Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:48, реферат
Обыденное знание формируется в процессе повседневного опыта, обыденной жизни людей, непосредственной практической деятельности. Оно отличается от любого целенаправленно формирующегося знания, являющегося результатом деятельности людей, специально, профессионально этим занимающихся: так фольклор как народная художественная деятельность отличается от профессионально создаваемого искусства, народная медицина от знаний, добываемых медицинской наукой, обыденные правовые представления от правовых норм, формулируемых представителями правовой науки и т.д.
1)Введение
2) Социология и философия
3)Социологический "угол зрения "
4)Использованная литература
Разочарование в позитивизме и вообще в философском рационализме ( признающем разум основой познания и поведения ), которые характерны для конца XIX -- начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана : в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни -- интуиции, бессознательному, воле и др. . Такие -- иррационалистические -- философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея -- а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных способов познания (феноменологическая социология и так называемые "постмодернистские" направления социологии). При этом позиция этих философов предполагает и признание значимости философии для науки вообще, для социологии в частности. Так, представитель современной феноменологии французский философ М. Мерло-Понти пишет следующее: "Социолог философствует уже постольку, поскольку берется не только описывать, но и понимать факты. В момент исследования он сам уже -- философ".
Вряд ли можно согласиться с М. Мерло-Понти, что социолог (как представитель науки) лишь описывает факты, а их интерпретация (" истолкование " ) -- дело философа. Обратим внимание на то , что "истолкование" здесь -- это понимание ("сопереживание, раскрытие смысла", то есть специфически гуманитарная процедура, а не объяснение, которым пользуются в научном исследовании.
Как бы то ни было, но и сейчас тесная
взаимосвязь социологии и философии
всегда имеет место, и она необходима.
Во-первых, философия как мировоззрение
(устанавливающая место
Над этими проблемами в настоящее время размышляют и философы, и социологи; над ними размышляли и классики социологии.
Овладение социологами философией и историей социологической мысли, развитие в себе способности понять то, над чем бились лучшие умы и сердца человечества -- залог успешного решения данных проблем.
Социология и другие науки о человеке и обществе
Социология изучает
Естественно, главный интерес будет направлен на то, что бы определить отличие социологии от других наук, изучающих общество и человека. Другими словами, необходим "спецификация" социологии в сравнении с другими научными знаниями, характеризующими один и тот же объект изучения -- человека и общество. Получается, что дело не только и даже не столько в том, что изучает наука. Важно понять, как она это делает. Ответы на эти разные вопросы ("что" и "как") характеризуют различие между объектом и предметом науки. Именно последний определяет статус научной дисциплины. Вопрос о предмете науки -- это определение характерного для данной науки угла зрения на объект, стремление очертить более или менее четко круг проблем і специфических задач, которые составляют область исследования науки. Выяснение взаимоотношения социологии с другими научными дисциплинами, имеющими общий с нег объект исследования, поможет ответить на данный вопрос.
Социологический "угол зрения "
В чем же состоит специфически социологический угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться различными приемами и в частности теми, которые уже были использованы социологами. Например , Ю.А. Левада предлагает поразмышлять над тем, что видят (какими "глазами" смотрят) в одном и том же социальном факте (например, убийство, разводы и др.) представители различных наук: юрист , психолог , демограф , экономист, статистик, социолог. Рассмотрев самые различные факты, Ю.А. Левада приходит к выводу, что специфика социологического подхода, социологического "угла зрения" состоит в следующем: для социолога тот ли иной факт -- один из моментов механизма действия общественной системы. В случае с убийством задача социолога, по мнению Ю.А. Левады, -- установить и объяснить связи различного порядка между характером других сторон жизни и характером преступности.
Значительный интерес для
Специфику социологии П. Сорокин наглядно иллюстрирует, анализируя различные теории причин самоубийства. Это печальное явление, как известно, было объектом внимания и биологии, и медицины, и психиатрии, и психологии, и истории, и экономики, и политологии, и права, а также других биологических, социальных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них искала причины этого явления в своей собственной области. "Самоубийство же, -- как пишет П. Сорокин, -- следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду". Именно таким образом рассматривал самоубийство один из представителей социологической классики, французский социолог конца XIX века Эмиль Дюркгейм. "Смысл его теории, -- как считает П. Сорокин, -- заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств". Итак, анализируя то или иное общественное явление, социолог соотносит его с состоянием общества в целом. Общество как система взаимодействий и отношений находится в поле зрения не только общей или общетеоретической социологии. Изучая явления городской или сельской жизни (социология города, социология села), исследуя процессы, происходящие в молодежной среде либо связанные с положением женщин в обществе (социология молодежи, гендерная социология), -- за всем этим явно или не явно для социолога находится общество как целостная система взаимодействий, частью которой являются анализируемые сферы и группы. В этом и состоят для социолога поиски типичных родовых признаков (напомним, что каждая наука видит в частном типичное и общее). Диалогичным образом понимает специфику социологической науки и известный американский социолог Райт Миллс. В своей работе "Социологическое воображение" он указывает на то, что все изучаемые общественные явления социология старается привести к "общему знаменателю". Таким "общим знаменателем" для социологии является место данного явления в механизме действия социальной системы. По меткому выражению другого американского социолога Пьера Бергера социология изучает "общество в человеке" и "человека в обществе".
Значит ли это (тот факт, что социология приводит все к общему знаменателю, изучает "родовые признаки" и т.д.), что она является универсальной наукой, охватывает все другие науки, изучающие общество? Нет, не значит. Социология тоже в определенном смысле ограничена, как бы загнана в свой угол ("угол зрения") и не может претендовать на то, чем занимаются и что могут, используя свои средства, другие науки, изучающие общество и человека. Но в то же время ей присуща большая широта охвата и способность к обобщениям, умение опереться на данные самых различных общественных дисциплин. Ведь для того, чтобы определить место какого-либо общественного явления в совокупности других явлений и процессов, нужно хорошо знать его свойства и механизмы функционирования, а этим как раз и занимаются различные науки о человеке и обществе.
"Социологический стиль
Для компенсации, для предотвращения
отрицательных последствий
Литература
1.Сорокин П. Человек.
2.Смелзер Н. Социология// Социологическое исследование. - 1990. - №11
3.Кезин А.В. Научность:
4.Фейерабенд П. Избранные