Начало философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:52, лекция

Описание работы

1. Мировоззрение: сущность, структура, функции.
2. Основные типы мировоззрения.
3. Философия как форма познания.
4. Философия Древнего Востока.

Файлы: 1 файл

ТЕМА 1. Начало философии.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)


ТЕМА: НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

  1. Мировоззрение: сущность, структура, функции
  2. Основные типы мировоззрения
  3. Философия как форма познания
  4. Философия Древнего Востока

 

1. Прежде, чем мы определим философию,  стоит выяснить, что такое мировоззрение,  ибо философия есть один  из возможных способов его построения.

Мировоззрение – это система обобщенных и относительно устойчивых взглядов на мир и место человека в нем. Можно сказать, что это совокупность ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия: Как возник мир? Что такое жизнь и есть ли у нее смысл? Что нас ждет после смерти? Как различить добро и зло? Каким законам подчиняется человеческая история и т. д.?

Мировоззрение обладает сложной, многоуровневой организацией. В нем слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное. К числу основных элементов мировоззрения обычно относят знания, ценности (представления о значимости вещей и явлений), принципы (универсальные формулы поведения), убеждения (особо твердые взгляды, побуждающие к практическому действию). Мировоззрение включает в себя мироощущение (чувственно-эмоциональное переживание мира), мировосприятие (целостный образ мира) и миропонимание (рациональное истолкование мира).

Носителем мировоззрения могут  быть как отдельные люди, так и целые социальные группы (классы, слои и т. д.). В последнем случае речь идет о преобладающих в этих группах взглядах, ценностях, идеалах. Порой говорят и о мировоззрениях конкретных обществ или исторических эпох, например, об античном мировоззрении.

Мировоззрение складывается в процессе духовно-практической деятельности человека по освоению мира. Оно является не только результатом этой деятельности, но и ее очень важным условием. В жизни людей мировоззрение выполняет следующие функции:

а) гносеологическую (познавательную), поскольку оно направляет и организует процесс приобретения новых знаний, является и его истоком, и его завершением;

б) аксиологическую (ценностную), поскольку  оно определенным образом ориентирует  человека в мире, указывает на большую или меньшую значимость того, с чем он сталкивается в своей жизни;

в) праксеологическую (практическую), поскольку оно побуждает человека к самостоятельным поступкам, диктует ему собственную линию поведения.

Можно сказать, что для каждого  взрослого психически нормального человека мировоззрение является внутренним законом его жизни, находящейся в его сознании «картой мира», сверяясь с которой, он пролагает свой путь по жизни. Без мировоззрения человек не является личностью, то есть социальным, культурным существом, способным к осмысленному, самостоятельному, ответственному поведению. Он будет обречен «плыть по течению», действовать вслепую или «как все». 

2. К числу основных типов мировоззрения наряду с философским обычно относят мифологическое, религиозное и научное. Поскольку с наукой в дальнейшем нам предстоит познакомиться более подробно, сначала охарактеризуем религию и миф, которые мы можем считать историческими предшественниками философии, до сих пор сохраняющими влияние на массовое сознание.

Миф (гр. mythos – сказание, предание) часто определяют как сказание о богах, духах, произошедших от них или обожествленных героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших в создании мира. Но нам кажется, что такое определение мифа не является достаточно универсальным. Ведь в наши дни мы видим, что на смену  древним мифам о богах пришли мифы о политиках и других «звездах» (например, «Сталин – величайший гений» или «Сталин – непревзойденный злодей»), о народах, расах, партиях (вспоминается печально-знаменитое: «если в кране нет воды, значит, выпили жиды»). Современные мифы порой  маскируются под научные гипотезы («людей вывели  инопланетяне» и т. п.) и  приобретают статус государственной идеологии (например, расистская доктрина гитлеровской Германии). С учетом всего сказанного мы будем считать мифом особый способ описания, объяснения и усвоения мира при помощи наглядно-чувственных образов, которые, несмотря на свою полную или частичную фантастичность, вымышленность, воспринимаются как подлинная реальность.

