Научное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:57, контрольная работа

Описание работы

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3-4
1.Специфика научного познания……………………………….....5-6
2.Уровни научного познания……………………………….……..6-16
3.Методы и формы научного познания…………………………..16-21
Заключение……………………………………………………………...22-24
Список литературы……………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 50.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

  1. Специфика научного познания……………………………….....5-6
  2. Уровни научного познания……………………………….……..6-16
  3. Методы и формы научного познания…………………………..16-21

Заключение……………………………………………………………...22-24

Список литературы……………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Современная  наука развивается очень быстрыми  темпами, в настоящее время  объем научных знаний удваивается  каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого  познания – наука  в наши дни  становиться все более и более  значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела  столь присущую ей развитую систему  методов, принципов и императивов  познания. Именно правильно выбранный  метод наряду с талантом ученого  помогает ему познавать глубинную  связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Вместе с тем все  эти методы находятся в диалектической связи с общенаучными методами, которые  они, как правило, содержат в различных  сочетаниях и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство

является одной из причин, которые определяют важность наличия  философских знаний у любого ученого. Ведь именно философия как наука  «о наиболее общих закономерностях  бытия и развития мира» занимается изучением тенденций и путей  развития научного познания, его структуры  и  методов исследования, рассматривая их через призму своих категорий, законов и принципов. Вдобавок ко всему философия наделяет ученого  тем всеобщим методом, без которого невозможно обойтись в любой области  научного познания.    

      Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

 

 

 

 

 

1.Специфика научного познания

Научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это  вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Мы видим, что эта проблема является одной из главных в позитивизме. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания.

Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование  абстрактных понятий, так как  сама наука использует и наглядные  образы.

Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических  знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью  следующих приемов:

Универсализация — распространение  общих моментов, наблюдаемых в  эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».)

Идеализация — в формулировках  законов указываются идеальные  условия, которых в самой действительности не бывает.

Концептуализация — в  формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих  точный смысл и значение.

Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые  являются обобщениями опыта, выявляющими  повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.

Первоначально на базе классификации  эмпирических данных (эмпирический уровень  познания) формулируются обобщения  в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон.

Законы позволяют  объяснить  уже известные и предсказать  новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и  экспериментам. Законы ограничивают область  своего действия. Так, законы квантовой  механики применимы только к микромиру.

Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах):

редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней;

эволюционизм — утверждение  естественного происхождения всех явлений;

рационализм — как противоположность  иррационализму, знанию, основанному  не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

 

 

2. Уровни научного познания

    Понятие метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

   Метод вооружает  человека системой принципов,  требований, правил, руководствуясь  которыми он может достичь  намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

     «Таким образом,  метод (в той или иной своей  форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности».

Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, видный философ XVII в. Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. А другой известный ученый и философ этого же периода Р. Декарт изложил свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых... без лишней траты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно».

    Существует целая  область знания, которая специально  занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает «учение о методах» (ибо происходит этот термин от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

    Методы научного  познания принято подразделять  по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования.

    Всеобщих методов  в истории познания известно  два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

    Вторую группу  методов познания составляют  общенаучные методы, которые используются  в самых различных областях  науки, т. е. имеют весьма  широкий, междисциплинарный спектр  применения.

    Классификация  общенаучных методов тесно связана  с понятием уровней научного познания.

     Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.. «Это различие имеет своим основанием неодинаковость, во-первых, способов (методов) самой познавательной активности, а во-вторых, характера достигаемых научных результатов»1. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

     Эмпирический  уровень научного познания характеризуется  непосредственным исследованием  реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.  На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п. Кроме того, уже на втором уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.                   

     Теоретический  уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность,  что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем  обработки данных эмпирического  знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др. Однако «на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенной сводки эмпирических данных; теоретическое мышление нельзя свести к суммированию эмпирически данного материала. Получается, что теория вырастает не из эмпирии, но как бы рядом с ней, а точнее, над ней и в связи с ней».

Теоретический уровень - более  высокая ступень в научном  познании. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

    Выделяя в научном  исследовании указанные два различных  уровня, не следует, однако, их  отрывать друг от друга и  противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. 

    Эмпирическое  исследование, выявляя с помощью  наблюдений и экспериментов новые  данные, стимулирует теоретическое  познание (которое их обобщает  и объясняет), ставит перед ним  новые более сложные задачи. С  другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Информация о работе Научное познание