Научная картина мира в период античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:44, реферат

Описание работы

То, что мы называем наукой, никогда не было в античности самостоятельным явлением, по преимуществу она была частью философии. Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Научная картина  мира в период античности

 

То, что мы называем наукой, никогда не было в античности самостоятельным явлением, по преимуществу она была частью философии. Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью.

Наука - как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей; средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний. Сама ценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что, прежде всего, выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории.

Первый период - период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии. В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики, не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Расцвет науки был обусловлен творческими достижениями великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. В первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Фактором в античности, была мифология - мощная, сложная, логически внутренне  безупречная, поэтически совершенная. В ее рамках строилась модель мира, описывалась его история, будущее, смысл и направление деятельности людей.

Становятся понятными особенности  новой  культуры мышления, которая  в античности возникала и развивалась  внутри мифологической. Само понятие "природа" - довольно многозначное у различных авторов. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого.

Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения свободных людей. Арифметика (число  само по себе); Геометрия (число на плоскости); Музыка (число в звуке); Астрономия (число в Космосе, в проявленном  мире вещей).

Система математического  знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее. Путь изучения: от наблюдения за миром  астрономии - к постижению творящего  числа (и никак не наоборот).

В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека, являющегося микрокосмом. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны. Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано, например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора, была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

Влияние Пифагора на все  последующее развитие античной научной  мысли, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия

Воздействие египетской и ближневосточной  цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым.

Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить такое  удивительное явление, как "греческое чудо",. Греческая культура не только не стала слепо копировать достижения древних цивилизаций, но создала новую, научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу. Новое, добытое греческой цивилизацией научное знание - заслуга античных мыслителей в его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии.

Математика (от греч. mathema - значение, наука, знание). Для античности важно рассмотрение истории математики. Математика происходит от греческого, означавшего "познающий", "восприимчивый", "успевающий", к этой же группе относятся: "обучение", "изучение", "способность к наукам"; и здесь же: "знание", "наука", "понимание", "мудрость". С математикой связаны и такие фундаментальные понятия античной культуры, как "логос" (одно из толкований - отношение, соотношение, счет), аналогия (пропорция), латинское "рацио" – тоже счет, расчет и т.д.

В истории математики Древней Греции можно выделить несколько периодов:

1) Ионийский период (около 600-450 гг. до н.э.) - Пифагор, Фалес. Период характеризуется переходом от мистической математики к научной дисциплине, основанной на дедуктивном методе. (Формирование общей теории делимости, учение о величинах и измерении, элементы стереометрии.) Зарождение теоретической математики относится ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы о том, что круг делится диаметром на две равные части, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т.д. Фалес впервые попытался логически их обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математики - той математики, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему знаний трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Евдокса, Евклида, Аполлония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры.

2) Афинский период (около 450-300 гг. до н.э.) - Гиппократ Хиосский, Евдокс Книдский. Происходит геометризация математики, появляются новые способы решения задачи о квадратуре круга, общая теория отношений, ранняя форма теории пределов ("метод исчерпывания"). Важнейшим моментом в развитии греческой математики обнаружение несоизмеримых отрезков, т.е. таких, отношение которых друг к другу не может быть выражено не только целым числом, но и любым отношением целых чисел. К ним принадлежат, например, сторона квадрата и его диагональ. Несоизмеримые отрезки и тем самым иррациональные ("невыразимые") величины были довольно сложной проблемой греческой математики. Для ее решения греки изобрели путь геометризации математики. В результате возникла геометрическая алгебра, позволявшая на основе использования наглядных геометрических образов решать чисто алгебраические задачи. Эта дисциплина основывалась на античной планиметрии, представлявшей собой геометрию циркуля и линейки. Она была приспособлена для решения квадратных уравнений и некоторых других классов алгебраических задач.

3) Эллинистический период (около 300-150 гг. до н.э.) – Евклид, Аполлоний Пергский, Менелай Александрийский, Архимед. Высший уровень античной математики. Систематизация математических знаний. Начало прикладной математики. Начало анализа бесконечно малых величин.

4) Завершающий период (около 150-60 гг. до н.э.). - Никомах Герасский, Папп, Диофант. Для периода характерно "затухание" математических исследований, однако разрабатывалась теория чисел (Никомах), проводилась дальнейшая систематизация и комментирование предыдущих разработок (Папп Александрийский, Прокл), появилась "Арифметика" Диофанта.

