Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:23, лекция

Описание работы

Понятие науки. Основные особенности научного познания (критерии научности). Характерная черта научного познания. Формы вненаучного знания.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 19.46 Кб (Скачать файл)

1 Вопрос

Материальное бытие - это  бытие природы, ее состояний, явлений  и процессов; это мир вещей, созданных  человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого  от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется  в сознании и самосознании каждого  из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает  в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

3 Вопрос

Научное и вненаучное знание. Критерии научности

Понятие науки. Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем»  является наука. До Нового времени не было условий для формирования науки  как системы знания, своеобразного  духовного феномена и социального  института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как целостная органическая система  трех названных своих сторон, она  возникла в Новое время, в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого  времени наука начинает развиваться  относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение, способствует развитию самого человека.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом  познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о  его законах. Вместе с тем она  разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются  между собой тем, какую сторону  действительности, форму движения материи  они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1.Основная задача научного познания  — обнаружение объективных законов  действительности: природных, социальных

(общественных), законов самого  познания, мышления и др.

Отсюда ориентация исследования главным  образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые

характеристики и их выражение  в системе абстракций, в

форме идеализированных объектов.

2.Непосредственная цель и высшая  ценность научного познания —  объективная истина, постигаемая  преимущественно

рациональными средствами и методами, но, разумеется, не

без участия живого созерцания и  внерациональных средств.

Отсюда характерная черта научного познания — объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3.Наука в большей мере, чем  другие формы познания, ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть

«руководством к действию» по изменению  окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный  смысл научного изыскания может  быть выражен формулой: «Знать, чтобы  предвидеть, предвидеть, чтобы практически  действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

4.Научное познание есть сложный  противоречивый процесс

воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов и  других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что  более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы).

5.В процессе научного познания  применяются такие специфические  материальные средства, как приборы,  инструменты, другое так называемое  «научное оборудование». Кроме  того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для  исследования своих

объектов и самой себя таких  идеальных (духовных) средств

и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.

6.Для научного познания характерны  строгая доказательность, обоснованность  полученных результатов, достоверность  выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

7.Для науки характерна постоянная  методологическая реф­лексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непроти­воречивость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в выше­перечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:

1.ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизированное знание, которое  не формализуется и не описывается  законами, находится в противоречии  с существующей научной картиной мира;

2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3.паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

5.квазинаучное знание ищет себе  сторонников и приверженцев, опираясь  на методы насилия и принуждения.  Оно, как правило, расцветает  в условиях строго иерархичной  науки, где невозможна критика  власть предержащих, где жестко  проявлен идеологический режим;

 

6.антинаучное как утопичное  и сознательно искажающее представления  о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

7.псевдонаучное знание представляет  собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности  популярных теорий, например, истории  о древних астронавтах, о снежном  человеке, о чудовище из озера  Лох-Несс.

Сознание и бессознательное  Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм Познание, творчество, практика Чувственное, рациональное и иррациональное в  познавательной деятельности Истина и  заблуждение Структура научного познания, его уровни и формы Рост научного знания. Научные революции  Общество, наука, техника. Сциентизм  и антисциентизм Метод и методология. Классификация методов Роль философии в научном познании

 


Информация о работе Научное и вненаучное знание. Критерии научности