Натурфилософия эпохи Возрождения
Оглавление
Введение
1. Возрожденческая трактовка диалектики.
Николай Кузанский и принцип
совпадения противоположностей
2. Теория Николая Коперника
3. Бесконечная вселенная Джордано
Бруно
4. Механистическая картина мира
Галилео Галилея
Список использованной литературы
Введение
XV и XVI столетия были временем
больших перемен в экономике,
политической и культурной жизни
европейских стран. Бурный рост
городов и развитие ремесел,
а позднее и зарождение мануфактурного
производства, подъем мировой торговли,
вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные
районы постепенное размещение главных
торговых путей из Средиземноморья к северу,
завершившееся после падения Византии
и великих географических открытий конца
XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой
Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются
на первый план города. Некогда могущественнейшие
силы средневекового мира - империя и папство
- переживал глубокий кризис. В XVI столетии
распадавшаяся Священная Римская империя
германской нации стала ареной двух первых
антифеодальных революций - Великой крестьянской
войны в Германии и Нидерландского восстания.
Переходный характер эпохи, происходящий
во всех областях жизни, процесс освобождения
от средневековых пут и вместе с тем еще
неразвитость становящихся капиталистических
отношений, не могли не сказаться на особенностях
художественной культуры и эстетической
мысли того времени.
Все перемены в жизни общества
сопровождались широким обновлением
культуры - расцветом естественных
и точных наук, литературы на национальных
языках и, в особенности, философии. Зародившись
в городах Италии это обновление захватило
затем и другие европейские страны. Появление
книгопечатания открыло невиданные возможности
для распространения литературных и научных
произведений, а более регулярное и тесное
общение между странами способствовало
повсеместному проникновению новых научных
течений, развитию радикально новых взглядов
на мир, на проблемы философии.
1. Возрожденческая трактовка диалектики.
Николай Кузанский и принцип совпадения
противоположностей
Одним из характерных представителей
ренессансной философии был Николай
Кузанский (1401-1464) . Анализ его
учения позволяет особенно ясно
увидеть различия между древнегреческой
и возрожденческой трактовками
бытия.
Николай Кузанский, как и
большинство философов его времени,
ориентировался на традицию неоплатонизма.
Однако при этом он переосмыслил
учение неоплатоников, начиная
с центрального для них понятия
единого. У Платона и неоплатоников,
как мы знаем, единое характеризуется
через противоположность “иному” , не
единому. Эта характеристика восходит
к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим
единое многому, предел - беспредельному.
Кузанский, разделяющий принципы христианского
монизма, отвергает античный дуализм и
заявляет, что “единому ничто не противоположно”
. А отсюда он делает характерный вывод:
“единое есть все” - формула, звучащая
пантеистически и прямо предваряющая
пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема
для христианского теизма, принципиально
отличающего творение (“все” ) от творца
(единого) ; но, что не менее важно, она отличается
и от концепции неоплатоников, которые
никогда не отождествляли единое со “всем”
. Вот тут и появляется новый, возрожденческий
подход к проблемам онтологии. Из утверждения,
что единое не имеет противоположности,
Кузанский делает вывод, что единое тождественно
беспредельному, бесконечному. Бесконечное
- это то, больше чего ничего не может быть,
Кузанский поэтому называет его “максимумом”
; единое же - это “минимум” . Николай Кузанский,
таким образом, открыл принцип совпадения
противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума
и минимума. Чтобы сделать более наглядным
этот принцип, Кузанский обращается к
математике, указывая, что при увеличении
радиуса круга до бесконечности окружность
превращается в бесконечную прямую. У
такого максимального круга диаметр становится
тождественным окружности, более того
- с окружностью совпадает не только диаметр,
но и центр, а тем самым точка (минимум)
и бесконечная прямая (максимум) представляют
собой одно и то же. Аналогично обстоит
дело с треугольником: если одна из его
сторон бесконечна, то и другие две тоже
будут бесконечными. Таким образом, доказывается,
что бесконечная линия есть и треугольник,
и круг, и шар.
Совпадение противоположностей
является важнейшим методологическим
принципом философии Николая Кузанского,
что делает его одним из родоначальников
новоевропейской диалектики. У Платона,
одного из крупнейших диалектиков античности,
мы не находим учения о совпадении противоположностей,
поскольку для древнегреческой философии
характерен дуализм, противопоставление
идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного.
Напротив, у Кузанского место единого
теперь занимает понятие актуальной бесконечности,
которое и есть, собственно, совмещение
противоположностей - единого и беспредельного.
