Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 17:23, лекция
Понятие науки. Основные особенности научного познания (критерии научности). Характерная черта научного познания. Формы вненаучного знания.
1 Вопрос
Материальное бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.
3 Вопрос
Научное и вненаучное знание. Критерии научности
Понятие науки. Основной формой познавательной
деятельности, главным ее «носителем»
является наука. До Нового времени не
было условий для формирования науки
как системы знания, своеобразного
духовного феномена и социального
института. До этого существовали лишь
элементы, предпосылки науки, но не
сама наука как указанное
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.
Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.
Основные особенности научного познания (критерии научности):
1.Основная задача научного
(общественных), законов самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые
характеристики и их выражение в системе абстракций, в
форме идеализированных объектов.
2.Непосредственная цель и
рациональными средствами и методами, но, разумеется, не
без участия живого созерцания и внерациональных средств.
Отсюда характерная черта
3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть
«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.
4.Научное познание есть
воспроизводства знаний, образующих
целостную развивающуюся
5.В процессе научного
объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств
и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.
6.Для научного познания
7.Для науки характерна
В современной методологии
Вненаучное знание. Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в вышеперечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследовать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.
В современной теоретико-
1.ненаучное, понимаемое как
2.донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;
3.паранаучное как не
4.лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;
5.квазинаучное знание ищет
6.антинаучное как утопичное
и сознательно искажающее
7.псевдонаучное знание
Сознание и бессознательное Познание как предмет философии: единство объекта и субъекта, многообразие форм Познание, творчество, практика Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности Истина и заблуждение Структура научного познания, его уровни и формы Рост научного знания. Научные революции Общество, наука, техника. Сциентизм и антисциентизм Метод и методология. Классификация методов Роль философии в научном познании
Информация о работе Научное и вненаучное знание. Критерии научности