Натурфилософия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 04:23, реферат

Описание работы

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.

Содержание работы

Введение
1. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
2. Теория Николая Коперника
3. Бесконечная вселенная Джордано Бруно
4. Механистическая картина мира Галилео Галилея
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия контр.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Натурфилософия эпохи Возрождения

 Оглавление

 Введение

1. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип  совпадения противоположностей

2. Теория Николая Коперника

3. Бесконечная вселенная Джордано  Бруно

4. Механистическая картина мира Галилео Галилея

 Список использованной литературы

 Введение

XV и XVI столетия были временем  больших перемен в экономике,  политической и культурной жизни  европейских стран. Бурный рост  городов и развитие ремесел,  а позднее и зарождение мануфактурного  производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений, не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

 Все перемены в жизни общества  сопровождались широким обновлением  культуры - расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, философии. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых научных течений, развитию радикально новых взглядов на мир, на проблемы философии.

1. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

 Одним из характерных представителей  ренессансной философии был Николай  Кузанский (1401-1464) . Анализ его  учения позволяет особенно ясно  увидеть различия между древнегреческой  и возрожденческой трактовками бытия.

 Николай Кузанский, как и  большинство философов его времени,  ориентировался на традицию неоплатонизма.  Однако при этом он переосмыслил  учение неоплатоников, начиная  с центрального для них понятия  единого. У Платона и неоплатоников,  как мы знаем, единое характеризуется через противоположность “иному” , не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что “единому ничто не противоположно” . А отсюда он делает характерный вывод: “единое есть все” - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

 Эта формула неприемлема  для христианского теизма, принципиально отличающего творение (“все” ) от творца (единого) ; но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со “всем” . Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его “максимумом” ; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом, доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

 Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

 Проведенное, хотя и не  всегда последовательно, отождествление  единого с бесконечным впоследствии  повлекло за собой перестройку  принципов не только античной  философии и средневековой теологии, но и античной и средневековой науки - математики и астрономии.

 

 Ту роль, какую у греков  играло неделимое (единица) , вносящее  меру, предел как в сущее в  целом, так и в каждый род  сущего, у Кузанского выполняет  бесконечное - теперь на него  возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых Кузанским предпосылок: “... если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности” . Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

 В геометрии, как показывает  Николай Кузанский, дело обстоит  так же, как и в арифметике. Различение рациональных и иррациональных  отношений, на котором держалась  геометрия греков, Кузанский объявляет имеющим значение только для низшей умственной способности - рассудка, а не разума. Вся математика, включая арифметику, геометрию и астрономию, есть, по убеждению Кузанского, продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает своей основной принцип в виде запрета противоречия, то есть запрета совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности, с тем, однако, различием, что Зенон видел в парадоксах орудие разрушения ложного знания, а Кузанский - средство созидания знания истинного. Правда, само это знание имеет особый характер - оно есть “умудренное неведение” .

 Тезис о бесконечном как  мере вносит преобразования и  в астрономию. Если в области  арифметики и геометрии бесконечное  как мера превращает знание о конечных соотношениях в приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и принцип относительности. И в самом деле: так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и окружность.

 Рассуждение Кузанца помогает  понять связь между философской  категорией единого и космологическим  представлением древних о наличии  центра мира, а тем самым - о  его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, “начало” и “конец” . Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.

2. Теория Николая Коперника

 Через всю яркую жизнь  Коперника, начиная со студенческих  лет в Кракове и до последних  дней, проходит основная нить - великое  дело утверждения новой системы  мира, призванной заместить в корне неправильную геоцентрическую систему Птолемея.

 Первый набросок своей теории  Коперник изложил в работе, которая  известна под русским названием,  как “Малый комментарий Николая  Коперника относительно установленных  им гипотез о небесных движениях”  . Эта книга не была опубликована при жизни автора. В “Малом комментарии” после краткого предисловия, завершающегося упоминанием о теории концентрических сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории Птолемея, Николай Коперник указывает на недостатки этих теорий, вынуждающих его предложить свою теорию.

 Эта новая теория исходит  из следующих требований:

 Не существует единого центра  для всех небесных орбит или  сфер.

 Центр Земли является не  центром мира, а лишь центром  тяготения и лунной орбиты.

 Все сферы движутся вокруг Солнца, как вокруг своего центра, вследствие чего Солнце является центром всего мира.

 Отношение расстояния от  Земли до Солнца к высоте  небесной тверди (то есть к  расстоянию до сферы неподвижных  звезд) меньше отношения радиуса  Земли к расстоянию от нее до Солнца, причем, расстояние от Земли до Солнца ничтожно мало по сравнению с высотой небесной тверди.

 Всякое движение, замечаемое  у небесной тверди, связано не  с каким-либо движением самой  тверди, а с движением Земли.  Земля же, вместе с окружающими  ее стихиями (воздухом и водой) совершает в течение суток полный оборот вокруг своих неизменных полюсов, в то время, как твердь небесная и расположенное на ней небо, остаются неподвижными.

 То, что  кажется нам движением Солнца, на самом деле связано с  движениями Земли и нашей сферы, вместе с которой мы обращаемся вокруг Солнца, как всякая другая планета. Таким образом, Земля обладает более чем одним движением.

 Кажущиеся  прямые и попятные движения  планет, обусловлены не их движениями, а движением Земли. Следовательно, одного лишь движения самой Земли достаточно для объяснения многих кажущихся неравномерностей на небе.

 В этих  семи тезисах четко намечены  контуры будущей гелиоцентрической  системы, сущность которой заключается  в том, что Земля одновременно  движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.

 Формулируя  тезисы своей теории, Николай  Коперник пользуется понятиями  астрономии начала 16 века. Так, в  его тезисах речь идет о  движении сфер, а не о движении  планет. Ибо движение планет объяснялось  тогда движением сфер, каждая из которых соответствовала определенной планете. Пятый тезис следует понимать как, что сфера неподвижных звезд не участвует в движении планетных сфер, а остается неподвижной. А в последнем тезисе речь идет о петлях описываемых планетами на небе вследствие движения Земли вокруг Солнца. В теории Коперника оказалось достаточно принять допущение о том, что мы наблюдаем за планетами с движущейся Земли, плоскость орбиты которой, почти совпадает с плоскостями орбит других планет. Такое допущение существенно упрощало объяснение петлеобразного движения планет по сравнению со сложной системой эпициклов и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно важным был и четвертый тезис: никто до Коперника, а большинство астрономов и после его смерти, не смели приписывать Вселенной столь огромные размеры.

 Сформулировав  7 положений своей теории, Коперник  переходит к описанию последовательности  расположения небесных сфер (планет) . Затем Коперник останавливается  на том, почему годовое движение  Солнца на небе следует объяснять лишь движением Земли.

 Заканчивается  “Малый комментарий” следующим  утверждением:” Таким образом  всего тридцати четырех кругов  достаточно для объяснения устройства  Вселенной и всего хоровода  планет” . Коперник необычайно  гордился своим открытием, ибо видел в нем наиболее гармоничное решение проблемы, сохранявшее принцип, в силу которого все движения планет можно интерпретировать как сложения движений по окружности.

3. Бесконечная  вселенная Джордано Бруно

 Положения  Кузанского противоречат принципам  аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник, как было указано выше, пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

 Характерная  для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600) , создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Джордано Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее “подобной бесконечности” , одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

 Отождествляя  космос с бесконечным божеством,  Бруно получает и бесконечный  космос.

 Снимая, далее, границу между творцом  и творением, Бруно разрушает  и традиционную противоположность  формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть “бог в вещах” .

Информация о работе Натурфилософия эпохи Возрождения