Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:58, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение натурфилософии как способа миропонимания в различные эпохи времени.
В соответствии с обозначенной целью работы перед ней ставятся следующие задачи:
1) изучить натурфилософию раннего периода;
2) рассмотреть особенности науки в эпоху Возрождения;
3) выделить основные идеи и представителей данного течения философии.
Объектом исследования является понятие натурфилософии. Предметом исследования выступает деятельность представителей натурфилософии, а так же их попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы.
Диалектика, по Гераклиту, это, прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс становления Вселенной, Космоса. Здесь просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к бытию динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», или «все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же».
О
принципах познания Гераклита высказаться
однозначно невозможно. (Кстати, еще
при жизни Гераклита нарекли "темным"
и это произошло не в последнюю
очередь из-за сложного изложения
им своих идей и трудности их понимания).
По-видимому, можно предположить, что свое
учение о единстве противоположностей
он пытается распространить и на познание.
Можно сказать, что природный, чувственный
характер знаний он пытается совместить
с божественным разумом, выступающим истинным
носителем знания, рассматривая как первое,
так и второе в качестве первоосновы знания.
2
Натурфилософия эпохи
Эпоха Ренессанса обратила взгляд философов, ученых и художников с идеального неба на материальную землю. Века прошли в исследованиях и осмыслении потустороннего, и пришло время вернуться на «эту сторону», обратившись к изучению природы, человека, космоса в их конкретных, материальных, подчас, сиюминутных проявлениях.
В этот период натурфилософия описывает жизненные проявления органической жизни и механику мира неорганического. Иногда эти воззрения оказывались даже более наивными, чем мифология античности, так как ученые пытались отвергнуть опыт предшественников и взглянуть на мир по-своему, осмысляя самые элементарные явления и взаимодействия. Но этот отказ от авторитетов был необходим для научного прорыва, расцвета естествознания. Возрождение подарило человечеству труды таких великих деятелей, как Галилей, Коперник, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно. Большинство образованных людей этой эпохи были одновременно и учеными, и художниками, и натурфилософами в самом широком смысле этого слова.
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный художник, великий ученый, скульптор, архитектор, талантливый изобретатель (в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды.
Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на
геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция».
Одним
из величайших гениев эпохи Возрождения
был Джордано Бруно (1548— 1600). Он отбросил
все церковные догматы о
Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог — это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.
Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек — часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром. В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре.
Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики; выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.
Все
эти открытия положили начало его ожесточенной
полемике со схоластами и церковниками,
отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую
картину мира. Римская церковь принимает
решение запретить пропаганду взглядов
Коперника, а Галилей продолжает работать
над совершенствованием доказательств
истинности теории. Научная методология
Галилея опиралась в первую очередь на
математику и механику и таким образом
определила характер его мировоззренческой
ориентации как механистического материализма.
Галилей всячески подчеркивал, что природу,
ее тайны нельзя познать, не овладев математическим
языком. В произведении «Пробирщик золота»
он указывает, что частицам материи присуща
определенная форма, величина, определенное
место в пространстве, движение или покой,
но они не обладают ни цветом, ни запахом,
ибо последние представляют собой восприятия
субъекта. Так он выступил против гилозоизма
материи, но одновременно открыл пути
к отрицанию объективной основы таких
качеств, как вкус, цвет, запах, звук. Бог
выступает у Галилея как перводвигатель,
который сообщил движение планетам. Дальше
природа стала обладать своими собственными
объективными закономерностями, которые
должны изучать науки. Таким образом, Галилей
одним из первых сформулировал деистический
взгляд на природу, который затем встречался
у мыслителей XVII и XVIII вв.
Заключение
В условиях Нового времени в XVII - XVIII вв. на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления, рассмотрения природы и мира в целом. К середине XIX в. натурфилософия полностью исчерпывает свои возможности в обеспечении творческого взаимодействия между философией и естественными науками.
В XX веке физика и астрономия достигли такой полноты знания в некоторых сферах, что появился повод для новых обобщений. Родилась космогоническая по своей сути теория большого взрыва, многие ученые задумались о том, что картина Вселенной оказывается неполной, без понятия о творческом потенциале, о вдохновении, о трансцендентной первопричине. И современная натурфилософия, наконец, обрела свой предмет исследования.
В настоящее время можно назвать натурфилософию философией науки, философией познания. Она исследует методы и пути развития научной мысли. На самом деле, объем естественнонаучных, точных и гуманитарных знаний сегодня так велик, что в рамках одной школы невозможно охватить весь спектр этой информации - таким образом, первоначальная задача исторической натурфилософии не может быть реализована. Зато, современная натурфилософия, выступающая в качестве истории и теории познания, применяющая отдельные постулаты, например, физики или биологии, к осмыслению бытия – занимает свое особое место на стыке естествознания и миросозерцания.
Натурфилософия
- умозрительное истолкование природы
(рассматриваемой в ее целостности),
опирающееся на понятия, выработанные
естествознанием. Начиная с античности
- периода наибольшего влияния натурфилософии,
ее роль исторически менялась. Утратив
прогрессивные позиции, которые определялись
объективной логикой развития науки, натурфилософия
постепенно превратилась в фактор, сдерживающий
познание противоречивых объектов природы
и социальных отношений. Но при этом творчество
античных философов содержит немало гениальных
догадок об устройстве Вселенной.
Библиографический
список
1. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии - М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. - 576с.
2. Горбачев В.В. Основы философии: курс лекций. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с.
3. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Философия: учебник - М.: академический Проект, 2003. - 656с. - (“Gaudeamus”).
4. Кузнецов В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с.
5. Основы современной философии. Издание 2-е доп. Серия "Мир культуры, истории и философии" - СПб.: Издательство "Лань", 1999. - 352 с.
6. Основы философии: Учеб. пособие для вузов / под ред. Е.В.Попова. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997. - 320 с.
7. Смирнов И.Н., Титов В. Ф. Философия: Учеб. для вузов.- М.: "Филинъ", 1998.- 288 с.
8. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник -М.: Гардарики, 2003. - 828с.