Астрономия как область античной науки особенно важна для изучения истории науки и техники. Во-первых, небо, звезды - это высшая ценность античного макрокосма на протяжении всей античности, а, во-вторых, история "геометризации" "чувственного космоса" - наиболее яркий и впечатляющий пример перехода от мифо-поэтической картины мира к концептуальной, модельной. Первоначально астрономия существовала в рамках философии. Решающее влияние на становление греческой астрономии оказала вавилонская астрономия. В греческой астрономии впервые были сделаны попытки описания (на основе инструментального наблюдения) движения небесных тел с помощью геометрических моделей (Евдокс – Гиппарх – Птолемей).

Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов. Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота. Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть". Общие проблемы движения исследовали Платон и Аристотель. Некоторые характерные примеры механизмов и машин: водяные часы Ктесибия, дорожные часы из Кре-Шатла, часы с циферблатом по описанию Витрувия, весы — наиболее древний измерительный прибор.

Медицина (от лат. medicina - наука о лечении) первоначально носила сакрально-религиозный характер, практиковалась в святилищах (позднее - асклепейоны). В VII-VIII вв. до н.э. появляются профессиональные потомственные врачи, применяющие эмпирические методы лечения. Около IV в. до н.э. происходит становление (в развитии, главным образом, научного подхода Аристотеля) теоретической медицины - анатомии и физиологии (например, учение о четырех соках в организме) и дальнейшее совершенствование практической хирургии. Сформулирована клятва Гипократа.

География. В гомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Первая греческая карта мира (Анаксимандр, около 550 г. до н.э.), а также "Описание Земли" (Гекатей Милетский, около 500 г. до н.э.), включали территории до Индии и Атлантики

В Греции рано возникла потребность  в определении сторон света. Естественное деление горизонта производилось по движению Солнца. Точки восхода и захода Солнца во время равноденствия - Восток и Запад. Направления меридиана (полуденная линия) дают южное и северное направления. Направления ветров координируются со сторонами света и служат их обозначению. С III в. до н.э. география разделилась на две ветви. Первая - литературная, с акцентом на этнографию (Полибий, Посидоний, Страбон). Вторая ветвь - научная, картографическая, с определением географических координат на основе астрономических параметров

Грамматика (от греч. - умение обращаться с буквами) - первоначально - искусство чтения и письма; в эллинистическое и римское время - знание языка и литературы; в поздней античности понятие было сужено до синтаксиса. Как научная дисциплина, грамматика была основана софистами (V - IV вв. до н.э.).

Риторика (от греч.- искусство красноречия) теоретическая дисциплина была разработана Аристотелем ("Риторика" в 3-х книгах). Практическое красноречие достигло наивысшего расцвета во второй половине V - IV вв. до н.э. (Демосфен и другие ораторы). Наиболее полным античным руководством по подготовке оратора является "Наставление оратору" в 12-ти книгах Квинтилиона.

Филология ( от греч. - любовь к слову) изучавшая литературные источники, широко развивалась в Древней Греции. Грамматика, риторика, филология развивались в тесной связи с философией.

Философия ( от греч. - любовь к мудрости) - за всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Античная философия в целом отличалась созерцательностью, для нее характерны были теоретические расхождения между отдельными школами и философами. Дисциплина мышления, явившаяся результатом возникновения античной философии, стала важной предпосылкой развития науки вообще. Неприходящей заслугой античной философии являются всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории, развитие системы понятий, а также постановка и разработка всех основных философских проблем.

Античная  история по своим целям, в своей рациональной части, была скорее политической наукой. Труды по истории, кроме того, были и литературными произведениями по художественной форме изложения. У истоков греческой истории стоял Гекатей из Милета (конец VI в. до н.э.). "Высшая точка" греческой истории - Фукидид. Он стал основателем прагматической и политической истории, широко использовал научно-критический метод. После Полибия предметом греческой истории стала уже не история Греции, а Всемирная история и история Римского государства. Римская история больше носила черты политической пропаганды, разъясняла и оправдывала внешнюю и внутреннюю политику Рима. Основной формой исторических трудов в Риме была анналистика, термин происходит от ежегодных таблиц (анналов), составлявшихся Великим понтификом.

Античная  техника и технология традиционно группируется и рассматривается по отраслевому принципу: транспорт, горное дело, металлургия, кузнечное дело, ремесло и земледелие, виноградарство и виноделие, строительство, вооружение, тепловые машины. Огромный творческий взлет был характерен для греческого периода. Новые данные, новые реконструкции показывают неадекватность оценок античной техники и технологии. Техника (греч. - технэ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!")

Информация о работе Научная картина мира в период античности