Насилие и ненасилие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 16:56, реферат

Описание работы

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода - широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.
В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах.

Файлы: 1 файл

Насилие и ненасилие.docx

— 18.61 Кб (Скачать файл)

Насилие и ненасилие

В понимании феномена насилия  есть два крайних подхода - широкий (абсолютистский) и узкий (прагматический), каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и  политическое, и психологическое, и  всякое иное. При этом подавлением  считается любое ограничение  условий личностного развития, причина  которого заключена в других людях  или общественных институтах. В узком  смысле насилие обычно сводится к  физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги  и т.п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить  его в пространство свободной  воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых  отношений между людьми.

Насилие есть один из способов, обеспечивающих господство, власть человека над человеком. Основания, в силу которых одна воля господствует, властвует  над другой, подменяет ее, принимает  за нее решения, могут быть разными:

а) некое реальное превосходство  в состоянии воли - типичный случай: патерналистская власть, власть отца;

б) предварительный взаимный договор - типичный случай: власть закона и законных правителей;

в) насилие - типичный случай: власть оккупанта, завоевателя, насильника.

Насилие - не вообще принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой  ущерб, которые осуществляются вопреки  воле того или тех, против кого они  направлены. В понятии насилия  существенно важными являются два момента:

а) то, что одна воля пресекает  другую волю или подчиняет ее себе;

б) то, что это осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия, физического принуждения.

Понятие насилия имеет  достаточно конкретное и строгое  содержание, его нельзя отождествлять  с любой формой принуждения. Насилие  как определенную форму общественного  отношения следует отличать, с  одной стороны, от инстинктивно-природных  свойств человека, а с другой стороны, от других форм принуждения в обществе, в частности, патерналистского и  правового.

Само существование, человечества доказывает, что ненасилие превалирует  над насилием. Превалирование ненасилия - существенная основа жизни вообще. Особенность человеческой формы  жизни состоит в том, что преодоление  насилия становится сознательным усилием  и целенаправленной деятельностью.

Насилие и государство. Отношение  государства к насилию характеризуется  тремя основными признаками. Государство:

а) монополизирует насилие,

6) институционализирует его

в) заменяет косвенными формами.

В государстве насилие  институционализируется: право насилия оформляется законодательно. Соответствие каждого случая возможного применения насилия закону устанавливается в результате специальной процедуры, предполагающей объективное, всесторонне взвешенное расследование и обсуждение. Практикуемое государством насилие основывается на доводах разума и характеризуется беспристрастностью.

Государство сделало существенный шаг в ограничении насилия. Прямую борьбу с насилием оно дополнило  упреждающим воздействием на обстоятельства, способные породить его. В государстве  насилие по большей части заменяется угрозой насилия.

Каким бы легитимным, институционально оформленным и предосторожным государственное насилие не было, оно остается насилием - и в этом смысле прямо противоположно морали. Монополия на насилие ведет к его избыточности. Институциональность насилия придает ему анонимность и притупляет его восприятие. Косвенный характер насилия (манипулирование сознанием, скрытая эксплуатация и т.п.) расширяет сферу его применения.

Отношение к государственному насилию может быть существенно  иным, если рассматривать его, как  форму ограничения насилия, этап на пути преодоления насилия. Институционализация  насилия включает его в пространство действий, легитимность которых совпадает  с разумной обоснованностью и  требует такого обоснования; вне  этого была бы невозможна сама постановка вопроса о допустимости насилия. Косвенные, латентные формы насилия - свидетельство того, что оно  в своей эффективности может  быть заменено другими средствами.

Государственное насилие - не просто ограничение насилия, а такое  его ограничение, которое создает  предпосылки для окончательного преодоления и перехода к принципиально  ненасильственному общественному  устройству.

НенасилиеВ истории общества ненасилие выражалось в непротивлении, хотя часто воспринималось всего лишь как воплощение покорности, пассивности, слабости. На этом основании выдвигался аргумент в пользу насилия, который состоял в том, что без него нельзя противостоять агрессивным формам зла (например, тирании). И как бы плохо ни было насилие, оно все же лучше покорности и трусости. Насилие считается оправданным как противонасилие.

Однако, этот аргумент не совсем состоятелен, поскольку существует еще один тип поведения - это активное ненасильственное сопротивление, преодоление  ситуации несправедливости ненасильственными  методами. Этот тип поведения является морально оправданным.

Принципы ненасильственного  поведения:

а) отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу  и компромиссу;

б) критика своего собственного поведения с целью выявления  того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию  оппонента;

в) анализ ситуации глазами  оппонента с целью понять его  и найти такой выход, который  позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью;

г) борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним;

д) полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и т.п.

В ХХ столетии ненасилие становиться  стратегией и техникой социально  политической борьбы, способом разрешения конфликтов, тактикой посредничества. Все это является свидетельством того, что открывается новая эпоха, когда общественная справедливость сопрягается исключительно с  ненасильственными методами решения  человеческих конфликтов.


Информация о работе Насилие и ненасилие