  Если говорить отдельно о мифологическом мировоззрении, то оно основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональных переживаниях (это сближает миф и искусство, которое также представляет собой эмоционально-образную модель мира), либо на общественных иллюзиях, порожденных невежеством, неразвитостью критического мышления, стрессообразующими факторами (войны, революции, катастрофы…), целенаправленной манипуляцией сознания, например, через СМИ.

       Весьма нелегко дать определение религии, ибо на практике мы имеем дело с великим множеством религий, которых нелегко привести к «общему знаменателю», выделив то главное, что их объединяет. Следующее определение религии, кажется, способно учесть все многообразие ее конкретных форм, а также устроить не только ее сторонников, но и противников. Можно сказать, что при первом приближении религия (либо от лат. relegere - вновь собирать, относиться к чему-либо с особым почтением, либо от лат. religare - связывать, соединять) – это коллективная система взглядов и поведения, основанная на почитании священной реальности, с которой люди стремятся установить и поддерживать связь. Обычно эту реальность отождествляют с деятельностью одного или многих богов – могучих существ, далеко превосходящих по своим возможностям людей.

      Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, основано на вере, аппелирует к чувствам и фантазии людей, характеризуется образностью и эмоциональностью, склонно к догматизму. Грань между религией и мифологией зыбка, но все-таки она есть. Можно сказать, что религия в большей степени, чем миф задает дистанцию между земным, человеческим и священным, божественным.

     Религия, безусловно, и ближе к философии. Им обоим присуще стремление взглянуть на человека «с точки зрения вечности», «поднять» его над повседневной суетой, отыскать высшие цели и смыслы человеческого существования. Неслучайно, на стыке религии и философии образовалась т. н. религиозная философия, которая пытается рационально изложить и теоретически оформить истины религиозной веры, проведя их через процедуру критического рассмотрения и проблематизации.

3. Считается, что впервые слово  «философия» (от греч. phileo – люблю, sophia -  мудрость) употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (576 – 496 гг. до н. э.). Поясняя, что это такое, он сравнил человеческую жизнь с рынком и Олимпийскими играми, где большинство людей гоняются за богатством и славой. «Только немногие среди шумной толпы не принимают участия в этой погоне, но созерцают и исследуют природу вещей и познание истины любят больше всего. Они называются философами – любителями мудрости, а не софосами – мудрецами, потому что только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней».

Существует много определений философии. Например, можно сказать, что философия – это такая форма познания мира, которая рациональными средствами вырабатывает систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия. Или определить ее как способ и результат рационально-теоретического построения целостного мировоззрения.

Порою философию называют наукой – одной из многих или  самой первой и главной, «матерью всех наук». Но следует подчеркнуть, что философию интересует не только научно-теоретическое знание (иначе в числе самых знаменитых философов не было бы Сократа, который не написал ни одной книги!) – она имеет и свою духовно-практическую сторону. Философия претендует на то, чтобы помочь человеку сформировать верную стратегию жизни, научить его, «каким надо быть, чтобы быть человеком» (по словам И. Канта).

Здесь – важнейшее отличие философии от науки. Ведь наука безразлична к смыслам, целям, ценностям человека. Она пытается составить объективную картину мира (мира как он есть сам по себе, независимо от нашего в нем присутствия). Философия же занимается миром для человека, можно сказать, что ее основным предметом является живое отношение «человек - мир».

Английский философ Б. Рассел (1872 – 1970) называл философию  ничейной землей между наукой и религией. Подобно науке философия полагается на человеческий разум, оттачивает критичность мысли, стремиться доказать свои утверждения. Но философы размышляют над вопросами, мимо которых, как правило, проходит наука и на которые помимо философии отвечает религия. С философской точки зрения, на эти вопросы невозможно дать окончательный, однозначный и общеобязательный ответ; подлинная философия сторонится догматизма, свойственного религии, не характерна для нее и математическая строгость языка, к которой тяготеет наука. Как тонко заметил немецкий философ К. Ясперс (1883 - 1969), «поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии… Философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос».

Отсутствие между философами единодушия («сколько философов столько и философий») можно заметить даже в том, насколько различно они формулируют основной вопрос философии.

