Научное и обычное знание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

Обыденное знание формируется в процессе повседневного опыта, обыденной жизни людей, непосредственной практической деятельности. Оно отличается от любого целенаправленно формирующегося знания, являющегося результатом деятельности людей, специально, профессионально этим занимающихся: так фольклор как народная художественная деятельность отличается от профессионально создаваемого искусства, народная медицина от знаний, добываемых медицинской наукой, обыденные правовые представления от правовых норм, формулируемых представителями правовой науки и т.д.

Содержание работы

1)Введение
2) Социология и философия
3)Социологический "угол зрения "
4)Использованная литература

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

Разочарование в позитивизме и  вообще в философском рационализме ( признающем разум основой познания и поведения ), которые характерны для конца XIX -- начала XX века, привело к распространению философских концепций иного плана : в них основное значение придается внерациональным сторонам духовной жизни -- интуиции, бессознательному, воле и др. . Такие -- иррационалистические -- философские концепции (к ним, в частности, относятся взгляды Дильтея -- а также так называемая феноменология) оказали влияние на социологию, отказывающуюся от "сциентизма" и признающую значимость специфически гуманитарных способов познания (феноменологическая социология и так называемые "постмодернистские" направления социологии). При этом позиция этих философов предполагает и признание значимости философии для науки вообще, для социологии в частности. Так, представитель современной феноменологии французский философ М. Мерло-Понти пишет следующее: "Социолог философствует уже постольку, поскольку берется не только описывать, но и понимать факты. В момент исследования он сам уже -- философ".

 

Вряд ли можно согласиться с  М. Мерло-Понти, что социолог (как представитель науки) лишь описывает факты, а их интерпретация (" истолкование " ) -- дело философа. Обратим внимание на то , что "истолкование" здесь -- это понимание ("сопереживание, раскрытие смысла", то есть специфически гуманитарная процедура, а не объяснение, которым пользуются в научном исследовании.

 

Как бы то ни было, но и сейчас тесная взаимосвязь социологии и философии  всегда имеет место, и она необходима. Во-первых, философия как мировоззрение (устанавливающая место человека в мире вообще, в обществе, в частности, размышляющая над проблемами смысла человеческой жизни и деятельности) обогащается, опираясь на социологические  представления об обществе и человеческой деятельности. Во-вторых, социология не может обойтись без философии, ибо  именно последняя обеспечивает понимание  смысла человеческой деятельности вообще, социологической деятельности в  частности. Философия дает так называемые гуманистические ориентиры социологу, определяет направления и характер самоконтроля в социологической  работе (что он должен и чего не должен делать, к чему ему следует стремиться в социологической деятельности). Именно философия дает возможность  рассматривать социологическую  деятельность не только как средство удовлетворения определенных практических потребностей, но и как способ, обеспечивающий поиски духовности и совершенствования человека.

 

Над этими проблемами в настоящее  время размышляют и философы, и  социологи; над ними размышляли и  классики социологии.

 

Овладение социологами философией и историей социологической мысли, развитие в себе способности понять то, над чем бились лучшие умы  и сердца человечества -- залог успешного решения данных проблем.

 

Социология и другие науки о  человеке и обществе

Социология изучает практически  все общественные явления, самые  многообразные проявления человеческой жизни и деятельности. Содержание учебников социологии или так  называемых "Введений в социологию" охватывает большой круг вопросов: здесь и вопросы различного рода дифференциации в обществе -- социальной, этнической, демографической; здесь и проблемы, возникающие в различных группах и организациях, здесь и характеристика "социальных институтов" -- семьи, религии, политики, экономики, образования и др.; характеристика различных общественных движений , многообразных проблем, которые возникают в обществе и требуют решения, -- экологических, социального неравенства, "отклоняющегося поведения" (преступности, наркомании, проституции и др.). В круг социологических проблем входят и проблемы "изменяющегося мира": урбанизация, рост народонаселения и многое другое. Тем не менее социология не является универсальной наукой и имеет свой собственный угол зрения. В чем он состоит, какое мест занимает социология среди других наук?

Естественно, главный интерес будет  направлен на то, что бы определить отличие социологии от других наук, изучающих общество и человека. Другими  словами, необходим "спецификация" социологии в сравнении с другими  научными знаниями, характеризующими один и тот же объект изучения -- человека и общество. Получается, что дело не только и даже не столько в том, что изучает наука. Важно понять, как она это делает. Ответы на эти разные вопросы ("что" и "как") характеризуют различие между объектом и предметом науки. Именно последний определяет статус научной дисциплины. Вопрос о предмете науки -- это определение характерного для данной науки угла зрения на объект, стремление очертить более или менее четко круг проблем і специфических задач, которые составляют область исследования науки. Выяснение взаимоотношения социологии с другими научными дисциплинами, имеющими общий с нег объект исследования, поможет ответить на данный вопрос.

 

Социологический "угол зрения "

 

В чем же состоит специфически социологический  угол зрения, который отличает социологию от таких наук, как юриспруденция, психология, демография и других, также изучающих человека и общество? Для уяснения сути вопроса можно пользоваться различными приемами и в частности теми, которые уже были использованы социологами. Например , Ю.А. Левада предлагает поразмышлять над тем, что видят (какими "глазами" смотрят) в одном и том же социальном факте (например, убийство, разводы и др.) представители различных наук: юрист , психолог , демограф , экономист, статистик, социолог. Рассмотрев самые различные факты, Ю.А. Левада приходит к выводу, что специфика социологического подхода, социологического "угла зрения" состоит в следующем: для социолога тот ли иной факт -- один из моментов механизма действия общественной системы. В случае с убийством задача социолога, по мнению Ю.А. Левады, -- установить и объяснить связи различного порядка между характером других сторон жизни и характером преступности.

