С одной стороны, отмена цензуры привела к небывалому оживлению на рынке идей. Развитие средств коммуникации фактически сняло барьеры для передачи информации. Однако бедность, чрезвычайная занятость и низкий культурный уровень населения привели к огромному разрыву между интеллектуальной элитой и массой. Достаточно удачные научные и литературные попытки осмыслить действительность сосуществуют с социальными мифами, которыми заполнено массовое сознание и которые ретранслируются в средствах массовой информации и в межличностной коммуникации. Наркотическая и дебилизирующая молодежная культура, организованная преступность, тоталитарные секты и вновь поднимающее голову тоталитарное государство продуцируют рабское мировоззрение. Чехов выдавливал из себя раба по капле. В современных россиян рабство закачивается бочками. Хотя духовно свободные люди в России уже не редкость.
Написанная в 1939 году книга Бердяева актуальна и сейчас. Что ужасно. Потому что за 72 года ничего не изменилось. Разве что книга вышла в свет, что было бы немыслимо в СССР. В остальном: продолжается государственный террор без какого-либо признания даже равноправия личности и государства, не говоря о примате личности. Идут войны. Растет и размножается бюрократия. Эгоцентричный индивидуализм и культ вещей стали господствующими моделями поведения. Люди либо ломаются и деградируют, либо замыкаются в микромире семьи, квартиры и дачи, либо с ужасом смотрят на происходящее, пытаясь что-то сделать и при этом осознавая тщетность своих усилий.
Информация о работе Н.А. Бердяева "О рабстве и свободе человека"