Так, И. Кант (1724 - 1804) называл три важнейших вопроса философии: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? И все три вопроса он сводил к одному, главному: Что такое человек?

С. Кьеркегор (1813 1855) полагал, что философ должен, прежде всего, размышлять над такими вопросами: Где «Я»? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто «Я»?

Ф. Энгельс (1820 - 1895) считал, что великий основной вопрос всей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Этот вопрос можно развернуть в два отдельных. Во-первых, что первично – дух, сознание или материя? Отвечая на этот вопрос, философы делятся на идеалистов и материалистов. Во-вторых, познаваем ли мир? Те философы, которые отвечают на этот вопрос отрицательно, называются агностиками.

В. Соловьев (1853 - 1900) за всеми философскими вопросами видел один: Как достичь правды на земле? При этом правду он понимал как реализацию христианского идеала.

М. Хайдеггер (1889 – 1976) выдвигал в качестве главного вопрос о бытии. Он предлагал серьезно поразмышлять над тем, почему существует нечто, а не ничто.

А. Камю (1913 - 1960) считал основной философской проблемой проблему самоубийства. Иначе говоря, стоит ли наша жизнь того, чтобы ее прожить или нет?

Мы могли бы долго продолжать этот список знаменитых имен и цитат. Но уже представленные точки зрения наводят нас на мысль, что философское знание тематически очень разнообразно. Довольно рано развитие философии привело к формированию некоторых крупных ее разделов. Позднее мы дадим им более подробную характеристику, а сейчас просто их назовем: онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания; антропология – учение о человеке; аксиология – теория ценностей; социальная философия и философия истории; этика – теория морали; эстетика – теория красоты и т. д.

4. Зарождение философии пришлось на эпоху перехода от первобытного общества (доклассового, догосударственного, догородского, дописьменного) к древним цивилизациям. Связано это было с разрушением прежней системы ценностей, освященной мифом и традицией, с необходимостью найти новые мировоззренческие ориентиры.

На Востоке (в Азии) философия  возникла в Индии и Китае. Можно  выделить следующие черты, которые характеризуют всю восточную философию и отличают ее от философии западной (древнейший этап развития которой принято называть античным):

- более тесная связь с мифологией и религией, чем с зарождающейся наукой;

- особый акцент на разработке  методик духовного самоконтроля;

- философский дискурс (речь) не всегда имеет логически выверенный характер, часто учитель (автор) просто возвещает истину, при этом он может активно прибегать к многозначным символам и метафорам;

- философская школа организуется по типу семьи или религиозной общины;

- действует ориентация на сохранение традиционных форм мысли и поведения.

Основная тема древнеиндийской  философии: избавление человека от тягостной иллюзии земного существования.

Древнейшие философские тексты Индии – Упанишады (I пол. I тыс. до н.э.) - комментируют еще более древние священные тексты – Веды. В Упанишадах появились идеи Брахмана, сансары, Атмана, кармы, мокши.

Брахман – безликий божественный Абсолют, единственно реальный; из него истекает (эманирует) наш мир, являющийся, строго говоря, иллюзией.

Сансара (санскрит. – блуждание, круговорот)– бесконечный круг перевоплощений, в которых участвует Атман, индивидуальная душа.

Карма (санскр. – жребий, поступок) – сумма поступков живого существа, от которой зависит последующее воплощение Атмана.

Мокша – освобождение Атмана из пут сансары, его выход из-под действия закона кармы и слияние с Брахманом.

В сер. I тыс. до н.э. в Индии появились 6 ортодоксальных (правоверных) школ (даршанов), которые развивали по разным направлениям философию Упанишад. Это: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта. Наиболее влиятельными были последние три, особенно веданта. Согласно ее философии, Брахман и Атман тождественны, и осознание этого факта гарантирует достижение мокши. Все названные даршаны сыграли большую роль в оформлении религии индуизма (возник в начале н.э.).

Наиболее известной неортодоксальной школой классической древнеиндийской философии стала буддийская. Буддизм – мировая религия, возникшая примерно в VI в. до н.э., основатель которой – Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (просветленный). Будда провозгласил 4 благородные истины, составившие ядро буддийского вероучения:

Информация о работе Начало философии