Натурфилософия Джордано Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования выступают особенности этого периода. Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно.
Цель работы – выстроить линию развития натурфилософической мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

Содержание работы

Эпоха Возрождения……………………………………………………………4
Натурфилософия……………………………………………………………….6
Особенности натурфилософии………………………………………………..7
Джордано Бруно – выдающийся деятель эпохи…………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственно за этими  диалогами следуют диалоги "О причине, начале всего и едином". Они составляют главнейшее сочинение Бруно по метафизике, которая у него подчинена космологии. Настоящая внутренняя сущность вещей, учит Бруно, есть духовная сила, хотя и родственная той, которую мы называем разумом, но высшая в сравнении с нею. Бруно обозначает ее также определением Платона: душа мира. Она создает преходящие образы вещей, которые как бы выплывают на поверхность материи и опять погружаются в ее недра. Поэтому духовная сила присуща всем вещам и настолько же неуничтожаема, как и материя, Изменениям подвергается не внутренняя сущность природы, а только ее внешняя действительность. Материя и форма суть два неотъемлемых косных элемента действительности, одна — как действующая сила, другая — как субстрат, на который действует первая. Понимаемые в абсолютном смысле, они образуют единое. Их различие есть лишь различие в явлениях. По сущности вселенная совершенно однообразна. Природа в своих отдельных частях подчинена бесконечному развитию, но как целое она уже обладает этим развитием. Ее внешней бесконечности во времени и пространстве соответствует внутренняя субстанциональная бесконечность. Высшее бытие примиряет все противоположности в своем не имеющем различий единстве. Смерть и уничтожение, зло и несовершенство существования не коренятся в самой основе вещей. Они принадлежат не к действительности, а лишь к недостаткам или отсутствию добра, и потому относятся только к отдельным вещам, ибо последние, будучи не всем, чем они могли бы быть, вечно переходят из одной формы существования в другую.

В отношении метафизических умозрений Бруно проявил гораздо  меньше самостоятельности и творчества, чем в своих космологических  взглядах. Если он развернул перед нами образ мира, все существенные черты которого подтверждены впоследствии наукою, то для своей метафизики он пользовался идеями элейцев и новоплатоников, мыслями и даже сравнениями Николая Кузанского. Ему принадлежало лишь соединение этих идей с новым, более широким миросозерцанием. Бруно — это философ астрономии. Коперникова система в обобщении, которое он первый ей придал и философски разъяснил,— такова в немногих словах вся его философия. Ее основная мысль — это бесконечность миров. Как следствие и причина необходимо совпадают или как причина немыслима без следствия, так не может и божество быть без мира. Поэтому вселенная для Бруно есть отражение божества. Хотя творческая сила природы, душа мира, и есть только божественный атрибут, но ее нельзя отделять от самого Бога. Во всем Бруно находит следы божественной силы. "И как бы ни было велико число индивидов и вещей, все-таки в результате они образуют единство, и познание этого единства составляет цель и границы всей философии и всего естествознания. Величайшее добро, величайшая цель желаний, наибольшее совершенство и счастие заключаются в единстве, которое все в себе обнимает".

В этих словах формулировал Бруно в свое время задачу, над  решением которой трудилась метафизическая философия последующего времени начиная со Спинозы и кончая идеализмом Фихте, Шеллинга и Гегеля и трудилась тщетно, принуждены мы прибавить. Если для познания мира нет внешних границ, то есть внутренние, обусловленные самою организацией человека.

Из всех сочинений  Бруно наибольшему преследованию подверглась книга "Изгнание торжествующего животного".

Бруно, как обновитель миросозерцания, считал себя призванным быть и реформатором этики. Он был  убежден, что истинная нравственность должна основываться на таких же незыблемых естественных законах, как и астрономия. Освободив наше представление о мире от тех грубых ошибок, которые навеяны были обманом наших чувств, он хотел освободить и нравственность от подчинения внешнему авторитету... Смерть на костре помешала осуществлению его плана. Но Бруно успел завещать нам по крайней мере поэтический пролог, прелюдию, по собственному его выражению, которая должна была предшествовать систематическому изложению новой этики. Прелюдия эта и есть "Изгнание торжествующего животного".

Другое латинское сочинение Бруно "О сочетании образов, символов и представлений" является переработкой книги "Тени идей". В той же догматической форме здесь утверждается, что вещи вполне совпадают с их отражениями в нашем уме и что поэтому духовная жизнь покоится, собственно, на возбуждениях воображения. "Одни постигают мировую гармонию преимущественно путем зрения, другие, хотя и в меньшей мере, посредством слуха. Поэтому-то и существует удивительное сродство душ между истинными поэтами, музыкантами, художниками и философами. Всякая философия есть вместе с тем музыка или поэзия и живопись; истинная живопись и музыка есть своего рода божественная мудрость и живопись".

За книгою "De Monade..." следует естественно-философское стихотворение "О бесконечном", содержащее неисчерпаемое сокровище поэтических картин природы. Это стихотворение воспроизводит вновь содержание изданных в Лондоне диалогов "О бесконечном, едином и мирах", но оно написано в духе и стиле Лукреция. Если при чтении некоторых объяснений физических явлений и может явиться улыбка на устах современного читателя, то следует помнить, какие успехи сделали физика и астрофизика со времени. Бруно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эпоха Возрождения отмечена крупными научными сдвигами в области  естествознания. Его развитие связано  с запросами практики в этот период (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.) Наряду с другими открытиями и философия перешла на новый уровень. Величайшие идеи были выдвинуты представителями всех уголков Европы, которые создали базу, первую ступень в развитии всей дальнейшей философской науки. Особенностями натурфилософии были: натуралистический пантеизм, органистический взгляд на мир, понимание человека как части природы, стремление дать цельную и универсальную картину мира.

Согласно Бруно, земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Бруно, «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В отличие от Коперника, Бруно преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.)

Космология Бруно, пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Бруно о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Тарнас Р. История  западного мышления / Пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2009. – 448 с.

2. Сократ; Платон/Е.Н. Орлов;  Аристотель/Е.Ф. Литвинова; Сенека/Пл.Краснов;  Бруно/Ю.М. Антоновский: Биогр.очерки. – Спб.: ЛИО Редактор, 2008. – 326 с. – (Жизнь замечательных людей).

3. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения./ Пособие для изучающих историю философии. – М.: Учебная литература, 2009. – 480 с.

4. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2009. – 736с.

5. Философский словарь/  Под ред. И.Т. Фролова. – 6-е  изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 2008. – 560 с.

6. История искусств: Учеб.пособие  для учащ.худож.школ и училищ/ Авторы-сост. А. Воротников, О. Горшковоз,  О. Ёркина. – Мн.: Литература, 2010. – 608 с.

7. История мировой  культуры/ Сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич.  – М.: Филолог.об-во "Слово", Центр  гуманитар.наук при ф-те журналистики  МГУ им.М.В. Ломоносова, ТКО "АСТ", 2010.-610с.

 




Информация о работе Натурфилософия Джордано Бруно