Натурфилософия в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 22:09, реферат

Описание работы

Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (около 625–547 до н.э.), основателя милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал "влажную природу", или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: "познай самого себя".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 22.95 Кб (Скачать файл)

НАТУРФИЛОСОФИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

Первым древнегреческим философом  принято считать Фалеса (около 625–547 до н.э.), основателя милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или первоначалу), в качестве которой он рассматривал "влажную природу", или воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: "познай самого себя".

Последним известным  представителем Милетской школы  был Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 до н.э.). О его жизни и деятельности стало известно благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники, Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым, по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того, что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем утверждении греческого мыслителя: "Наша душа, будучи воздухом, является для каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют все мироздание"1.

Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской  школы заложили хороший фундамент  для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие  древнегреческие мыслители в  большей или меньшей степени  обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Выдающимся  представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление  и развитие был Гераклит Эфесский (ок. 540 г. до н.э. – год смерти неизвестен). Личность Гераклита весьма противоречива.

Анализируя  философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.

В основе всего  сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь – тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

Диалектичность  суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые  навечно вошли в историю философской  мысли. Это и знаменитое "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", или "все течет, ничто не пребывает и никогда не остается тем же". И уж совсем философское по характеру высказывание: "бытие и небытие есть одно и то же, все есть и не есть".

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. М., "Высшая школа", 1976. – 543с.
  2. Введение в философию: Учебник для ВУЗов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367 с. (часть 1)
  3. Горбачев В.В. Основы философии: курс лекций. – М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1998. - 352 с.
  4. История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И.И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

1 Цит. по: Антология мировой философии. М., 1969, т. 1, часть 1, С. 274.


Информация о работе Натурфилософия в Древней Греции