Проведенное, хотя и не
всегда последовательно, отождествление
единого с бесконечным впоследствии
повлекло за собой перестройку
принципов не только античной
философии и средневековой теологии,
но и античной и средневековой науки -
математики и астрономии.
Ту роль, какую у греков
играло неделимое (единица) , вносящее
меру, предел как в сущее в
целом, так и в каждый род
сущего, у Кузанского выполняет
бесконечное - теперь на него
возложена функция быть мерой всего
сущего. Если бесконечность становится
мерой, то парадокс оказывается синонимом
точного знания. И в самом деле, вот что
вытекает из принятых Кузанским предпосылок:
“... если бы одна бесконечная линия состояла
из бесконечного числа отрезков в пядь,
а другая - из бесконечного числа отрезков
в две пяди, они все-таки с необходимостью
были бы равны, поскольку бесконечность
не может быть больше бесконечности”
. Как видим, перед лицом бесконечности
всякие конечные различия исчезают, и
двойка становится равна единице, тройке
и любому другому числу.
В геометрии, как показывает
Николай Кузанский, дело обстоит
так же, как и в арифметике.
Различение рациональных и иррациональных
отношений, на котором держалась
геометрия греков, Кузанский объявляет
имеющим значение только для низшей умственной
способности - рассудка, а не разума. Вся
математика, включая арифметику, геометрию
и астрономию, есть, по убеждению Кузанского,
продукт деятельности рассудка; рассудок
как раз и выражает своей основной принцип
в виде запрета противоречия, то есть запрета
совмещать противоположности. Николай
Кузанский возвращает нас к Зенону с его
парадоксами бесконечности, с тем, однако,
различием, что Зенон видел в парадоксах
орудие разрушения ложного знания, а Кузанский
- средство созидания знания истинного.
Правда, само это знание имеет особый характер
- оно есть “умудренное неведение” .
Тезис о бесконечном как
мере вносит преобразования и
в астрономию. Если в области
арифметики и геометрии бесконечное
как мера превращает знание о
конечных соотношениях в приблизительное,
то в астрономию эта новая мера вносит,
кроме того, еще и принцип относительности.
И в самом деле: так как точное определение
размеров и формы мироздания может быть
дано лишь через отнесение его к бесконечности,
то в нем не могут быть различены центр
и окружность.
Рассуждение Кузанца помогает
понять связь между философской
категорией единого и космологическим
представлением древних о наличии
центра мира, а тем самым - о
его конечности. Осуществленное
им отождествление единого с беспредельным
разрушает ту картину космоса, из которой
исходили не только Платон и Аристотель,
но и Птолемей и Архимед. Для античной
науки и большинства представителей античной
философии космос был очень большим, но
конечным телом. А признак конечности
тела - это возможность различить в нем
центр и периферию, “начало” и “конец”
. Согласно Кузанскому, центр и окружность
космоса - это бог, а потому хотя мир не
бесконечен, однако его нельзя помыслить
и конечным, поскольку у него нет пределов,
между которыми он был бы замкнут.
2. Теория Николая Коперника
Через всю яркую жизнь
Коперника, начиная со студенческих
лет в Кракове и до последних
дней, проходит основная нить - великое
дело утверждения новой системы
мира, призванной заместить в корне
неправильную геоцентрическую систему
Птолемея.
Первый набросок своей теории
Коперник изложил в работе, которая
известна под русским названием,
как “Малый комментарий Николая
Коперника относительно установленных
им гипотез о небесных движениях”
. Эта книга не была опубликована при жизни
автора. В “Малом комментарии” после
краткого предисловия, завершающегося
упоминанием о теории концентрических
сфер Евдекса и Каллиппа, а также теории
Птолемея, Николай Коперник указывает
на недостатки этих теорий, вынуждающих
его предложить свою теорию.
Эта новая теория исходит
из следующих требований:
Не существует единого центра
для всех небесных орбит или
сфер.
Центр Земли является не
центром мира, а лишь центром
тяготения и лунной орбиты.
Все сферы движутся вокруг
Солнца, как вокруг своего центра, вследствие
чего Солнце является центром всего мира.
Отношение расстояния от
Земли до Солнца к высоте
небесной тверди (то есть к
расстоянию до сферы неподвижных
звезд) меньше отношения радиуса
Земли к расстоянию от нее
до Солнца, причем, расстояние от Земли
до Солнца ничтожно мало по сравнению
с высотой небесной тверди.