Значительный интерес для рассмотрения интересующей нас проблемы представляют размышления Питирима Сорокина, которые  содержатся в подразделах "Социология как наука" и "Родовая структура  социокультурных явлений" его  книги, изданной в Москве в 1992 году (впервые  за 70 лет после его отъезда  за границу). Перечисляя различные классы социальных явлений (экономические , политические, религиозные и т.д.), которые состоят из общих элементов и отношений , П.Сорокин указывает на следующее: требуется такое изучение, которое "переходит границы любой отдельной дисциплины", существование "особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между, ними. Эта задача, -- по мнению П. Сорокина, -- выполняется социологией".

 

Специфику социологии П. Сорокин наглядно иллюстрирует, анализируя различные  теории причин самоубийства. Это печальное  явление, как известно, было объектом внимания и биологии, и медицины, и психиатрии, и психологии, и  истории, и экономики, и политологии, и права, а также других биологических, социальных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них искала причины этого  явления в своей собственной  области. "Самоубийство же, -- как пишет П. Сорокин, -- следует исследовать как феномен, который повторяется в разных обществах и в различные периоды. В таком качестве оно становится не отдельным случаем, а родовым процессом или типичным феноменом, существующим всегда и повсюду". Именно таким образом рассматривал самоубийство один из представителей социологической классики, французский социолог конца XIX века Эмиль Дюркгейм. "Смысл его теории, -- как считает П. Сорокин, -- заключен в целостном рассмотрении соответствующего общества и его культуры в качестве причин самоубийств". Итак, анализируя то или иное общественное явление, социолог соотносит его с состоянием общества в целом. Общество как система взаимодействий и отношений находится в поле зрения не только общей или общетеоретической социологии. Изучая явления городской или сельской жизни (социология города, социология села), исследуя процессы, происходящие в молодежной среде либо связанные с положением женщин в обществе (социология молодежи, гендерная социология), -- за всем этим явно или не явно для социолога находится общество как целостная система взаимодействий, частью которой являются анализируемые сферы и группы. В этом и состоят для социолога поиски типичных родовых признаков (напомним, что каждая наука видит в частном типичное и общее). Диалогичным образом понимает специфику социологической науки и известный американский социолог Райт Миллс. В своей работе "Социологическое воображение" он указывает на то, что все изучаемые общественные явления социология старается привести к "общему знаменателю". Таким "общим знаменателем" для социологии является место данного явления в механизме действия социальной системы. По меткому выражению другого американского социолога Пьера Бергера социология изучает "общество в человеке" и "человека в обществе".

 

Значит ли это (тот факт, что социология приводит все к общему знаменателю, изучает "родовые признаки" и  т.д.), что она является универсальной  наукой, охватывает все другие науки, изучающие общество? Нет, не значит. Социология тоже в определенном смысле ограничена, как бы загнана в свой угол ("угол зрения") и не может  претендовать на то, чем занимаются и что могут, используя свои средства, другие науки, изучающие общество и  человека. Но в то же время ей присуща  большая широта охвата и способность  к обобщениям, умение опереться на данные самых различных общественных дисциплин. Ведь для того, чтобы определить место какого-либо общественного  явления в совокупности других явлений  и процессов, нужно хорошо знать  его свойства и механизмы функционирования, а этим как раз и занимаются различные науки о человеке и  обществе.

 

"Социологический стиль мышления", который, как считают социологи,  должен быть присущ социологии  и который пытаются "привить"  руководителям различного уровня  означает не что иное, как следующее:  внося изменения в ту или  иную сферу общественной жизни,  необходимо предвидеть, как это  скажется на другой, зачастую  весьма отдаленной, области, которая  непосредственно не является  объектом управленческого решения. Например, вовлекая женщин в народнохозяйственную жизнь страны, следует предвидеть, как это скажется при данных условиях на демографических процессах, деторождаемости; принимая решение о всеобщем среднем образовании, следует предвидеть изменения в отношении к труду молодых рабочих, которые приходят на предприятия с низкой культурой производства и наличием свободных мест, не требующих относительно высокого уровня образования; приватизируя предприятия, следует предвидеть, как это скажется на положении занятых на них работников и т.д.

 

Для компенсации, для предотвращения отрицательных последствий решений, которые замышлялись как имеющие  положительный эффект, необходимо иметь в виду всю цепочку связей, большую совокупность явлений, их целостное сцепление и взаимодействие -- это и есть социологический стиль мышления в социологической деятельности. И определен он спецификой социологической науки, особенностью ее предмета.

 

Литература

 

1.Сорокин П. Человек. Цивилизация.  Общество. - М., 1992

 

2.Смелзер Н. Социология// Социологическое  исследование. - 1990. - №11

 

3.Кезин А.В. Научность: эталоны,  идеалы, критерии. - М., 2003

 

4.Фейерабенд П. Избранные труды  по методологии науки. - М., .........


Информация о работе Научное и обычное знание