Всякое движение, замечаемое
у небесной тверди, связано не
с каким-либо движением самой
тверди, а с движением Земли.
Земля же, вместе с окружающими
ее стихиями (воздухом и водой) совершает
в течение суток полный оборот вокруг
своих неизменных полюсов, в то время,
как твердь небесная и расположенное на
ней небо, остаются неподвижными.
То, что
кажется нам движением Солнца,
на самом деле связано с
движениями Земли и нашей сферы, вместе
с которой мы обращаемся вокруг Солнца,
как всякая другая планета. Таким образом,
Земля обладает более чем одним движением.
Кажущиеся
прямые и попятные движения
планет, обусловлены не их движениями,
а движением Земли. Следовательно,
одного лишь движения самой Земли достаточно
для объяснения многих кажущихся неравномерностей
на небе.
В этих
семи тезисах четко намечены
контуры будущей гелиоцентрической
системы, сущность которой заключается
в том, что Земля одновременно
движется и вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формулируя
тезисы своей теории, Николай
Коперник пользуется понятиями
астрономии начала 16 века. Так, в
его тезисах речь идет о
движении сфер, а не о движении
планет. Ибо движение планет объяснялось
тогда движением сфер, каждая из
которых соответствовала определенной
планете. Пятый тезис следует понимать
как, что сфера неподвижных звезд не участвует
в движении планетных сфер, а остается
неподвижной. А в последнем тезисе речь
идет о петлях описываемых планетами на
небе вследствие движения Земли вокруг
Солнца. В теории Коперника оказалось
достаточно принять допущение о том, что
мы наблюдаем за планетами с движущейся
Земли, плоскость орбиты которой, почти
совпадает с плоскостями орбит других
планет. Такое допущение существенно упрощало
объяснение петлеобразного движения планет
по сравнению со сложной системой эпициклов
и дифферентов в теории Птолемея. Необычайно
важным был и четвертый тезис: никто до
Коперника, а большинство астрономов и
после его смерти, не смели приписывать
Вселенной столь огромные размеры.
Сформулировав
7 положений своей теории, Коперник
переходит к описанию последовательности
расположения небесных сфер (планет)
. Затем Коперник останавливается
на том, почему годовое движение
Солнца на небе следует объяснять
лишь движением Земли.
Заканчивается
“Малый комментарий” следующим
утверждением:” Таким образом
всего тридцати четырех кругов
достаточно для объяснения устройства
Вселенной и всего хоровода
планет” . Коперник необычайно
гордился своим открытием, ибо
видел в нем наиболее гармоничное решение
проблемы, сохранявшее принцип, в силу
которого все движения планет можно интерпретировать
как сложения движений по окружности.
3. Бесконечная
вселенная Джордано Бруно
Положения
Кузанского противоречат принципам
аристотелевской физики, основанной на
различении высшего - надлунного и низшего
- подлунного миров. Кузанский разрушает
конечный космос античной и средневековой
науки, в центре которого находится неподвижная
Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую
революцию в астрономии, устранившую геоцентризм
аристотелевско-птолемеевской картины
мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник,
как было указано выше, пользуется принципом
относительности и на нем основывает новую
астрономическую систему.
Характерная
для Николая Кузанского тенденция мыслить
высшее начало бытия как тождество противоположностей
(единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения
бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию
еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600)
, создав последовательно пантеистическое
учение, враждебное средневековому теизму.
Джордано Бруно опирался не только на
Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую
астрономию Николая Коперника. Коперник
разрушает важнейший принцип аристотелевской
физики и космологии, отвергая вместе
с ним и представление о конечности космоса.
Коперник считает, что Вселенная неизмерима
и безгранична; он называет ее “подобной
бесконечности” , одновременно показывая,
что размеры Земли но сравнению с размерами
Вселенной исчезающе малы.
Отождествляя
космос с бесконечным божеством,
Бруно получает и бесконечный
космос.
Снимая,
далее, границу между творцом
и творением, Бруно разрушает
и традиционную противоположность
формы - как начала неделимого,
а потому активного и творческого,
с одной стороны, и материи как начала
беспредельного, а потому пассивного,
с другой. Бруно, таким образом, не только
передает самой природе то, что в средние
века приписывалось богу, а именно активный,
творческий импульс. Он идет значительно
дальше, отнимая у формы и передавая материи
то начало жизни и движения, которое со
времен Платона и Аристотеля считалось
присущим именно форме. Природа, согласно
Бруно, есть “бог в вещах” .